Дисквалификация – вид административного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:12, научная работа

Описание работы

К числу значимых событий, произошедших в правовой сфере за последнее время, является вступление в юридическую силу с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Названный нормативный правовой акт ознаменовал собой качественно новый этап правовой регламентации материальных и процессуальных аспектов регулирования института административной ответственности. Среди новелл, которые были внесены КоАП РФ, явилось обновление системы административных наказаний, а именно системы административных взысканий. Эти изменения сводятся к следующему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ, КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 5
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ДИСКВАЛИФИКАЦИ 10
3. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ЛИЦА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

работа оконч совсем.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Порядок исполнения постановлений о дисквалификации регулируется нормами КоАП РФ (разделом V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях»), в отношении решений арбитражного суда о дисквалификации применяются нормы АПК РФ.

    Согласно  ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 318 АПК РФ постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

    В соответствии со ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления (решения) о дисквалификации возлагается на судью, вынесшего данное постановление (решение), в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (если оно не было обжаловано либо опротестовано).

    Само  постановление (решение) суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, является безусловным для прекращения действия договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению организацией; об этом же говорится в п. «ж» ст. 10.1.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29.04.2003 г. № 36). Если указанное постановление (решение) судьи было обжаловано либо опротестовано, то вступившее в законную силу постановление (решение) направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению (то есть тому судье, который его выносил) в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.

    Под обращением постановления о дисквалификации к исполнению следует понимать направление (передачу) данного постановления от судьи, его вынесшего, к лицам, уполномоченным приводить его в исполнение; иными словами, это комплекс процессуальных действий, направленных на реализацию дисквалификации.

    После обращения постановления о дисквалификации к исполнению начинается процедура приведения его в исполнение. Копии постановления направляются дисквалифицированному лицу, которое немедленно приводит постановление в исполнение путем прекращения управления юридическим лицом (ч. 1 ст. 32.11 КоАП РФ), а также лицу, уполномоченному прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим   лицом. Тот, кто имеет право прекратить договор, приводит постановление о дисквалификации конкретного субъекта в исполнение путем прекращения с ним договора (контракта) на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом; кроме того, указанное лицо не вправе заключать новый договор или контракт подобного рода с дисквалифицированным субъектом до окончания срока его дисквалификации.

    Неисполнение указанными субъектами постановления (решения) о дисквалификации влечет для них негативные последствия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

    Следует отметить, что в данном случае не имеет значения, продолжает ли нарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он перешел в другую организацию и там осуществляет управленческие функции.

    В соответствии с ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия, может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

    Дела  об административных правонарушениях по ст. 14.23 КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей должны рассматривать судьи арбитражных судов, а в отношении иных физических лиц — мировые судьи (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составляемых должностными лицами органов, уполномоченных в области финансового оздоровления и банкротства (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

    Порядок исполнения постановления (решения) о дисквалификации тесно связан с трудовым законодательством и не может быть в полной мере урегулирован только нормами КоАП РФ. Однако в Трудовом кодексе РФ данные вопросы не нашли своего необходимого закрепления, и только в некоторых статьях ТК РФ имеются указания на возможность применения иных федеральных законов. Об этом же говорит и И.В. Максимов, который отмечает, что дисквалификация применяется довольно редко, в немалой степени из-за «отсутствия согласованности данного наказания с трудовым законодательством, с законодательством, регулирующим деятельность коммерческих и (или) некоммерческих организаций, не предусматривающими дисквалификацию в качестве основания для прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом».

    В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ постановление о дисквалификации не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

    Указанный срок давности прерывается, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления (решения) о дисквалификации.

    Фактически  нам представляется только один случай истечения сроков давности исполнения постановления (решения) о дисквалификации, если оно вступило в законную силу в сроки, установленные КоАП РФ, — это необращение судьей постановления (решения) о дисквалификации к исполнению.

    Поскольку непосредственное исполнение постановления о дисквалификации возложено на само дисквалифицированное лицо и на лицо, уполномоченное прекратить с ним соответствующий договор (контракт), то в случае уклонения их от исполнения данного постановления (решения) течение указанных сроков давности должно быть прервано, вплоть до полного исполнения обращенного к исполнению постановления (решения) о дисквалификации.

    В случае приостановления исполнения постановления (решения) о дисквалификации течение срока давности приостанавливается до истечения срока приостановления (ч. 3 ст. 31.9 КоАП РФ).

    Постановление (решение) о дисквалификации, по которому исполнение произведено полностью (прекращен соответствующий договор или контракт), с отметкой об исполнении должно быть возвращено в суд лицом, уполномоченным прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

 

3. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ЛИЦА

    Основные  правовые последствия дисквалификации  физического лица — прекращение с дисквалифицированным лицом договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и запрет в течение определенного времени на заключение нового договора на осуществление такой деятельности.

    Следует обратить внимание на санкции, которые предусмотрены законом в случае нарушения дисквалифицированным лицом указанного выше запрета. В соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

    Кроме того, ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ установлено, что  при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалификацированных лиц. В случае неисполнения этой обязанности на основании ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

    Для того чтобы будущий работодатель смог выполнить требования ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, законом предусмотрено формирование специального реестра дисквалифицированных лиц.

    В соответствии с ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ.

    При этом реестр состоит из поступающих  из судов общей юрисдикции и арбитражных  судов постановлений судей о  дисквалификации соответствующих  должностных лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего в законную силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

    Постановлением  Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц. Согласно данному постановлению реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и ее территориальными органами в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

    В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

    • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
    • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
    • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация  (указывается статья КоАП РФ);
    • срок дисквалификации;
    • даты начала и истечения срока дисквалификации.

    Срок  предоставления информации, содержащийся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным  органом соответствующего запроса.

    Практический  аспект носит также выяснение вопроса о пределах ограничения возможности трудиться дисквалифицированным лицом, т.е. на какие должности распространяется запрет. Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалифицированному лицу запрещается занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. При этом законодатель не раскрывает понятие «руководящие должности», что может создать неясность в применении данной нормы на практике.

    Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация физического лица заключается в лишении его права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в Совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то на весь срок дисквалификации с данным субъектом не допускается заключение нового договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

    В связи с этим в соответствии с  ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего в законную силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

    При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

    Однако  ТК РФ не называет дисквалификацию физического лица в качестве основания, препятствующего заключению с ним трудового договора на управление юридическим лицом, и не говорит о необходимости получения соответствующей информации в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, что приводит к несоответствиям между ТК РФ и КоАП РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Введение  дисквалификации как нового вида административного взыскания имеет положительное значение для предотвращения нарушений должностными лицами требований законодательства, в частности законодательства о труде, охране труда, требований законодательства о банкротстве. Вместе с тем имеются и неясности в применении норм КоАП РФ, в том числе связанные с несогласованностью с ТК РФ в части прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом. Поэтому вопрос применения дисквалификации требует дальнейшей законодательной доработки и совершенствования.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Голомазова  Л.А. Практика применения трудового  законодательства, «Кадровые решения» № 10, 2005 г.;
    2. Каленский П.В. Дисквалификация: «за» и «против», «Закон и право» № 3, с.31, 2004 г.;
    3. Каленский П.В. Некоторые проблемы применения дисквалификации в административном праве, «Современное право» № 3, с. 43 – 44, 2004 г.;
    4. Каленский П.В. Особенности исполнения постановления ( решения) о дисквалификации, «Современное право» № 9, с. 16 – 20, 2004 г.

Информация о работе Дисквалификация – вид административного наказания