Автор: Анастасия Сергеева, 13 Августа 2010 в 10:42, курсовая работа
Общественная значимость обеспечения безопасности дорожного движения определяется огромными масштабами ущерба от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и требует эффективного правового регулирования отношений в этой сфере. Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. В мире каждый год в результате ДТП погибают и получают ранения более 10 млн. человек. Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в России остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Транспортные средства в России как источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения. Основной причиной ДТП является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Введение……………………………………………………………….3
1. Общая характеристика и виды административных правонарушений в области дорожного движения.………4-10
2. Ответственность за правонарушения в области дорожного движения..……………………………...11-16
3. Органы, полномочные рассматривать дела о правонарушениях в области дорожного движения..………17-23
Заключение…………………………………………………………….24-26
Список используемой литературы…………………………………...27
Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:
-
должностные лица органов
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.
2. Ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Процесс
автомобилизации страны наряду с
огромным значением для социально-
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются нарушения Правил дорожного движения. Ежегодно наказывается несколько десятков миллионов таких нарушений. Как показывают исследования, нарушений Правил дорожного движения в действительности выявляется в 2 - 2,5 раза больше. Часть из них в силу ряда обстоятельств вообще остается без наказания, а во многих случаях участники дорожного движения "откупаются" неофициально. Реально можно говорить не менее чем о 70 - 85 млн. ежегодно выявленных нарушений Правил дорожного движения. К тому же следует учитывать их огромную латентность: выявляется не более 5 - 6% совершенных нарушений, а зачастую еще меньше. По оценкам экспертов, число нарушений Правил дорожного движения достигает в России 1,2 - 1,7 млрд. в год, из которых до 85% совершают водители транспортных средств.
В связи с этим понятно, почему столь пристальное внимание уделяется вопросам административной ответственности за нарушения в области дорожного движения. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" усилена ответственность за ряд нарушений Правил дорожного движения и во многом установлен новый порядок производства по делам об административных правонарушениях. Не комментируя сами наказания за подобные нарушения и все внесенные в КоАП РФ процессуальные изменения (что невозможно сделать в одной статье), рассмотрим основные новеллы в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Прежде всего обратим внимание на следующее обстоятельство. Ранее действовавшее положение ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, в определенных случаях перестало действовать. Теперь в соответствии с примечанием к ст. 1.5 это положение не распространяется на административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
При этом КоАП РФ дополнен ст. 2.6.1, устанавливающей административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств. Согласно ч. 1 ст. 2.6.1 к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.6
В соответствии же с ч. 2 данной статьи собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Введению
данного порядка предшествовала
длительная дискуссия как в научных
кругах, так и в средствах массовой
информации. Главные аргументы
Из противоправных действий водителей на дорогах России, наиболее сильно влияющих на возникновение ДТП, следует отметить, прежде всего, превышение установленного ограничения скорости движения (по этой причине совершается каждое третье происшествие). А с учетом аварий, произошедших из-за несоответствия скорости транспортных средств конкретным условиям дорожного движения и нарушений правил обгона (что косвенно также связанно с увеличением скорости движения), общая доля "скоростных происшествий" достигает 50% среди всех ДТП.
Между тем уровень выявляемости таких нарушений низок и не соответствует степени их опасности. Несмотря на то, что доля административных наказаний за нарушения скоростного режима в общем числе административных наказаний водителей довольно высока (до 40%), превышения скорости движения транспортных средств выявляются крайне плохо. Исследования показывают, что превышение скорости движения, будучи самым распространенным видом нарушений Правил дорожного движения, выявляется инспекторами ДПС ГИБДД лишь в одном случае из 80 - 100 нарушений. Опрос значительного числа водителей в ряде регионов России свидетельствует, что немалое их число, по много раз в день превышая допустимую скорость движения, ни разу не были остановлены и наказаны сотрудниками ДПС.7
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.
Военнослужащие
и призванные на военные сборы
граждане, сотрудники органов внутренних
дел, органов уголовно-
Водитель
транспортного средства выступает
субъектом дорожного
Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.
По
смыслу закона каждое лицо несет административную
ответственность только за персонально
совершенное им правонарушение. Перенос
ответственности
Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 500 до 1000 рублей. В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей, применяемых к водителю.
Помимо
водителя специальным субъектом
административного
Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП. Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП. С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.
Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 12 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.
3. Органы, полномочные рассматривать дела о правонарушениях в области дорожного движения
В главе 23 КоАП РФ указаны: судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 23.1 Кодекса судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных частью 4 статьи 12.2 ("Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками"), частями 1 и 2 ст. 12.4 ("Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб"), частями 3 - 6 ст. 12.5 ("Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена"), частью 2 ст. 12.7 ("Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством"), статьей 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения"), передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, частью 3 ст. 12.10 ("Нарушение правил движения через железнодорожные пути (при наличии повторности"), частью 4 ст. 12.15 (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона ("При выезде на полосу встречного движения"), статьей 12.26 ("Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения"), частями 2 и 3 ст. 12.27 ("Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"), статьей 12.35 ("Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию").
Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения