Автор: Анастасия Сергеева, 13 Августа 2010 в 10:42, курсовая работа
Общественная значимость обеспечения безопасности дорожного движения определяется огромными масштабами ущерба от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и требует эффективного правового регулирования отношений в этой сфере. Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. В мире каждый год в результате ДТП погибают и получают ранения более 10 млн. человек. Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в России остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Транспортные средства в России как источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения. Основной причиной ДТП является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Введение……………………………………………………………….3
1. Общая характеристика и виды административных правонарушений в области дорожного движения.………4-10
2. Ответственность за правонарушения в области дорожного движения..……………………………...11-16
3. Органы, полномочные рассматривать дела о правонарушениях в области дорожного движения..………17-23
Заключение…………………………………………………………….24-26
Список используемой литературы…………………………………...27
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 12.2 ("Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков"), частью 4 ст. 12.9 ("Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час"), частью 1 ст. 12.10 ("Нарушение правил движения через железнодорожные пути"), частью 2 ст. 12.17 ("Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами"), частями 1 и 2 ст. 12.21.1 ("Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов"), частью 1 ст. 12.21.2 ("Нарушение правил перевозки опасных грузов"), статьей 12.24 ("Нарушение Правил дорожного движения или Правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего"), частью 2 ст. 12.27 КоАП РФ ("Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся"), - в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Санкции вышеперечисленных норм, как правило, предусматривают альтернативное наказание, в основном - наложение административного штрафа или лишение права управления транспортными средствами либо административный арест.
Частью 2 ст. 23.2 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
В статье 23.3 КоАП РФ изложены полномочия органов внутренних дел (милиции). Согласно ч. 1 данной статьи они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 - 3 ст. 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 ст. 12.4, частями 1 и 2 ст. 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 ст. 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 ст. 12.10, ст. ст. 12.11 - 12.14, частями 1 - 3 ст. 12.15, ст. ст. 12.16 - 12.25, частью 1 ст. 12.27, статьями 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ.
В части 2 ст. 23.3 КоАП РФ сказано, что рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения от имени органов, указанных в части 1 ст. 23.3 Кодекса, вправе:
1)
начальник Государственной
2)
сотрудники Государственной
3)
государственные инспекторы
4)
государственные инспекторы
5) старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 ст. 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 ст. 12.29, частью 1 ст. 12.30 КоАП.8
В соответствии со ст. 23.36 КоАП РФ органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 12.3 (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.21.1 и 12.21.2 (в части осуществления контроля над соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок), являются органы транспортного контроля и надзора.
На
практике возникали проблемы о порядке
применения ст. 28.3 КоАП РФ (должностные
лица, уполномоченные составлять протоколы
об административных правонарушениях),
а также о полномочиях
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) в области дорожного движения вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 2 ст. 12.3, частями 1 и 2 ст. 12.4, частями 3 - 6 ст. 12.5, частью 2 ст. 12.7, статьей 12.8, частью 3 ст. 12.10, частью 4 ст. 12.15, статьей 12.26, частями 2 и 3 ст. 12.27 Кодекса.
Важнейшей составляющей производства по делам об административных правонарушениях является стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесение постановления по нему.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2)
о вызове заинтересованных лиц,
3)
об отложении рассмотрения
4)
о возвращении протокола об
административном
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции данного должностного лица ОВД, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
После рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1)
о назначении
2) о прекращении производства по делу в случае:
а) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;
б) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП России;
в) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих определений:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2)
о передаче дела на
Заключение
Административные правонарушения в области дорожного движения являются разновидностью правонарушений на транспорте.
Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Особенностью правонарушений в области дорожного движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАП обусловлено единством их родового объекта.
Глава
12 КоАП РФ, предусматривающая
Усилена ответственность за управление транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками (ч. 3 ст. 12.2), в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8), за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8), за нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6).
Однако ужесточение администратинвых наказаний может привести к другой проблеме – к увеличению случаев коррупции со стороны сотрудников ГИБДД.
По моему мнению, одних лищь увеличений штрафов и других административных санкций против водителей не достаточно. Чтобы уменьшить число правонарушителей на дорогах необходимо проводить комплексный подход по решению данной проблемы. В частности усилить контроль за сотрудниками ГИБДД для предотвращения и своевременного выявления случаев коррупции, обеспечить надлежащее исполнение административных наказаний за правонарушения, а также повысить стандарты обучения в автошколах.
Максимальный срок лишения права управления транспортным средством снижен с 3-х до 2 лет. Однако основания для применения этого вида наказания расширены. Дополнительно (по сравнению с КоАП РСФСР) лишение специального права может применяться за превышение установленной скорости на величину более 60 км/час (ч. 4 ст. 12.9); выезд на встречную полосу движения, если это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 12.15); непредставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ч. 2 ст. 12.17).
Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения