Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Введение……………………………………………………………...……..3
1. Теоретические аспекты права свободы мысли и слова…………….5
1.1. Право свободы мысли и слова………………………………………5
1.2. Ограничение свободы мысли и слова……….……………….……..7
1.3. Свобода и ограничения на информацию…………………..………12
1.4. Свобода массовой информации………………………………...….16
2. Реализация и правозащита свободы мысли и слова…………...….19
2.1. Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова……….19
2.2. Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова………....21
2.3. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод……..22
2.4. Защита конституционного права свободы мысли и слова……….25
Заключение……………………………………………………..…………28
Список литературы………………………………………...……………..30
В постановлении Конституционного
Суда от 22 ноября 2000 г., касающемся положений
ФЗ "О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания
Российской Федерации" о передаче
редакциям СМИ, издательствам, информационным
агентствам, телерадиовещательным компаниям
в хозяйственное ведение
Интерес представляет и практика Европейского Суда по правам человека по делам, в которых он рассматривал предполагаемые нарушения ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (о свободе выражения мнения и информации). При этом Европейский Суд исходит из того, как неоднократно подчеркивалось в его решениях, что свобода выражения мнения, свобода слова, как она гарантирована в п. 1 ст. 10 Конвенции, представляет одну из несущих опор демократического общества и является основополагающим условием, служащим его прогрессу и самореализации каждого индивида. "При соблюдении п. 2 ст. 10 Конвенции (о необходимых ограничениях) свобода слова применима не только к "информации" или "идеям", которые встречают благоприятный прием или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и к таким, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство государству или части населения. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества" (решения от 26 апреля 1979 г. - "Санди таймс" против Соединенного Королевства; от 8 июля 1986 г. - Лингенс против Австрии; от 27 марта 1996 г. - Гудвин против Соединенного Королевства и др.).
2. Реализация и правозащита свободы мысли и слова.
2.1. Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова.
Конституция провозглашает Российскую Федерацию - правовым и демократическим государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения.
Российская Федерация, претендующая на звание "правовое государство", признает право человека на свободу слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией, законами и другими правовыми актами. Но насколько реальны эти гарантии?
Конституции советского периода
гарантировали свободу слова, печати
лишь в соответствии с интересами
народа и в целях укрепления и
развития социалистического строя
(например, ст. 50 Конституции СССР 1977
г.). Об интересах и развитии самой
личности при этом даже не упоминалось.
Действующая Конституция не обусловливает
свободу мысли и слова какими-
Каждый человек может
воспользоваться своим правом на
получение и распространение
информации с помощью СМИ, являющиеся
главным средством для
Часть 5 ст.29 Конституции
запрещает цензуру, то есть требование
от редакции средства массовой информации
со стороны должностных лиц, государственных
органов, организаций, учреждений или
общественных объединений предварительно
согласовывать сообщения и
По требованию ст. 58 Закона "О средствах массовой информации" обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры массовой информации влечёт их немедленную ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Запрет цензуры - это значительный шаг в сторону "правового государства", а также наиболее действенная гарантия свободы слова. Однако её запрет еще не означает безграничность и абсолютность свободы слова.
2.2. Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова.
Свободу мысли и слова
гарантирует 29 статья Конституции РФ.
Кроме этого право на свободу
слова отражено и в других документах.
Так в Документе Московского
совещания конференции по человеческому
измерению СБСЕ государства-участники
договорились о защите свободы слова
сотрудников судебных органов “с
учетом лишь таких ограничений, которые
совместимы с осуществлением ими
своих функций”, а также о стремлении
обеспечить свободу слова и свободу
информации. В Законе РФ “О статусе
военнослужащих” затрагивается
вопрос о праве военнослужащих на
свободу слова с оговоркой, что
при его реализации они “не
должны разглашать государственную
и военную тайну, обсуждать и
критиковать приказы командиров
(начальников)”. Министерство обороны
РФ в 1992 г. издало Приказ №147 “О введении
в действие положения об офицерском
собрании в вооруженных силах
Российской Федерации”, статья 3 данного
документа устанавливала
Данный перечень правовых актов, затрагивающих свободу слова, не является исчерпывающим. Право на свободу слова содержится во многих правовых актах, которые, не раскрывая само содержание права, используют его конституционную гарантию к той ситуации, которую освещают.
2.3. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.
Конституционная обязанность
государства соблюдать и
Особую роль в защите прав
и свобод от нарушения органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
а так же другими лицами играют
органы судебной власти. Конституцией
предусмотрен и орган, который занимается
только данной проблемой – Уполномоченный
по правам человека. Однако деятельность
Уполномоченного по правам человека
не исключает необходимости
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав
и свобод принадлежит Президенту
РФ, как гаранту прав и свобод
человека и гражданина (ст. 80 Конституции
РФ). Как глава государства
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли
и официально действуют многочисленные
неправительственные
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). Споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации или с недобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принципов равноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, других споров и дел в этой сфере, вплоть до своего упразднения, рассматривала Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Теперь эту функцию исполняют суды общей юрисдикции.
2.4. Защита конституционного права свободы мысли и слова.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный в ч. 3 статьи 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все - государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей.
В связи с этим представляет
интерес позиция
Конституционный Суд отметил, что право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией свободу мысли и слова. Но в определении поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и доброго имени не противоречили интересам свободной дискуссии по политическим проблемам в демократическом обществе?
Информация о работе Административные способы ограничения свободы слова