Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).
1. Основные понятия и их краткая характеристика
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
4. ФК как учебная дисциплина
5. Основные положения организации физического воспитания в вузе
6. Контрольные вопросы
Рассматривая ценности ФК, современные ученые выделяют два уровня ценностей: общественный и личностный (Лубышева Л.И., 2004).
К общественным ценностям ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные и интенционные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера, по мнению (Лубышева Л.И., 2004), следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.
Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.
Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими упражнениями и спортом.
К мобилизационным ценностям ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях.
Личностный уровень освоения ценностей ФКиС определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
Исходя из этого можно сформулировать следующее определение понятия "физическая культура личности". Это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (Виленский М.Я., Соловьев Г.М., 2001).
Ученые выделяют несколько уровней физической культуры личности. Приведем их краткую характеристику:
1. Ситуативный, при котором отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям. В целом отсутствует положительное отношение к освоению ценностей физической культуры ….
2. Начальной грамотности характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности… Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и т. д.), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры и попытки физического самосовершенствования. Физическое совершенство характеризуется удовлетворительным уровнем физического развития и подготовленности… Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности становится реальностью, отмечаются попытки систематизации деятельности.
3. Уровень образованности отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются интеллектуальные способности и эрудированность. Физическое совершенство характеризуется хорошей степенью физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Как правило, физическое самосовершенствование и организованные групповые формы занятий становятся нормой.
4. Творческий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Физическое самообразование и физическое самосовершенствование приобретают системность и творческую основу.
Приведенные выше уровни физической культуры личности, косвенно можно оценить по отношению студентов к занятиям ФКиС. Наиболее широко такие исследования проводились научными коллективами под руководством Л.И. Лубышевой (респондентами выступали студенты сибирских вузов) и М.Я. Виленским (респондентами выступали студенты педагогических вузов Москвы).
Считается, что у нас в стране ФКиС занимается 5 – 10% населения. В наиболее экономически развитых странах количество занимающихся составляет от 40 до 60% населения. Концепция развития ФКиС в стране предполагает активное привлечение студентов к занятиям ФКиС, особенно перспективным видится развитие игровых видов спорта. Число занимающихся должно составить не менее 40%.
Обратимся к данным, полученным 5 – 7 лет назад и попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив учебной программы и получить зачет (Лубышева Л.И., 2004).
Таблица 1
Отношение студентов разного пола к физкультурно-спортивной деятельности, %
Отношение к физкультурно-спортивной деятельности |
Пол студентов |
Все студенты | |
Женщины |
мужчины | ||
Занимаются систематически |
36,9 |
12,9 |
21,8 |
Занимаются эпизодически |
44,5 |
53,5 |
50,1 |
Не занимаются в свободное время |
18,6 |
33,9 |
28,1 |
Автор отмечает, что в
целом лишь у 15,1% студентов длительность
и регулярность занятий отвечает
требованиям рационального
Таблица 2
Отношение студентов к социальной значимости физической культуры, %
Физическая культура –
необходимый элемент общей |
Пол студентов
|
Все студенты | |
мужчины |
женщины | ||
Да |
73,3 |
72,9 |
73,2 |
Нет |
12,5 |
6,6 |
8,8 |
Затрудняюсь ответить |
10,1 |
18,5 |
15,3 |
Нет ответов |
4,1 |
2,0 |
1,7 |
Результаты данного опроса показывают, что 73,2% студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая её важнейшим элементом общей культуры человека.
Приведем данные, полученные на студентах РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (2007). Среди наиболее предпочтительных видов спорта, которыми хотят заниматься студенты университета, отметим:
· игровые виды – около 70% студенты хотят заниматься 2 – 3 раза в неделю;
· плавание – более 60% студентов 2 раза в неделю, особенно много любителей плавания среди старшекурсников около 80%;
· аэробика – более 70% девушек хотят заниматься 2 раза в неделю.
Важным нам представляется рассмотрение причин, препятствующих физкультурно-спортивной деятельностью студентов. Студенты университета выделяют несколько: недостаток времени, удаленность от мест занятий, усталость от учебы и другие. Изучение отрицательных мотивов показывает, что наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени – 48,3% опрошенных студентов отметили этот фактор (Егорычев А.О., Егорычева Э.В., 2007).
В тоже время большинство
социологов, исследовавших бюджет свободного
времени студентов, утверждают о
наличии значительного
Таблица 3
Причины, препятствующие занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных вузов, %
Причины, препятствующие занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных вузов |
Профиль вуза |
Все студенты | ||
гуманитарные |
технические |
смешанные | ||
Недостаток времени |
41,9 |
55,8 |
47,6 |
48,3 |
Недостаток физкультурных знаний в организации самостоятельных занятий |
11,6 |
6,5 |
13,2 |
10,2 |
Недостаток инвентаря и спортивной формы |
7,0 |
8,8 |
7,8 |
7,8 |
Отсутствие выбора вида спорта |
5,5 |
6,6 |
9,3 |
7,0 |
Слабая организация массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузе |
7,3 |
3,9 |
3,5 |
5,0 |
О причинах не задумывался |
26,7 |
13,0 |
18,2 |
19,6 |
Нет ответа |
- |
5,2 |
0,4 |
2,1 |
4. Физическая культура как учебная дисциплина
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, учебная дисциплина ФК преподается в высших учебных заведениях в объеме 408 часов с 1-го по 4-й курс.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина ФК включает
в качестве обязательного минимума
следующие дидактические
· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
· социально-
· основы здорового образа и стиля жизни;
· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
· профессионально-
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:
· теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре;
· практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
· контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная
5. Основные положения
организации физического
5.1. Распределение студентов по учебным отделениям
Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов