Административные способы ограничения свободы слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..3
1. Теоретические аспекты права свободы мысли и слова…………….5
1.1. Право свободы мысли и слова………………………………………5
1.2. Ограничение свободы мысли и слова……….……………….……..7
1.3. Свобода и ограничения на информацию…………………..………12
1.4. Свобода массовой информации………………………………...….16
2. Реализация и правозащита свободы мысли и слова…………...….19
2.1. Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова……….19
2.2. Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова………....21
2.3. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод……..22
2.4. Защита конституционного права свободы мысли и слова……….25
Заключение……………………………………………………..…………28
Список литературы………………………………………...……………..30

Работа содержит 1 файл

Административные способы ограничения свободы слова..docx

— 52.57 Кб (Скачать)

Следует отметить, что и  в законодательстве зарубежных стран  содержится немало строгих санкций  за сочинение и умышленное искажение  фактов, за призывы к мятежу, поношение  нации, республики, конституции, конституционных  учреждений, за утрату государственной  тайны, распространение "непристойностей" и т.д.

Разработаны и международные  стандарты, направленные против злоупотреблений  свободой слова, информации, выражения  своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта  о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: "Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".Аналогичное, правда более общее и краткое, положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Федеральный Закон “Об  информации, информатизации и защите информации” не допускает сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни, а  равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений физического  лица без его согласия, кроме как  на основании судебного решения3.

В Законе РФ “О СМИ” также  содержится ряд ограничений, обусловленных:

- соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;

- охраной частной жизни;

- обеспечения безопасности и целостности государства;

- охраной здоровья;

- уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 “Обязанности журналиста”);

- необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.

Ст. 4 Закона о СМИ говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Ст. 51 устанавливает, запрет на использование права журналиста на распространение информации с  целью опорочить гражданина или  отдельные категории граждан  исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к  религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи  с их политическими убеждениями.

Кроме того некоторые ограничения  предусмотрены и во время чрезвычайного  положения и в период выборов. Пункт “б” ст. 22 Закона “О чрезвычайном положении” допускает возможное  ограничение свободы печати и  других средств массовой информации путем введения предварительной  цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие  звукоусиливающих технических средств  и множительной аппаратуры.

Таким образом, реализация конституционных  норм о свободе слова, выражения  своего мнения предполагает как беспрепятственное  осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых  для этого правовых и организационных  механизмов, так и решительное  пресечение злоупотреблений данной свободой.

1.3.  Свобода и ограничения на информацию.

Часть 4 статьи 29 Конституции  РФ конкретизирует часть 1, поскольку  свобода информации является элементом  свободы мысли и слова. Здесь  перечислены действия, связанные  с информацией, которые могут  свободно осуществляться личностью. В  этой же части статьи установлено  ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну.

Производным от свободы слова, выражения своего мнения является право  каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право на свободу информации, гарантируемое в ч. 4 статьи 29, может осуществляться различными способами - посредством межличностного общения, средств массовой информации (СМИ), материальных носителей информации, учебных заведений, на собраниях и митингах, сходах граждан, через различного рода клубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы по собственному выбору. Законными эти способы считаются, если при их использовании соблюдаются установленные законодательством правила, например для СМИ, для проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. 

Свобода информации выражается прежде всего в праве каждого искать и получать информацию. Применительно к СМИ это право конкретизировано в ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с изм. и доп. - ВВС РФ, 1992, N 7, ст. 300; СЗ РФ, 1998, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333), которая гласит, что граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны предоставляться СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах. Специально этому вопросу посвящен ФЗ от 13 января 1995 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 170).

Более широко право на доступ к информации определено в ФЗ от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 609), хотя он и касается главным образом документированной информации. Граждане наряду с другими пользователями обладают равным правом на доступ к государственным информационным ресурсам (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Исключение составляет информация с ограниченным доступом (ст. 12). Граждане и организации имеют право на доступ к документальной информации и о себе самих (ст. 14). Отказ в доступе к открытой информации, как и к информации о самом себе, может быть, согласно ст. 13, 14, 24 Закона, обжалован в суд. Различные аспекты доступа физических и юридических лиц к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам, защиты интересов, прав и свобод этих лиц при международном информационном обмене регламентируются ФЗ от 5 июня 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене" (СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3347).

Свобода информации выражается также в праве каждого свободно передавать, производить и распространять информацию законными способами. Отсюда вытекает недопустимость монополии  государства на производство и распространение  информации. Средства распространения информации могут быть как государственными, так и общественными, частными. Так, статья 7 Закона "О средствах массовой информации" признает право гражданина, объединения граждан, постоянно проживающего в России иностранного гражданина и лица без гражданства, других субъектов быть учредителем газеты или иного СМИ. Согласно ст. 6 Закона "Об информации, информатизации и защите информации", гарантируется право собственности граждан на информационные ресурсы и распоряжения ими.

