Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).
1. Основные понятия и их краткая характеристика
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
4. ФК как учебная дисциплина
5. Основные положения организации физического воспитания в вузе
6. Контрольные вопросы
Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное.
Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.
В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.
В специальное отделение
зачисляются студенты, отнесенные по
данным медицинского обследования в
специальную медицинскую
Студенты, освобожденные
по состоянию здоровья от практических
занятий на длительный срок, зачисляются
в специальное учебное
В спортивное учебное отделение, зачисляются студенты имеющие спортивные разряды по видам спорта, показавшие хорошую физическую подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.
Студенты спортивного
отделения выполняют
Перевод студентов из одного
учебного отделения в другое, осуществляется
по их желанию только после успешного
окончания семестра или учебного
года. Перевод студентов в
5.2. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов
Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.
Учебные занятия проводятся в форме:
- теоретических, практических, контрольных;
- элективных практических занятий (по выбору);
- индивидуальных и
- самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются в форме:
- выполнения физических
упражнений и рекреационных
- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
- самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
- массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
Сроки и порядок выполнения зачетных требований и тестов
определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
Практические зачетные требования и тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях, к которым допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получающие необходимую подготовку.
Зачет у студентов принимают преподаватели в постоянно закрепленных учебных группах. Отметка о зачете вносится в ведомость факультета и в зачетную книжку студента.
Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. Студенты, выполнившие все требования учебного плана и учебной программы, допускаются к итоговой аттестации по физической культуре, которая проводится комиссией кафедры.
5.3. Контроль состояния здоровья студентов
Для контроля за состоянием здоровья студентов в университете ежегодно проводятся врачебные обследования студентов до начала учебных занятий по физическому воспитанию на 1 курсе и повторно на всех последующих курсах в начале каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями;
Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура" не допускаются.
6. Контрольные вопросы
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность. Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества. Социальные функции физической культуры и спорта. Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке. Деятельностная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального труда. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт. Основные положения организации физического воспитания в вузе.
Литература:
1. www.erudition.ru Эле
2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: ТиПФК, №3, 2001. – С. 2 – 7.
3. Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры /ТиПКФ 2004, №5. – 52 – 54
4. Егорычев А.О., Егорычева Э.В. Изучение отношения студентов к занятиям ФКиС.
5. ИНСТРУКЦИЯ по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений /утверждена приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. №777
6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
7. Полянский В.П. Торетико-методологическое , 1999
8. Социология физической культуры и спорта: Учебник/ В.И. Столяров – М.:ФиС,2005. – 400с.
9. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» принят от 4 декабря 2007 года.
10. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах [Текст] / В.А. Фетисов; Федеральное агенство по физической культуре и спорту. – М.: Советский спорт, 2005. – 80с.
11. Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.
12.
Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов