Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:31, реферат

Описание работы

Сколько существует государство, столько существует гражданская служба. Государственная служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Она является одним из основных институтов административного права.
Государственная служба представляет своеобразные отношения служащих к государству. Характер этих отношений существенно меняется в истории сообразно с изменениями государственного строя, поэтому столь же разными являются и воззрения на юридическую сущность этих отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..ст. 3
Понятие государственной службы РФ…………………………..….ст. 5
Правовая основа государственной службы РФ……………………..ст. 8
Принципы государственной службы РФ…………………………….ст.10
Заключение ……………………………………………………………….ст.15
Список литературы……………………………………………………….ст.18

Работа содержит 1 файл

гос служба.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Организационно-функциональными  принципами государственной службы являются:

  1. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое его название – принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. Он может быть раскрыт в двух главных положениях – во-первых, нижестоящие (подотчетные лица) государственные служащие обязаны исполнять принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения; во-вторых, эти решения должностных лиц должны быть законными.
  2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Согласно этому принципу едиными должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему, квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности и так далее.
  3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Этот принцип заключается в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, то есть выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание. У государственного служащего предусматривается наличие одной специализации соответствующего профессионального образования. Одна из основных обязанностей гражданского служащего – поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
  4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Это означает открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Государственный служащий обязан соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
  5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Этот принцип сводится к установлению законодателем ответственности (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) за неправомерные действия или бездействие государственных служащих.
  6. Принцип стабильности государственной службы. Это постоянство государственно-служебных отношений. Она проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства. Она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий, переподготовкой. Государственная служба должна быть политически нейтральной и не зависеть от смены политической власти.
  7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Государственная и муниципальная служба являются видами единой публичной службы, имеют похожее правовое регулирование, одинаковую практическую значимость для общества. Поэтому и их развитие должно происходить во взаимосвязи.
  8. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Обеспечению принципа защиты государственных служащих служат установленные законом государственные гарантии служащих. Например, государственному служащему гарантируется его защита и защита членов его семьи от насилия. Угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
  9. Принцип социально-правовой защиты государственных служащих означает создание необходимых условий для нормальной деятельности управленческого персонала; повышение престижа труда государственных служащих и самой государственной службы; установление достаточно высокой заработной платы, использование системы премиальных выплат, медицинского обслуживания, государственного страхования, оптимального решения вопросов пенсионного обеспечения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Создание  государственной службы в качестве публичного социально-правового института есть один из способов институциализации государственной и общественной жизни, что, в свою очередь, выступает условием нормального и надежного экономического и социального развития. Реформирование государственной службы Российской Федерации – один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, повышению авторитета государственной службы. Главные направления реформы раскрыты в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 года.

     Турчинов  А.И. дает следующую оценку состоянию  государственной службы:

  • «заторможенность процесса развития правовой базы;
  • неэффективность системы управления;
  • концептуальная неопределенность ее модели в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
  • неразработанность государственной кадровой политики и, как результат, отсутствие единой нормативно-правовой базы для реализации кадровых технологий, стабильности кадрового состава, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма;
  • весьма слабая научно-методическая обеспеченность, недостаточное использование информационных технологий в управлении государственной службой РФ».5

     Причинами, служащими основанием для необходимости реформирования государственной службы, являются: отсутствие механизма реализации принципа служения государству; необеспеченность взаимосвязи между различными видами государственной службы; неразработанность правовых и социальных гарантий для государственных служащих; необходимость усиления публично-правовых начал государственной службы; установление открытости и прозрачности деятельности государственных органов; дебюрократизация государственной службы.6

     Однако  не все «государственное» реализуется и формируется отношениями службы, опорой на власть. Существуют и действуют иные составные упорядочивающего, организующего и регулирующего потенциала государства: язык, совместная история народов, образование, наука, знания, духовная и материальная культура и так далее. Поэтому когда речь ведется о службе как об институте, то имеется в виду формальное явление - система определенных отношений, организационно и юридически отрегулированная, через которую проявляется и практически реализуется сущность государства и его аппарата. Но в содержательном аспекте служба есть высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение, требующее как выдающихся качеств от того, кто ее несет, так и полной самоотдачи своих сил и возможностей. Предполагается, что лицо, замещающее государственную должность, является носителем определенного мировоззрения, в результате которого «государственное» превалирует над частным. Когда об этом забывают, то для государства и общества наступает беда. Не каждый способен служить по личным основаниям, в том числе и по своим жизненным идеалам, ценностям и целям. Служащие должны занимать незначительный удельный вес от всей массы работающих, но по своим общекультурным, профессиональным и личностным качествам они призваны, безусловно, выделяться и действительно составлять в обществе самый образованный, нравственно чистый патриотический слой. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества7. На пути к совершенствованию государственной службы существует множество препятствий. Основное из них, самое труднопреодолимое, видится в укоренившихся веками в российском сознании стереотипах анархии, произвола, вседозволенности, вольницы, необузданности любого «я». Поэтому нужно разрабатывать правовые нормы, которые реально и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных отношений. Нужна отработанная по всем параметрам система, которая бы диктовала тем, кто служит, необходимые для общества и самого государства стиль мышления, поведения и деятельности.8 

 

Cписок литературы 

Список нормативно-правовых актов

1. Конституция  РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);

2. Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ;

3. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05. 2003 №58-ФЗ;

4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24.07.2004 г. №79-ФЗ.

Учебники

1. Административное право. Курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М., 2008.

2. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право. – М., 2008.

Научные статьи

1. Атаманчук,  Г.В. Сущность государственной  службы: история, теория. Закон, практика. – М., 2008.

2. Куракин, А.В.  Административно-правовые средства  борьбы с коррупцией в системе  государственной службы//Журнал  российского права. – 2003. - №7. – С.79-85.

3. Ноздрачев, А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы//Законодательство и экономика. – 2005.- №12(260). – С.22-23.

4. Старилов, Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы?//Журнал российского права.- 2004. - №9.- С.11.

5. Чиканова, Л.А.  Правовое регулирование служебных  отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики//Журнал российского права. – 2005. - №4. – С.61-67.

Информация о работе Государственная служба