Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, реферат
Один из путей совершенствования законодательства, закрепленный в Концепции правовой политики нашего государства, заключается в восполнении пробелов в правовом регулировании и углублении его в наиболее важных сферах общественных отношений. На сегодняшний день одной из важных сфер общественных отношений являются отношения, регулируемые административным законодательством.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и принципы административного процесса
1.2 Административный процесс
1.3 Субъекты административного процесса
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и принципы административного процесса
1.2 Административный процесс
1.3 Субъекты административного процесса
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Один из путей совершенствования
законодательства, закрепленный в Концепции
правовой политики нашего государства,
заключается в восполнении
Административно - правовые
отношения - это урегулированные
нормами административного
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности
сторон данных отношений
- всегда одной из сторон
в таких отношениях выступает
субъект административной
- административные
- если произошло нарушение
административно-правовой
- разрешение споров между
сторонами, как правило,
- административные
1.1 Понятие и
принципы административного
Административный процесс
представляет собой установленный
законом порядок разрешения определенных
индивидуальных дел в сфере исполнительной
власти в целях обеспечения законности
и правопорядка. Необходимость в
такой процессуальной форме деятельности
государственных органов
На практике исполнительная
власть реализуется с разного
рода действиях, которые можно характеризовать
как государственно-
Сам по себе процесс есть совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения заранее определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. Именно в таком понимании можно говорить например, о законодательном, землеустроительном, бюджетном, налогоприменительном и т.п. процессах.
Рассматривая такого рода, процесс с юридических позиций, легко установить, что его назначение заключается в реализации норм материального права.
В процессуальной норме происходит и юридически властная реализация задач и функций исполнительной власти. При этом процесс правоприменения не сводится только к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиция). Важное место здесь занимает и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Поэтому вполне возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.
Административный процесс – это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также участвующих в ней органов и лиц, осуществляемая в особом административно- процессуальном порядке и производимая в целях объективного разрешения дела в полном соответствии с законом.
Содержанием административного
процесса являются управленческие процессуальные
отношения, возникающие между субъектами
процесса. Другими словами, это совершаемые
в определенной последовательности
действия субъектом административного
права, осуществляющего свои полномочия
и обязанности в сфере
Для административного процесса характерны следующие существенные особенности:
1) неразрывная связь с
государством, поскольку процесс
есть специфический способ
2) это исключительно юридическая,
3) направлен на разрешение
определенных управленческих
4) юридически результативная деятельность, т.е. такой правовой порядок, посредством которого только и может быть достигнут требуемый результат;
5) обязательное оформление
результатов деятельности (промежуточных
или окончательных) в
6) вызывает объективную потребность в процессуальной регламентации.
Административный процесс, несмотря на общую сферу реализации одинаковых субъектов, не тождественен управленческой деятельности. Последняя составляет реальную базу административного процесса, но может осуществляться не только в правовых, но и в не правовых формах. Административный процесс является же чисто юридической, правовой деятельностью, влекущей определенные правовые последствия и достаточно полно оформленной юридическими нормами.
Объектом административного
процесса являются общественные отношения,
регулируемые различными отраслями
права – административного, трудового,
финансового, гражданского и другими,
за исключением уголовного, если они
находятся в сфере правомочий
органов государственного управления
– исполнительной власти. Это обуславливает
возможность представить
Видами таких индивидуальных дел могут быть:
- обращения граждан по поводу нарушения их прав и законных интересов;
- дела об административных правонарушениях;
- дела о должностных (дисциплинарных) проступках;
- дела о возмещении
в административном порядке
- дела по административному надзору;
- дела о спорах в сфере управления (рассматриваемые арбитражными судами);
- дела об изобретениях, открытиях и патентах;
- дела о приватизации имущества и другие.
В тех случаях, когда выясняется, что дело должно быть рассмотрено судом, собранные по делу материалы направляются по принадлежности, например, по делам об ответственности за хулиганские действия, по спорам о компенсации между органами исполнительной власти.
Административный процесс – это, с одной стороны, вид юридического процесса, а с другой – правовая, урегулированная процессуальными нормами форма управленческой деятельности. Поэтому в административном процессе действуют принципы: 1)общеуправленческие, отражающие закономерности управления, и 2)процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения. Мы считаем, что разделение этих принципов весьма условно в силу их взаимозависимости. [1, с. 125]
К общеуправленческим принципам административного процесса относятся: учет публичного интереса и интереса сторон; общественный контроль над административным процессом; национальное равноправие; законность. Но не следует смешивать управленческую, юридическую деятельность с процессуальной, ибо последняя выступает лишь как средство достижения целей, предусмотренных законом.
Принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан в административном процессе имеет особое значение. Во-первых, уполномоченные орган (должностные лица) учреждаются с целью обеспечения интересов общества, социальных групп и отдельных граждан. Во-вторых, государство и его органы выступают как совокупная воля общества, то есть когда отношения между гражданами, иными физическими и юридическими лицами устанавливаются опосредованно. Например, правоотношения опосредованы некоторыми правилами, нормами, выступающими обязательным рациональным регулятором. В-третьих, процессуальные нормы ограничивают проявление власти в пределах процедур, которые обеспечивают признание и соблюдение абсолютных и неотчуждаемых прав человека.
Принцип признания правосубъектности предполагает создание таких требований, которые дают возможность обладать правами и обязанностями и самостоятельно осуществлять их в установленном порядке. Природа административных прав и обязанностей имеет свои особенности. Например, возможность обладать правами и обязанностями, связана с определенными условиями (например, гражданством, возрастом, состоянием здоровья и др.). Причем правовые нормы могут устанавливать общеобязательные требования, необходимые для реализации прав и обязанностей, а также указывать ограничения, связанные с участием в правоотношениях. Например, участие в процедуре конкурса на занятие вакантной должности государственного служащего, гражданин должен знать не только соответствующие требования, но и об ограничениях, которые могут быть установлены только законами Республики Казахстан.
Система процессуальных принципов
известна процессуальными отраслями
права, но и в этих случаях принципы
классифицируются на общие, межотраслевые,
отраслевые и выражающие особенности
отдельных институтов. Административное
право в отличие от других видов
прав имеет более широкое
1.2 Административный процесс
Законодатель, как правило,
пытается избежать теоретических сложностей,
а следовательно, в статьях КоАП,
регулирующих порядок рассмотрения
дел (по приватизации, земельным отношениям
и др.), на данный момент нет и попыток
выделения различных видов
С точки зрения Д. Н. Бахраха,
административный юрисдикционный процесс
представляет собой такую принудительную
деятельность, которая регулируется
нормами административного