Право на распространение  информации законными способами  означает и необходимость соблюдения определенных ограничений к доступу  информации, отнесенной к государственной  тайне или к конфиденциальной. Часть 4 статьи 29 предусматривает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется ФЗ.

Законодательство о государственной  тайне основывается на Конституции, Законе РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (ВВС РФ, 1992, N 15, ст. 769) и включает Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (в ред. от 6 октября 1997 г. - СЗ РФ, 1997, N 41, ст. 4673), ряд других актов. Закон "О государственной тайне" определяет перечень сведений в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики и внешнеэкономической деятельности, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, составляющих государственную тайну (ст. 5). На основе этих положений и в соответствии со ст. 4 данного закона Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203, в ред. Указа от 24 января 1998 г. N 61, утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также перечень государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4775; 1998, N 5, ст. 561). За разглашение государственной тайны установлена ответственность вплоть до уголовной (ст. 283, 284 УК).

Конституционный Суд в  постановлении от 20 декабря 1995 г. по жалобе С. указал, что в силу нормы  ч. 4 ст. 29 Конституции уголовная ответственность  за выдачу государственной тайны  правомерна лишь при условии, что  перечень сведений, составляющих государственную  тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном  законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции . 

В постановлении от 27 марта 1996 г. по жалобе ряда граждан Конституционный  Суд признал противоречащим ст. 48 и ч. 3 ст. 123 Конституции распространение  положений ст. 21 Закона "О государственной  тайне", касающихся допуска к государственной  тайне, на адвокатов, участвующих в  качестве защитников в уголовном  судопроизводстве, и отстранение  их от участия в деле в связи  с отсутствием допуска к государственной  тайне. В связи с названным постановлением в Закон "О государственной тайне" 6 октября 1997 г. была включена статья 211, согласно которой как члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, так и адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном производстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к таким сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных в ст. 21 названного закона.

В то же время Закон "О  государственной тайне" определяет перечень сведений, не подлежащих отнесению  к государственной тайне и  засекречиванию, например о состоянии  экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского  хозяйства, преступности, фактах нарушения  прав и свобод личности и др. (ст. 7). Граждане вправе обжаловать в суд  решения должностных лиц о  засекречивании подобных сведений.

Законодательство запрещает  также распространять конфиденциальную информацию, прежде всего о частной  жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную специально охраняемую законом  тайну. Это налагает особые обязанности  на журналистов, других носителей информации (ст. 40, 41, 49 Закона "О средствах массовой информации", ст. 10, 11, 21 Закона "Об информации, информатизации и защите информации").

 

1.4.  Свобода массовой информации.

Наиболее значимым и влиятельным  источником информирования общества и  личности являются СМИ. Поэтому в  ч. 5 статьи 29 особо гарантируется свобода массовой информации. Она означает свободное распространение через СМИ любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную тайну, отражение в этой информации политического и идеологического плюрализма, запрет цензуры. Под СМИ понимаются пресса, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, информационные агентства и иные формы периодического распространения массовой информации, предназначенной для неограниченного круга лиц.

Конституционное установление о гарантированности свободы  массовой информации конкретизировано в Законе "О средствах массовой информации" и распространяется на все виды СМИ - государственные, общественные, частные. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности СМИ Закон определяет как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 25, 58). В то же время Закон признает недопустимым злоупотребление свободой массовой информации, влекущее такую же ответственность (ст. 4, 59).

На конституционном уровне установлен и запрет цензуры. Статья 3 Закона "О средствах массовой информации" определяет цензуру массовой информации как требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. В советские времена цензурой повсеместно занималась такая организация, как Главлит. Названный закон четко определяет, что не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностных лиц, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации (ст. 3).

На практике предстоит  еще немало сделать, чтобы в полной мере обеспечить свободу массовой информации. На имеющиеся в этой сфере нерешенные проблемы экономического, правового, организационного характера указывалось в постановлениях Государственной Думы от 10 февраля 1995 г. "О выполнении в Российской Федерации статьи 29 Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 648), от 24 ноября 2000 г. "О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания" (СЗ РФ, 2000, N 49, ст. 4785). Укреплению гарантий экономической самостоятельности СМИ служат федеральные законы от 24 ноября 1995 г. "Об экономической поддержке районных (городских) газет" (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4559), от 1 декабря 1995 г. "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4698; 1998, N 43, ст. 5212), ряд указов Президента РФ. Широкий спектр проблем, относящихся к информационной сфере, нашел отражение в утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (Российская газета, 2000, 28 сентября).

Защита свободы массовой информации осуществляется и в судах. Так, постановлением Конституционного Суда от 19 мая 1993 г. было признано неконституционным  постановление Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. "О газете "Известия"", затрагивавшее права газеты, журналистского коллектива. Суд признал не согласующимися с Конституцией такие решения, которые способствуют оказанию давления на газету, затрудняют ее существование как независимого СМИ и ограничивают тем самым свободу массовой информации. Данная правовая позиция распространяется на деятельность не только органов печати, но и телевидения, других СМИ.

Информация о работе Административные способы ограничения свободы слова