Государственная служба в Республике Беларусь, её права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Институт функциональных административных служб, имеющий не политический, а юридический характер, призван обеспечивать, гарантировать осуществление государственных задач.
Цель даной контрольной работы детально рассмотреть понятие государственной службы в Республике Беларусь, её прав и обязанностей. Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и принципы государственной службы………………………………….4
2. Понятие и правовой статус государственного органа, государственной должности и государственного служащего………………………………………6
3. Условия и порядок поступления на государственную службу…………………..7
4. Контракт с государственным служащим…………………………………………10
5. Классы государственных служащих. Порядок присвоения классов………….…11
6. Аттестация государственных служащих………………………………………….14
7. Права и обязанности государственного служащего…………………………....15
8. Материальное и социальное обеспечение государственных служащих……….18
9. Ответственность государственного служащего за нарушение законодательства о государственной службе…………………………………………………………...20
10. Основания и порядок прекращения государственной службы……………….21
Заключение……………………………………………………………….……………24
Список использованных источников………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

государсвенная служба готовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………………...3

  1. Понятие и принципы государственной службы………………………………….4
  2. Понятие и правовой статус государственного органа, государственной должности и государственного служащего………………………………………6
  3. Условия и порядок поступления на государственную службу…………………..7
  4. Контракт с государственным служащим…………………………………………10
  5. Классы государственных служащих. Порядок присвоения классов………….…11
  6. Аттестация государственных служащих………………………………………….14
  7. Права и обязанности государственного служащего…………………………....15
  8. Материальное и социальное обеспечение государственных служащих……….18
  9. Ответственность государственного служащего за нарушение законодательства о государственной службе…………………………………………………………...20
  10. Основания и порядок прекращения государственной службы……………….21

    Заключение……………………………………………………………….……………24

    Список  использованных источников………………………………………………….25

 

Введение 

     Концепция государственной службы как института  ведения публичных дел, иначе  государственных дел, восходит к  римской традиции понимания демократического государства как республики. Государство становится фактическим общенациональным институтом лишь благодаря формированию государственной службы как действительной службы народу, его праву и закону.

     Государство есть общее дело народа - этот тезис получил международное правовое закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 25): "Каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации… и без необоснованных ограничений право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; б) голосовать и быть избранным в органы государственной власти; в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

     Народ - учредитель государства, имеет естественное право на ведение своих совокупных, общих, публичных, государственных  дел. Избранные народом должностные  лица, равно как и поступившие  на государственную службу граждане, выступают в таком случае доверенными народа. Этим самым утверждается положение о связанности волей народа. Государственная служба - публичный институт реализации конституции, законов и функции государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных органов - служб, надзоров, агентств для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов госвласти и управления. Институт функциональных административных служб, имеющий не политический, а юридический характер, призван обеспечивать, гарантировать осуществление государственных задач.

     Цель  дано  контрольной работы детально рассмотреть понятие государственно службы в Республике Беларусь, её прав и обязанностей. Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

 
 

 

    1. Понятие и принципы государственной  службы в Республике Беларусь.

    Государственная служба – представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной и оплачиваемой государством основе отдельной категорией лиц — работниками государственных организаций в целях выполнения задач и функций государства.

Выделяют  следующие виды государственной службы:

  1. в органах ветвей власти:

    а) в  органах законодательной власти;

    б) в  органах исполнительной власти;

    в) в  органах судебной власти;

  1. в зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:

    а) в  органах внутренних дел;

    б) в  прокуратуре;

    в) в  таможенных органах;

    г) в  налоговых органах и т.д.;

  1. в зависимости от места органа в системе государственных органов:

    а) в  республиканских органах;

    б) в  местных органах;

  1. в зависимости от вида органа, в которых она осуществляется:

    а) гражданская (правительственная, парламентская, общеадминистративная);

    б) правоохранительная (прокурорская, государственной безопасности);

    в) милитаризованная (войсковая — вооруженные силы, военизированная — милиция);

    г) специализированная (юстиционная, финансово-кредитная, контрольно-надзорная).

    Государственной службе присущи следующие принципы:

    1). Принцип  верховенства Конституции Республики Беларусь;

    2). Принцип  служения народу Республики Беларусь;

    3). Принцип законности;

    4). Принцип  приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

    5). Принцип  гуманизма и социальной справедливости;

    6). Принцип  единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

    7). Принцип  гласности;

    8). Принцип  профессионализма и компетентности государственных служащих;

    9). Принцип  подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

    10). Принцип  добровольности поступления граждан на государственную службу;

    11). Принцип  равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

    12). Принцип  стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

    13). Принцип экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

      Правовую  основу государственной службы в  Республике Беларусь составляют:

      - Конституция Республики Беларусь

      - Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.07.2003 г.

      - иные законодательные акты.

        На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

       Основные  функции государственной службы следующие:

  • выполнение положений законодательства;
  • обеспечение реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, органов местного публичного управления;
  • организация и обеспечение эффективной деятельности органов публичной власти в соответствии с их целями, задачами и компетенцией, предусмотренными законодательством.
 
    1. Понятие и правовой статус государственного органа, государственной  должности и государственного служащего.

    Государственный орган – организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности, образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами.

    Государственная должность - должность, установленная законодательством как штатная единица государственного органа, с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

    Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях  технического обслуживания и обеспечения  деятельности этого не относятся  к государственным должностям.

    Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

    Государственные служащие в зависимости от характера  полномочий делятся на должностных лиц, оперативный состав, вспомогательный персонал.

    Должностными лицами(руководителями) называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и вправе предъявлять к ним обязательные для исполнения требования.

    Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти, которые имеют право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции).

    Оперативный состав(функциональные работники) — государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, но выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы, специалисты, референты, консультанты и т.п.). Основная задача работников оперативного состава – содействие должностным лицам в подготовке правовых актов, а также в принятии и осуществлении руководящих решений.

    Вспомогательный составработники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия или влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, сотрудники отдела кадров, бухгалтерии, канцелярии, хозяйственных служб). 

    1. Условия и порядок поступления  на государственную  службу. Основания  для отказа в приеме на государственную службу.

        Право на поступление на государственную  службу имеют граждане Республики  Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего  возраста, владеющие государственными  языками Республики Беларусь  и отвечающие иным требованиям,  установленным настоящим Законом, иными законодательными актами о государственной службе. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

     При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

    1. личное  заявление;

    2. личный  листок по учету кадров;

    3. паспорт,  документы воинского учета (для  военнообязанных и лиц, подлежащих  призыву на воинскую службу);

    4. трудовую  книжку, за исключением впервые  поступающих на работу;

    5. диплом  или иной документ о соответствующем  образовании, за исключением случаев,  когда для занятия государственной  должности наличие определенного  образования не требуется;

    6. декларацию  о доходах и имуществе;

    7. медицинское  заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).

     Сведения, представленные при поступлении  на государственную службу, подлежат изучению.

     Гражданин при поступлении на государственную  службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к этим сведениям.

     Для гражданина, впервые поступающего на государственную службу, по соглашению сторон может устанавливаться предварительное испытание на срок от трех до шести месяцев. В срок предварительного испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе.

Информация о работе Государственная служба в Республике Беларусь, её права и обязанности