Формы и методы государственного управления

Автор: a***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятия и дать общую характеристику форм и методов государственного управления;
- изучить правовые акты управления: понятие и юридическое значение, классификацию правовых актов управления; порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления; требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения; порядок отмены, изменения и приостановления актов государственного управления; особенности актов с административными санкциями

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.1. Понятие и характерные черты административно-правовых
форм государственного управления………………………………………………5
1.2. Классификация форм управленческой деятельности……………………….8
2.1. Виды административно-правовых методов
государственного управления……………………………………………………..13
2.2. Характеристика методов государственного управления……………………14
3.1. Административно-правовые акты управления……………………………...
3.2. Отличие административно-правовых актов управления
от смежных правовых форм………………………………………………………
3.3. Классификация административно-правовых
актов управления…………………………………………………………………..
3.4. Лицензирование как метод контроля
в государственном управлении……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал  в г. Перми 

   
Кафедра ________________________

Оценка__________________________

Подпись преподавателя____________

                 «____»_____________2011г.

   
 
 
 
 

Формы и методы государственного управления 
 
 
 

  Курсовая работа

по Системе  государственного управления

Саначевой Светланы

Студента курса_____, группы_______

Специальность

Руководитель__________________________

_____________________________________________________________

Ученая степень

______________________________________________________________

Ученое звание 
 

 

Пермь

2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.1. Понятие и  характерные черты административно-правовых

форм государственного управления………………………………………………5

1.2. Классификация  форм управленческой деятельности……………………….8

2.1. Виды административно-правовых методов

государственного  управления……………………………………………………..13

2.2. Характеристика  методов государственного управления……………………14

3.1. Административно-правовые акты управления……………………………...

3.2. Отличие административно-правовых актов управления

от смежных  правовых форм………………………………………………………

3.3. Классификация административно-правовых

актов управления…………………………………………………………………..

3.4. Лицензирование как метод контроля

в государственном  управлении……………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы…………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Государственное управление - важнейший вид социально  значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан и их объединений в рамках действующего законодательства.

    В процессе государственно-управленческой деятельности исполнительных органов и должностных лиц используются различные способы осуществления управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

    Именно  управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект» в максимальной степени выражают содержание повседневного  процесса функционирования всех звеньев государственно-властного механизма, созданного для претворения в жизнь управленческой миссии государства.

    Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и  функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

    Управленческая  деятельность государственных органов  и органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным содержанием, то есть конкретными связями, принципами, процессами, участниками и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

    В настоящее время тема курсовой работы «Формы и методы государственного управления»  в различных источниках раскрыта многосторонне, ее актуальность имеет большое значение на государственном уровне.

    Объектом  исследования являются формы и методы государственного управления.

    Основной  целью данной курсовой работы является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:

    - раскрыть понятия и дать общую характеристику форм и методов государственного управления;

    - изучить правовые акты управления: понятие и юридическое значение, классификацию правовых актов управления; порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления; требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения; порядок отмены, изменения и приостановления актов государственного управления; особенности актов с административными санкциями

    - рассмотреть формы реализации исполнительной власти, их виды. Сочетание правовых и неправовых форм управления.

    При подготовке курсовой работы были использованы преимущественно следующие источники: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, дополненное. М.: Омега-Л, 2007; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006, а также нормативные акты Правительства РФ. 
 
 
 
 
 
 

1.1. Понятие и характерные черты административно-правовых

форм  государственного управления

    Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в различного рода конкретных действиях, отражающих ее содержание и специфику осуществляющих ее государственных органов. В наибольшем объеме данное условие применимо к деятельности органов исполнительной власти, т.к. именно они реализуют ее повседневно и в многообразных формах.

    В философском понимании форма  соотносится с содержанием. Под  формой понимается внешнее выражение, а под содержанием - внутреннее наполнение объекта или явления. Таким образом, форма рассматривается как внешнее выражение содержания. Применительно к деятельности исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти. В деятельности исполнительной власти профессор Д.Н. Бахрах различает организационную форму (это ее аппарат) и юридическую форму - это административное право.

    Профессора  М.И. Пискотин и Ю.М. Козлов под формой государственного управления предложили понимать внешне выраженное действие органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующего должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и влекущее за собой определенные юридические последствия.

    Фактически  такой же точки зрения придерживается и профессор Ю.Н. Старилов. Форму управления он рассматривает как "внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами и органами местного самоуправления. Форма управления - это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц"1.

    Профессор Г.В. Атаманчук формы управленческой деятельности определяет как "внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности"2. Он обоснованно считает, что по формам можно характеризовать деятельность государственных органов в рамках осуществляемой ими компетенции.

    В науке административного права  подобные формы государственного управления называются административно-правовыми. К ним следует отнести также, например: формы реализации представительной, судебной, исполнительной власти, прокуратуры.

    Правовая  форма государственного управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления; повседневное практическое руководство деятельностью предприятий, учреждений и организаций, служащих и граждан в сферах и отраслях управления на основе и во исполнение законов.

    Характерные черты правовых форм государственного управления заключаются в том, что  в них наиболее отчетливо проявляется  государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

    Формы управленческой деятельности в силу их направленности весьма многообразны. Выбор в конкретной ситуации тех  или иных управленческих форм зависит от многих обстоятельств. На содержание принимаемого управленческого решения могут оказывать влияние следующие факторы: характер компетенции органа государственного управления (или должностного лица); уровень правовой регламентации между субъектами управления (закон, указ, постановление, ведомственный или межведомственный приказ); характер управленческих связей (прямое или оперативное управление); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); виды взаимодействия (внутренне или внешнее); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий и т.п.

    Все используемые органами государственного управления (должностными лицами) формы подчинены целям исполнительной и распорядительной деятельности. Поэтому они избираются соответствующими органами непроизвольно. Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми нормами (например, в актах, касающихся правового положения того или иного органа управления, в должностных инструкциях, регламентах).

    Одним из новых уровней качества законодательства в сфере действия органов исполнительной власти следует считать складывающуюся практику издания технических регламентов, определяющих качество выпускаемой продукции. В частности, в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" были изданы:

    Постановление Правительства Российской Федерации3, установившее требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту;

    Постановление Правительства Российской Федерации, установившее требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории России и их эксплуатации независимо от места их изготовления "в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств".

    Выбор конкретной формы деятельности подчинен определенным закономерностям, которые  можно определить следующим образом. Она должна соответствовать компетенции данного субъекта управления, а также назначению и функциям управленческой деятельности; содержанию и характеру разрешаемых вопросов; целям управляющего воздействия; особенностям конкретного объекта управления.

    1.2. Классификация форм управленческой деятельности

    Классификация форм управленческой деятельности может  проводиться по различным основаниям. Большинство ученых-административистов среди форм управленческой деятельности выделяют правовые и неправовые.

    1. Правовые формы влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

    Профессор А.П. Коренев правовые формы управленческой деятельности классифицирует следующим  образом.

Информация о работе Формы и методы государственного управления