Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:31, реферат
Впервые термин был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. Затем, афоризмы стали оформляться в тематические и авторские сборники. Их выпуск стал традиционным с выхода в свет «Адажии» Эразма Роттердамского. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение.
Введение 3
1. Афоризмы: понятие, сущность, определения и значение 4
2. Особенности толкования права в афоризмах 6
3. Использование в современной юриспруденции афоризмов о праве 13
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Историческое (историко-политическое)
толкование – это приемы выявления
конкретно-исторической обусловленности
толкуемой нормы, уяснения роли социальных,
политических и иных факторов, оказавших
влияние на ее содержание, осуществления
сравнительно-правового
В обобщенном виде смысл
и значение телеологического критерия
можно сформулировать следующим
образом: из всех вариантов толкования
нормы права, допускаемых ее текстуальным
содержанием и соответствующих
достигнутому уровню правового развития,
самым адекватным, обоснованным, правильным
и перспективным является наиболее
прогрессивное в юридико-
Историко-правовая практика
со времен римского права до современности
подтверждает такой подход и свидетельствует
о том, что именно прогрессивные
в ценностно-правовом (т.е. в собственно
правом) смысле толкования положений
права – особенно со стороны авторитетных
юристов и соответствующих
Такие толкования права являются:
1) эффективным средством
сочетания надлежащей
2) экономной и адекватной
юридической формой
3) надежным, практически
апробированным источником
По объему толкования различаются три вида толкования норм права акта: буквальное, расширительное и ограничительное. Афоризмы относятся к расширительной форме толкования. Расширительное толкование необходимо там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста шире его словесного выражения. Так принцип законности, например, лучше всего трактует известный афоризм Екатерины II «Лучше оправдать десять виновных, – чем обвинить одного невинного». В этом высказывании сформулирован не только принцип законности, но и принцип справедливости правосудия.
Юридическое значение толкования-разъяснения
зависит от статуса субъекта толкования.
По этому основанию выделяется два
вида толкования-разъяснения: официальное
и неофициальное. Афоризмы и фразеологизмы
относятся к неофициальному виду
толкования норм права. К неофициальным
толкованиям относятся все
Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное.
Обыденное толкование – это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания.
Профессиональное толкование – это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности).
Доктринальное толкование –
это научно-юридическое
Практическое значение неофициальных
форм толкования (профессионального
и доктринального) определяется авторитетом
субъектов такого толкования, компетентностью
и высоким уровнем
3. Использование в современной юриспруденции афоризмов о праве
Афоризм как жанр включает
в себя самые различные типы короткой
мысли: пословичные изречения, крылатые
слова, сентенции, максимы, гномы, высказывания,
парадоксы, анекдоты. Несомненно, познавательное
и воспитательное значение этого
жанра. Широко известна, например, ленинская
оценка крылатых слов, «которые с удивительной
меткостью выражают сущность довольно
сложных явлений». Для многих юристов
знакомство с афоризмами явилось
своеобразной школой мудрости, истоком
духовного
Применение принципов
законности в юриспруденции неотделимо
от нравственности. Нравственность –
это такая сфера культуры, где
слово – не просто «изреченная
мысль», самоценная в своем языковом
бытии, а как бы «тень дела» (Демокрит),
человеческого поведения, поступка.
Существенно и то, что исторически
исходным языком не только культуры, но
и законодательства, на котором выражалось
моральное сознание, был язык кратких
изречений и «мудрых мыслей».
Об этом свидетельствуют и изречения
народной мудрости, широко представленные
в пословицах и поговорках народов
мира, и дидактическая афористика
Древнего Египта, и библейские –
моральные заповеди, и древнеиндийские
короткие сентенции, на языке которых
излагается, например, такой свод «нравственной
мудрости», как Дхаммапада, и моральные
парадоксы древнекитайских
Корни морального сознания – в этой житейской, народной и, позднее, «книжной» мудрости, предельно емкой и лаконичной, явившейся как бы непосредственным отпечатком нравственной жизни (во всей ее сложности и противоречивости), своеобразной формулой поступков в различных жизненных ситуациях. Но моральное сознание не удовлетворяется одним рационалистическим характером выражения, а постоянно стремится дополнить и обрести себя в различных чувственно-образных проекциях – в эссеистике, публицистике, художественной литературе и искусстве. И афоризм выступает здесь весьма адекватным жанром морального сознания. Без афоризмов на моральную тему не обходится ни одна подборка мудрых мыслей, в том числе и юридических.
Любая система афоризмов
при удержании внутренней противоречивости
практически предполагает исходный
выбор приоритетов, которые задаются
мировоззрением, а применительно
к морали его соответствием
Нравственность крепкими
нитями связана с законностью. «Повинуйся
законам», – призывал спартанец
Хилон, автор знаменитого афоризма
«Познай самого себя», начертанного
на храме Аполлона в Дельфах и
сыгравшего заметную роль в истории
древнегреческой мысли. Лучшим полисом
Хилон считал тот, где граждане слушаются
законов более, чем ораторов и
демагогов. Глубокой политико-правовой
мудростью отмечен афоризм
Афоризмы и фразеологизмы раскрывают не только принципы законности. Временами они указывают на такое аморальное событие, как ее отсутствие. К этому виду относится, например, фразеологизм «Шемякин суд». Повесть о шемякином суде – произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях.
В первой части повести
рассказывается о том, как главный
герой совершает три
Отсюда и пошло выражение
«шемякин суд», т.е. суд неправедный,
пристрастный, несправедливый, заинтересованный
в конечном исходе дела в пользу
одной из сторон. В наше время
закрепилось аналогичное
Наиболее часто афоризмы и фразеологизмы используются в судебных речах, причем они используются всеми сторонами дела. В качестве примера можно привести знаменитое изречение древних римлян: «Закон суров, но это – закон».
Заключение
Подводя итоги работы, можно сделать выводы, что афоризмы играют важную роль, в первую очередь, в толковании норм права, не менее важную, чем толкование правовых норм с позиций официального законодательства. Правовые афоризмы неотделимы от нравственности и способствуют как раскрытию принципов законности, гуманизма, правовых демократических свобод, так и их отсутствия.
При обращении к афоризмам неизбежно встает проблема авторства. Афоризмы рождаются как в рамках философских, литературно-художественных, научно-популярных произведений, так и самостоятельно.
Собственно афористических, оригинальных сочинений насчитывается не так уж и много. Мудрые мысли, изречения писателей, философов, ученых, педагогов, общественных деятелей известны широкой читающей публике как извлеченные из их произведений. Слишком неуловима грань, отделяющая оригинальную авторскую мысль от афоризма или фразеологизма народной мудрости, от изречений мудрецов древности.