Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:05, реферат

Описание работы

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

Работа содержит 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПАРАВЛЕНИИ.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

     АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  НАДЗОР В ГОСУДАРСТВЕННОМ  УПАРАВЛЕНИИ

     Параграф 2.1 Понятие надзора в государственном управлении

 

     Важную  роль в достижении целей, поставленных перед аппаратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор.

     Надзор  как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

     Надзорная деятельность — составная часть  государственного управления. Административный надзор — специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. По существу административный надзор тесно связан с контролем, ибо при его осуществлении контролируется деятельность органов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению нормативных актов, регулирующих специальные вопросы.1

     Контроль  включает в себя наблюдение за законностью  и целесообразностью деятельности, ее оценку с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических. Но во многих случаях ради обеспечения  свободы граждан, государственной  опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничиваются — им предоставляется возможность осуществлять только надзор. В тех же случаях, когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, сведение контроля к надзору необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов власти, не несущих ответственности за ее последствия.

     Различаются две организационные формы надзора  в сфере управления.

     Первая  форма — это надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жалоб, дел. Это, прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, кооперативов.2

     Вторая  форма управленческого надзора  — административный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция  является важнейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит подведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.

     Существует  большое число государственных  структур, занимающихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это — системы санитарно-эпидемиологического надзора, органы федерального горного и промышленного надзора, системы таможенного контроля. Во многих ведомственных системах имеются специализированные надзорные службы, большинство которых называется государственными инспекциями, а некоторые носят названия регистров, служб, управлений (в их числе — автомобильная, торговая, охотничья инспекция, государственная налоговая служба).

     Государственные инспекции и иные органы государственного управления, осуществляющие административный надзор, имеют право не только фиксировать факты нарушений правил и норм, но и давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых действий по предупреждению нарушений впредь, разрешать или запрещать отдельные действия. Они имеют право приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций, запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения, применять к виновным меры административного взыскания.3

     Правовое  положение субъектов административного  надзора —государственных инспекций  и иных органов — определяется соответствующими положениями о  них4

     Параграф 2.2 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

 

     Как способ обеспечения законности и  дисциплины административный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти и  их должностных лиц, осуществляемую в отношении организационно не подчиненных  органов, предприятий, учреждений, организаций, а также граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, требований, стандартов с целью предупреждения и пресечения правонарушений и привлечения виновных к административной ответственности.

     Особенности административного надзора5:

     1.Административный  надзор осуществляется специальными  ведомствами, ведомственными службами, органами, для которых такая функция  является важнейшей или даже  главной.

     2.Его  субъекты наделены функциональной  властью, широкими надведомственными полномочиями, их деятельность — разновидность межотраслевого управления.

     3.Его  субъектами могут быть как  государственные, так и общественные, религиозные и иные негосударственные  организации, а также граждане.

     4. Административный надзор, как правило,  состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и подзаконными актами, многие из которых к тому же относятся к технико-юридическим.

     5.Осуществляется  он систематически и обычно  по инициативе властных субъектов.

     6.И  еще одна важная особенность: он, как правило, связан с применением административного принуждения.

     Существует  большое число государственных  структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

     1) Федеральная Таможенная служба РФ;

     2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического  надзора РФ;

     3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

     4) Федеральный горный и промышленный  надзор России;

     5) Федеральный надзор по ядерной  и радиационной безопасности;

     6) Федеральная налоговая служба  РФ;

     7) Федеральная служба страхового  надзора РФ.

     Во  многих ведомствах есть специализированные надзорные службы, большинство из которых называются государственными инспекциями, а некоторые носят  названия регистров, служб, управлений. В их числе: государственная ветеринарная, автомобильная, торговая, охотничья инспекции, морской, речной, авиационный регистры.

     Специализированные  надзорные ведомства подчинены  Правительству РФ, а ведомственные  службы — соответствующим центральным федеральным органам специальной компетенции.

     Главные задачи административного надзора  состоят в том, чтобы обеспечить:

  1. безопасность граждан, общества, государства;
  2. надлежащее качество продукции и услуг.

     А для этого необходима охрана соответствующих  общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. И лишь потом необходимо выявить виновных и решать вопросы об их ответственности. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

     Содержание  административного надзора как  разновидности межотраслевого управления, направленного на обеспечение законности, можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

     1. Правотворчество, участие в определении  правового режима поднадзорных  объектов. В одних случаях центры  надзорных структур сами утверждают  специальные правила (санитарные, ветеринарные, технических осмотров, учета происшествий и т. п.); в других — утверждают их совместно с органами администрации; в третьих — нормы принимаются по согласованию с ними; в четвертых — они готовят проекты соответствующих актов.

     2. Организационно-массовая и материально-техническая  деятельность. Субъекты административного  надзора используют разнообразные формы неправовой управленческой деятельности для достижения поставленных перед ними целей. Они активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не свойственными любой управленческой деятельности техническими, хозяйственными и . иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического контроля проводят анализы крови, природоохранительные инспекции воспроизводят природные ресурсы, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

     3. Наблюдение за соответствующими  отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля. А он предполагает сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить проверки, досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев.

     Как правило, надзорная деятельность включает в себя предварительный, текущий  и последующий контроль. Предварительный  контроль осуществляется при регистрации, выдаче разрешений (прав на управление транспортными средствами, проведение взрывных работ, приобретение и хранение огнестрельного оружия, наркотических средств и т. д.), выдаче заключений по проектам строительства зданий и сооружений, по документации, регламентирующей производство машин, продуктов питания, государственных испытаний средств измерений, аттестации работников и иными способами.

     4. Применение разнообразных предупредительных  мер. Это обязательные прививки, карантины, запрещение проезда  по дорогам, закрытие границы, изъятие и уничтожение предметов и продуктов, представляющих угрозу для здоровья населения, общественной безопасности. Так, государственные ветеринарные инспектора вправе принимать решения о вакцинации животных по эпизодическим показаниям.

     5. Осуществление юрисдикционной деятельности, применение принудительных мер. Субъекты административного надзора пресекают противоправные действия, выявляют их причины, устанавливают виновных, применяют административные санкции, ставят перед компетентными органами вопросы о привлечении виновных к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности. Юрисдикционная деятельность включает в себя сбор доказательств для выявления обстоятельств и виновности, оценку полученной информации, принятие административных актов, дознание.

     В ходе надзорной деятельности меры административного  принуждения могут применяться  как к индивидуальным (гражданам, должностным лицам), так и к  коллективным субъектам административного  права. Широко используются разнообразные  пресекательные средства, реже — карательные и совсем редко — правовосстановительные санкции.

Информация о работе Административный надзор