Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:31, реферат
Впервые термин был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. Затем, афоризмы стали оформляться в тематические и авторские сборники. Их выпуск стал традиционным с выхода в свет «Адажии» Эразма Роттердамского. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение.
Введение 3
1. Афоризмы: понятие, сущность, определения и значение 4
2. Особенности толкования права в афоризмах 6
3. Использование в современной юриспруденции афоризмов о праве 13
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Реферат на тему: “Афоризмы в праве”
Содержание
Введение
1. Афоризмы: понятие, сущность,
определения и значение
2. Особенности толкования
права в афоризмах
3. Использование в современной юриспруденции афоризмов о праве 13
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Афоризмы (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальные законченные мысли, выраженные в лаконичной запоминающейся форме. В афоризмах достигается предельная концентрация сообщения.
Впервые термин был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. Затем, афоризмы стали оформляться в тематические и авторские сборники. Их выпуск стал традиционным с выхода в свет «Адажии» Эразма Роттердамского. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение. Почему афоризмы передаются из века в век? Афоризмы интересуют человечество потому, что афоризмы затрагивают те проблемы, которые связаны со всеми сторонами нашей жизни и которые волнуют каждого из нас.
Правовые афоризмы в первую очередь можно встретить в моралистических трактатах, написанных в свободной литературной манере, например «Морали» Плутарха, «Письмах» Сенеки, «Тускуланских беседах» Цицерона. Нельзя не упомянуть о классических образцах собрания мыслей и афоризмов, популярных, например, в древнерусской культуре («Пчела», «Мудрость Менандра» и др.). К числу наиболее авторитетных произведений этого жанра можно отнести «Изречения семи мудрецов» Деметрия Фалерского; «Апофтегмы царей и вождей» Плутарха; «Пословицы» («Proverbia») Сенеки; «Собрание изречений» Цицерона, к сожалению, не дошедшее до нас.
Цель данной работы – рассмотреть правовые афоризмы и их использование в современной юриспруденции.
1. Афоризмы: понятие, сущность, определения и значение
Афоризмами принято называть
краткие, глубокие по содержанию и законченные
в смысловом отношении
Тематика афористики весьма разнообразна, и на ней лежит отпечаток породившей ее эпохи, отражается характер исторических условий, в которых она возникает и развивается. Иногда она освещает философские вопросы, иногда имеет острополитическое содержание, часто трактует этические проблемы или касается жизненно бытовых ситуаций. Фактически она охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, существенно влияя на них, а нередко и на ход исторических событий. Афоризм Шамфора: «Мир хижинам! Война дворцам!» — вдохновлял и вел на борьбу широкие народные массы в период Французской революции. Знаменитые начальные и конечные слова «Манифеста Коммунистической партии»: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма!» и «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» — представляют собой могучие боевые лозунги, под которыми шли и идут порабощенные народы на борьбу против своих угнетателей. В течение тысячелетий воздействовало на человеческую нравственность, сильнее всех ученых трактатов, древнейшее евангельское изречение «кто не работает, тот не ест», а теперь оно стало важнейшим правилом социалистического общества. Сила подобных афоризмов — в совершенстве подобранных выразительных слов и в умелом возведении актуальных частных явлений жизни в общие принципы, в доминирующие идеи.
Афористика — поистине наука о жизни, афоризмы могут указать человеку жизненный путь, утешить в горе, мобилизовать волю на борьбу с препятствиями. Воспитательная роль афоризмов неоспорима: они расширяют мир духовных запросов людей и формируют их моральные убеждения. Еще Геродот указывал в свое время на то, что «издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться». И поучение это происходит не механически: афоризмы в силу своей структурной особенности — лаконичности — побуждают читателя к собственному размышлению, являясь своеобразным катализатором мысли, ускорителем процесса возникновения ассоциаций и идей. Афоризмы учат мыслить и вместе с тем говорить. Предельная экономия слов, глубина семантики, яркая образность делают афоризмы стилистическими шедеврами, которые, обогащая искусство риторики, становятся действенным средством в борьбе с однообразием и серостью человеческой речи.
Афористический жанр в значительной мере традиционен, он относится к древнему и весьма живучему виду литературы — к изречениям. Этот замечательный жанр интеллектуального искусства обеспечил себе поразительное долголетие и большую популярность в народе. Его очень ценили также многие известные люди всех эпох и времен. «Сильные, короткие выражения много содействовали улучшению жизни», — говорил Цицерон. «Максимы и афоризмы — истинная житейская мудрость и соль литературы», — писал Д. Морли. «Краткоречье, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна», — утверждал Л.Н. Толстой. Истым приверженцем афористики был М. Горький, он признавался, что «очень много учился на пословицах, иначе на мышлении афоризмами». Афористическое творчество вызывало интерес и у основоположников научного коммунизма. К. Маркс и Ф. Энгельс, а также В. И. Ленин мастерски использовали в своих трудах и выступлениях все виды афоризмов и сами создавали непревзойденные и глубокомысленные их образцы.
Афоризмы всегда привлекали
внимание людей, но в настоящее время,
в эпоху научно-технического прогресса,
их значение особенно возросло; не случайно
сейчас в ряде стран афористика получила
высокое развитие, а кое-где достигла
своего расцвета. Такой интерес к
афористике возник потому, что в
силу своей универсальности афоризмы
соответствуют духу эпохи, они одинаково
близки как к науке, так и к
искусству, в них органично
Таким образом, можно отметить,
что афористика издревле являлась ценнейшим
и любимым народом видом
2. Особенности толкования права в афоризмах
Толкование нормы права – это уяснение и разъяснение ее подливного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях ее действия. Под реализацией имеются в виду все ее виды, включая и применение норм права. Как специальная юридическая категория толкование права имеет свой особый смысл и выполняет особую роль в системе категорий, выражающих и характеризующих особенности процесса действия права.
В абстрактно-общем виде
регулятивно-правовое содержание нормы
права в ее статике выражено в
самом тексте соответствующего источника
позитивного права. Динамика права,
процесс его реализации, включая
и правоприменение, носит по необходимости
конкретизированный характер: абстрактно-общее
содержание статичной нормы права
в процессе ее реализации (и применения)
конкретизируется применительно к
соответствующей конкретной ситуации
с конкретными обстоятельствами
и взаимоотношениями
Для надлежащего толкования нормы права необходимо определить его объект, метод и предмет.
Объектом толкования нормы права является соответствующий данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст того нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором выражена толкуемая норма.
Метод толкования нормы права
– это согласованная юридико-
Предмет толкования нормы права – это искомое актуальное регулятивно-правовое значение нормы права, которое подлежит реализации в данной конкретной ситуации (случае).
Соотношение и связь между
объектом, методом и предметом
толкования нормы права в юридико-
Осмысление объекта толкования с помощью метода толкования дает предмет толкования: предмет – это методически осмысленный объект.
В таком осмыслении и состоит
познавательное содержание (смысл) уяснения
подлинного содержания толкуемой нормы,
т.е. ее актуального регулятивно-
Подлинное (истинное, настоящее, действительное) содержание толкуемой нормы в данной конкретной ситуации (случае) ее реализации — это актуальное (действенно-регулятивное и конкретное) выражение ее регулятивного потенциала в данное время, в данном месте, в данной конкретной регулятивной ситуации (случае).
Право действует и реализуется не абстрактно, а конкретно, не потенциально, а актуально, не изолированно от объекта своего воздействия, а непосредственно выражая именно на этом объекте подлинность и реальность своего адекватного регулятивного воздействия. Общерегулятивный потенциал права (и отдельной правовой нормы) в разных конкретных регулятивных ситуациях актуализируется соответственно специфике этих ситуаций и проявляется в различных актуально-регулятивных значениях. Если бы дело обстояло не так, и текст акта однозначно и одинаково действовал бы везде и повсюду, как магическое слово, тогда и толкование права как таковое было бы излишне.
Толкование права заключается
в надлежащем уяснении и разъяснении
регулятивно-правового смысла этой
конкретизации абстрактно-
При этом под уяснением имеется в виду сама юридико-познавательная процедура выявления, осмысления и обоснования искомого содержания толкуемой нормы. Любое толкование включает в себя такую процедуру уяснения толкователем нормы (прежде всего для себя самого) ее подлинного содержания.
Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы.
Ввиду таких различий между
уяснением и разъяснением толкование-уяснение
не следует смешивать с
В процессе уяснения содержания нормы права используется ряд способов (приемов) толкования права. К таким способам (приемам) относятся: юридико-источниковедческое, грамматическое, логическое, системное (систематическое), историческое (историко-политическое), юридико-терминологическое (специально-юридическое), функциональное, телеологическое (целевое) толкование.
Все эти различные способы
(приемы) толкования, независимо от наличия
или отсутствия слова «юридический»
в их названии, значимы и используются
в юриспруденции именно как юридико-познавательные
способы (приемы) уяснения правового
содержания нормы. Именно в этой своей
юридико-познавательной значимости все
названные и возможные другие
способы (приемы) являются адекватными
средствами для осуществления требований
общего метода толкования нормы права,
содержательной юридико-логической интерпретации
текста нормативного источника в
его соотнесенности с регулятивной
ситуацией, надлежащего уяснения подлинного
регулятивно-правового
С помощью афоризмов производится системное, историческое функциональное и телеологическое толкование норм права. Системное (систематическое) толкование – это приемы юридико-логического осмысления толкуемой нормы права как системы элементов, определения ее места и роли в праве как системе норм, выявления регулятивного смысла системных связей, как между структурными элементами в самой норме, так и между данной нормой и другими нормами, регулирующими однородные отношения, к которым относится и регулятивный случай.