Дисквалификация – вид административного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:12, научная работа

Описание работы

К числу значимых событий, произошедших в правовой сфере за последнее время, является вступление в юридическую силу с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Названный нормативный правовой акт ознаменовал собой качественно новый этап правовой регламентации материальных и процессуальных аспектов регулирования института административной ответственности. Среди новелл, которые были внесены КоАП РФ, явилось обновление системы административных наказаний, а именно системы административных взысканий. Эти изменения сводятся к следующему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ, КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 5
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ДИСКВАЛИФИКАЦИ 10
3. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ЛИЦА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

работа оконч совсем.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Научная работа на тему:

«Дисквалификация  – вид административного  наказания»

 
 
 
 
 
 
 

        Выполнил:  

    Научный руководитель:  
     
     
     
     
     
     
     

 

    СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

    К числу значимых событий, произошедших в правовой сфере за последнее время, является вступление в юридическую силу с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Названный нормативный правовой акт ознаменовал собой качественно новый этап правовой регламентации материальных и процессуальных аспектов регулирования института административной ответственности. Среди новелл, которые были внесены КоАП РФ, явилось обновление системы административных наказаний, а именно системы административных взысканий. Эти изменения сводятся к следующему.

    Во-первых, проведено обновление понятийного аппарата. Законодатель предложил заменить термин «административное взыскание» на «административное наказание». Но речь идет не о простой автоматической замене, а о содержательном обновлении терминологии. В ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ закреплено, что «административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

    Во-вторых, изменилась система административных наказаний. В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 3.2 КоАП могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация оружия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация

    В-третьих, изменились содержание и правовая характеристика ранее существовавших видов административных наказаний.

    Одной из существенных новелл явилось введение такого вида административного наказания, как дисквалификация.

    Необходимость введения дисквалификации в систему мер административных наказаний представлялась весьма спорной еще на стадии подготовки проекта КоАП РФ.

    Так, возможность ее применения вызывала сомнения, например, у М.С. Студеникиной. Во-первых, по ее мнению, сами по себе деяния, за которые предлагалось применять дисквалификацию, как правило, сопряжены с причинением крупного ущерба и охватываются ст. 195—197 УК РФ, в соответствии с которыми возможно применение дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности заниматься определенной деятельностью. Отсутствие особых квалифицирующих признаков, позволяющих граничить преступление от административного проступка, может повлечь необоснованное выведение ряда из сферы действия уголовного закона. Во-вторых, чтобы норма не была мертворожденной, необходим надежный механизм ее реализации, а он в то время отсутствовал.

    В поддержку дисквалификации активно  выступает Г.В. Полковников. По его  мнению, ее введение, во-первых, позволит улучшить корпоративное управление в нашей стране, а во-вторых, решить проблемы, касающиеся ответственности должностных лиц российских компаний.

    Обращаясь к опыту Великобритании, Г.В. Полковников  подробно анализирует институт дисквалификации в этой стране и отмечает его успешное применение и высокую эффективность.

 

1. ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ,  КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    В современном словаре иностранных слов дисквалификация определяется как «лишение квалификации, объявление кого-либо недостойным или неспособным занимать определенную должность или выполнять определенную работу. С позиции этимологии дисквалификация имеет латинские корни и происходит от латинского слова qualificatio (qualis — какой по качеству + ficatio -делаю), и в переводе на русский язык применительно к трудовому праву различают квалификацию работы и квалификацию отдельных работников. Квалификация работы представляет собой характеристику данного вида работы, устанавливаемую по степени ее сложности, ценности и ответственности. Под квалификацией работника понимается степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы.

    Широкое применение дисквалификация снискала в спортивной области, так как применялась за нарушения спортивных правил и заключалась в налагаемом запрете на участие в спортивных соревнованиях.

    В правовую сферу данная мера была привнесена ст. 9, 10, 19 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. и определяется как лишение права занимать руководящие должности или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в установленный срок.

    В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ).

    Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний. Дисквалификации устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Правом назначать данный вид административного наказания обладают исключительно судьи.

    Дисквалификация может применяться к специальным субъектам административной ответственности, к числу которых относятся:

  • лица, осуществляющие организационно-распорядительные или организационно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • члены совета директоров;
  • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по управлению юридическим лицом;
  • арбитражные управляющие.

    В настоящее время область применения дисквалификации ограничена шестью статьями КоАП РФ, которые включают девять составов административных правонарушений. Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. В данном случае дисквалификация устанавливается в качестве безальтернативной санкции.

    Дисквалификация также предусмотрена в качестве административного наказания за следующие административные правонарушения:

  • фиктивное банкротство (ч. 1 ст. 14.12 КоАП РФ);
  • преднамеренное банкротство (ч.2 ст. 14.12 КоАП РФ);
  • сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его раз мере, местонахождения либо иной информации об имуществе, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);
  • неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ);
  • невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ);
  • ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП РФ);
  • совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22 КоАП РФ);
  • представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, 
    если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

    Ограничение возможности применения дисквалификации столь узкой группой общественных отношений указывает на объективные опасения законодателя о целесообразности реализации названной меры административного наказания.

    При квалификации правонарушения по ч .2 ст. 5.27 КоАП РФ необходимо отграничивать дисквалификацию от такого уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Так, П.В. Каленский полагает, что нельзя исключать появление дисквалификации и в уголовном праве в качестве одного из видов уголовного наказания. Е.А. Смольская отмечает, что дисквалификация применяется в уголовном праве, но в качестве дополнительного наказания. В ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации6 (УК РФ) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Как правильно замечает В.Д. Сорокин, если изучить субъектный состав привлекаемых к административной ответственности лиц, то невольно приходишь к выводу, что во многих случаях административное наказание окажется более тяжким, нежели наказание, предусмотренное ст. 47 УК РФ.

    Таким образом, правоприменитель при квалификации правонарушений сталкивается с определенными трудностями в отношении того, как квалифицировать деяние — в качестве административного проступка или в качестве уголовного преступления.

    В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях  вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    Согласно  п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований  для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Согласно  п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ административное наказание  в виде дисквалификации назначается судьей. Применительно к генеральному директору это означает, что решение выносит судья общей юрисдикции в отличие, к примеру, от арбитражных управляющих, где решение выносит судья арбитражного суда.

    В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в том числе процедуры банкротства и иные полномочия, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), т.е. к арбитражным управляющим.

    Согласно  ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ДИСКВАЛИФИКАЦИИ.

    Исполнение  постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (о привлечении к административной ответственности) является заключительной, итоговой стадией производства по делам об административных правонарушениях (рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности). Эта стадия наименее урегулированна и сложна в применении, в результате чего значительное число постановлений о дисквалификации вообще не исполняется.

Информация о работе Дисквалификация – вид административного наказания