Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:04, курсовая работа
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с защитой конкуренции в РФ.
Предмет исследования – нормы антимонопольного законодательства, практика антимонопольных органов.
Цель исследования – рассмотрение антимонопольных органов РФ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
(РГТЭУ)
Юридический факультет
Кафедра информационного, предпринимательского и торгового права
Курсовая работа по дисциплине:
«Коммерческое право»
На тему:
«Антимонопольные органы, их функции и полномочия».
Выполнила
Студентка 4 курса 41 группы
Юридического факультета
Очной формы обучения
Сыркина Юлия Александровна
Москва, 2013 г.
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с защитой конкуренции в РФ.
Предмет исследования – нормы антимонопольного законодательства, практика антимонопольных органов.
Цель исследования – рассмотрение антимонопольных органов РФ.
Федеральным антимонопольным органом в России является Федеральная антимонопольная служба1.
Полномочия федерального антимонопольного органа определяются Законом от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Законом от 17.08.1995 «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Орган
Глава
1. Система антимонопольных
1.1. Система
антимонопольных органов и порядок их
формирования.
В соответствии с Законом о
конкуренции (ст. 3)2 государственную политику
по содействию развитию товарных рынков
и конкуренции, предупреждению, ограничению
и пресечению монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции проводит
федеральный орган исполнительной власти
— федеральный антимонопольный орган.
Таким образом, федеральный антимонопольный
орган фактически действует в двух основных
направлениях. Во-первых (и это основная
цель его деятельности), он проводит государственную
политику, направленную на демонополизацию
экономики Российской Федерации на федеральном
уровне, в отдельных отраслях и регионах,
на формирование, развитие и эффективное
функционирование товарных рынков в их
многообразных продуктовых и географических
границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая
задача), федеральный антимонопольный
орган обеспечивает предупреждение, ограничение
и пресечение монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции т.е. устранение
неблагоприятных последствий для развития
конкуренции и нормального функционирования
рынка, вызванных действиями и соглашениями
хозяйствующих субъектов и органов исполнительной
власти и местного самоуправления.
Под предупреждением монополистической
деятельности понимается комплекс мер,
принимаемых антимонопольным органом
по созданию экономических, организационных
и правовых условий, в которых появление
монополизма и концентрация рыночной
власти у отдельных хозяйствующих субъектов
становятся невозможными в силу особенностей
товарного рынка (демонополизация экономики,
устранение барьеров входа на рынок, либерализация
внешней торговли, деконцентрация рынков
и расширение их географических границ).
Ограничение монополистической деятельности
— процесс формирования и реализации
условий, не позволяющих доминирующим
на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять
своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию
и ущемляя интересы других хозяйствующих
субъектов или граждан. Сюда относятся,
например, такие функции антимонопольного
органа как ведение реестра хозяйствующих
субъектов, занимающих на рынке определенного
товара долю свыше 35 процентов, контроль
за экономической концентрацией, проведение
проверок соблюдения антимонопольного
законодательства.
Пресечение монополистической деятельности
— собственно правоприменительная деятельность
антимонопольного органа по выявлению
фактов нарушения запретов и иных ограничений,
установленных антимонопольным законодательством,
возбуждение и рассмотрение дел и принятие
по ним решений, обязательных для нарушителей,
контроль за исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит
в структуру федеральных органов исполнительной
власти, формируемую в порядке, установленном
Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального
антимонопольного органа независимы не
только в организационно-структурном,
но и в финансовом отношении, поскольку
финансируются из средств федерального
бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо
ограничения в отношении количества, структуры
и местоположения территориальных органов
федерального антимонопольного органа,
однако традиционной стала практика их
формирования в соответствии с административно-
Федеральный антимонопольный орган, как
установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской
Федерации и Законом, наделяет территориальные
органы полномочиями в пределах своей
компетенции.
Основные задачи и цели федерального
антимонопольного органа, а также ответственность
его должностных лиц определяются Законом
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного
органа, непосредственно указанным в Законе,
относятся:
• содействие формированию рыночных
отношений на основе развития конкуренции
и предпринимательства;
• предупреждение, ограничение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет
следующие основные функции, прямо перечисленные
в Законе:
• направляет в Правительство Российской
Федерации предложения по вопросам совершенствования
антимонопольного законодательства и
практики его применения, заключения о
проектах законов и других нормативных
актов, касающихся функционирования рынка
и развития конкуренции;
•дает рекомендации федеральным органам
исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления о проведении
мероприятий, направленных на содействие
развитию товарных рынков и конкуренции;
• разрабатывает и осуществляет меры
по демонополизации производства и обращения;
• контролирует соблюдение антимонопольных
требований при создании, реорганизации
и ликвидации хозяйствующих субъектов;
• контролирует приобретение акций (долей)
с правом голоса в уставном капитале хозяйственных
обществ, которое может привести к доминирующему
положению на рынках в Российской Федерации
хозяйствующих субъектов либо к ограничению
конкуренции.
Для содействия развитию товарных рынков
и конкуренции, поддержки предпринимательства
и демонополизации федеральный антимонопольный
орган может направлять соответствующим
федеральным органам исполнительной власти,
органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного
самоуправления рекомендации:
• о предоставлении льготных кредитов,
а также об уменьшении налогов или освобождении
от них хозяйствующих субъектов, впервые
вступающих на рынок определенного товара;
• об изменении сфер применения свободных,
регулируемых и фиксированных цен;
• о создании и развитии параллельных
структур в сферах производства и обращения,
в том числе за счет централизованных
инвестиций и кредитов;
• о финансировании мероприятий по расширению
выпуска товаров в целях устранения доминирующего
положения отдельных хозяйствующих субъектов;
• о привлечении иностранных инвестиций,
создании организаций с иностранными
инвестициями и свободных экономических
зон;
• о лицензировании экспортно-импортных
операций и изменении таможенных тарифов;
• о внесении изменений в перечни видов
деятельности, подлежащих лицензированию,
и в порядок их лицензирования.
Федеральный антимонопольный орган принимает
участие в реализации федеральных программ
демонополизации, программ развития конкуренции
и поддержки предпринимательства.
Полномочия
антимонопольного органа (статья 23 ФЗ
«О защите конкуренции»):
Федеральная антимонопольная служба имеет
следующие функции и полномочия:
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях
антимонопольного законодательства;
2) выдает хозяйствующим субъектам обязательные
для исполнения предписания:
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию
соглашений и (или) согласованных действий
хозяйствующих субъектов и совершении
действий, направленных на обеспечение
конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим
субъектом доминирующим положением и
совершении действий, направленных на
обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного
доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут
являться препятствием для возникновения
конкуренции и (или) могут привести к ограничению,
устранению конкуренции и нарушению антимонопольного
законодательства;
е) об устранении последствий нарушения
антимонопольного законодательства;
ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного
законодательства;
з) о восстановлении положения, существовавшего
до нарушения антимонопольного законодательства;
и) о заключении договоров, об изменении
условий договоров или о расторжении договоров
в случае, если при рассмотрении антимонопольным
органом дела о нарушении антимонопольного
законодательства лицами, права которых
нарушены или могут быть нарушены, было
заявлено соответствующее ходатайство,
либо в случае осуществления антимонопольным
органом государственного контроля за
экономической концентрацией;
к) о перечислении в федеральный бюджет
дохода, полученного вследствие нарушения
антимонопольного законодательства;
л) об изменении или ограничении использования
фирменного наименования в случае, если
при рассмотрении антимонопольным органом
дела о нарушении антимонопольного законодательства
лицами, права которых нарушены или могут
быть нарушены, было заявлено соответствующее
ходатайство, либо в случае осуществления
антимонопольным органом государственного
контроля за экономической концентрацией;
м) о выполнении экономических, технических,
информационных и иных требований об устранении
дискриминационных условий и о предупреждении
их создания;
н) о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции, в том числе
об обеспечении в установленном федеральным
законом или иными нормативными правовыми
актами порядке доступа к производственным
мощностям или информации, о предоставлении
в установленном федеральным законом
или иными нормативными правовыми актами
порядке прав на объекты охраны промышленной
собственности, о передаче прав на имущество
или о запрете передачи прав на имущество,
о предварительном информировании антимонопольного
органа о намерении совершить предусмотренные
предписанием действия;
3) выдает федеральным органам исполнительной
власти, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органам
местного самоуправления, иным осуществляющим
функции указанных органов органам или
организациям, а также государственным
внебюджетным фондам, их должностным лицам,
обязательные для исполнения предписания:
а) об отмене или изменении актов, нарушающих
антимонопольное законодательство;
б) о прекращении или об изменении соглашений,
нарушающих антимонопольное законодательство;
в) о прекращении иных нарушений антимонопольного
законодательства;
г) о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции;
4) направляет в федеральный орган исполнительной
власти по рынку ценных бумаг, Центральный
банк Российской Федерации предложения
о приведении в соответствие с антимонопольным
законодательством принятых ими актов
и (или) прекращении действий, в случае
если такие акты и (или) действия нарушают
антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности за нарушение
антимонопольного законодательства коммерческие
организации и некоммерческие организации,
их должностных лиц, должностных лиц федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
иных осуществляющих функции указанных
органов или организаций, а также должностных
лиц государственных внебюджетных фондов,
физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей, в случаях и в порядке,
которые установлены законодательством
Российской Федерации;
6) обращается в арбитражный суд с исками,
заявлениями о нарушении антимонопольного
законодательства, в том числе с исками,
заявлениями:
а) о признании недействующими либо недействительными
полностью или частично противоречащих
антимонопольному законодательству нормативных
правовых актов или ненормативных актов
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, иных осуществляющих
функции указанных органов или организаций,
а также государственных внебюджетных
фондов, Центрального банка Российской
Федерации;
б) о признании недействительными полностью
или частично договоров, не соответствующих
антимонопольному законодательству;
в) об обязательном заключении договора;
г) об изменении или о расторжении договора;
д) о ликвидации юридических лиц в случаях,
предусмотренных антимонопольным законодательством;
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода,
полученного вследствие нарушения антимонопольного
законодательства;
ж) о привлечении к ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства
лиц, допустивших такое нарушение;
з) о признании торгов недействительными;
и) о понуждении к исполнению решений и
предписаний антимонопольного органа;
7) участвует в рассмотрении судом или
арбитражным судом дел, связанных с применением
и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов,
имеющих долю на рынке определенного товара
в размере более чем тридцать пять процентов.
Порядок формирования и ведения реестра
устанавливается Правительством Российской
Федерации;
9) размещает на сайте антимонопольного
органа в сети "Интернет" решения
и предписания, затрагивающие интересы
неопределенного круга лиц;
10) устанавливает доминирующее положение
хозяйствующего субъекта при рассмотрении
дела о нарушении антимонопольного законодательства
и при осуществлении государственного
контроля за экономической концентрацией;
11) проводит проверку соблюдения антимонопольного
законодательства коммерческими организациями,
некоммерческими организациями, федеральными
органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
иными осуществляющими функции указанных
органов органами или организациями, а
также государственными внебюджетными
фондами, физическими лицами, получает
от них необходимые документы и информацию,
объяснения в письменной или устной форме,
в установленном законодательством Российской
Федерации порядке обращается в органы,
осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, с просьбой о проведении
оперативно-розыскных мероприятий;
12) осуществляет в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
контроль за деятельностью юридических
лиц, обеспечивающих организацию торговли
на рынках определенных товаров, например
на рынке электрической энергии (мощности),
в условиях прекращения государственного
регулирования цен (тарифов) на такие товары;
13) осуществляет иные предусмотренные
настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями
Правительства Российской Федерации полномочия.
Антимонопольные органы, учитывая особую значимость задач и функций, возложенных на них, наделены государством особым независимым статусом, а также полномочиями по предотвращению и пресечению нарушений законодательства.
Полномочия по предотвращению и пресечению нарушений законодательства указанные органы реализуют в том числе и через выдачу обязательных для исполнения предписаний.
Согласно ст. 12 Закона РФ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам и федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:
- о недопущении действий,
создающих угрозу нарушения
- об отмене или изменении
принятых ими актов,
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок. Указанная обязанность установлена законодателем в ст. 22 вышеуказанного Закона.
Предписания о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге), антимонопольный орган направляет в соответствии с полномочиями, определенными ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Выдача предписаний о
прекращении нарушения
Таким образом, действующим
законодательством
С 1 июля 2002 года вступил в
силу Кодекс об административной ответственности
Российской Федерации, который упорядочил
порядок привлечения к
Административная ответственность за неисполнение законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, установлена статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материально-правовая норма,
устанавливающая
Так, частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Объективной стороной административного правонарушения является невыполнение законного требования органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор, контроль, об устранении нарушений. В качестве органа, неисполнение требований которого влечет ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, может выступать любой орган, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля, в том числе главный санитарный врач, органы стандартизации, метрологии, сертификации, органы государственного архитектурно-строительного надзора и т.д., за исключением антимонопольного органа и органа регулирования естественных монополий, поскольку неисполнение предписаний данных органов влечет административную ответственность, установленную частями 2 и 3 ст. 19.5 КоАП РФ.
Информация о работе Антимонопольные органы, их функции и полномочия