Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа
Актуальность нашей темы в том, что административная ответственность имеет ряд специфических черт, позволяющих ей занять особое место в системе юридической ответственности: основанием административной ответственности выступает административное правонарушение; она выражается в применении к виновным физическим и юридическим лицам мер административного наказания, предусмотренных КоАП; привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
1.1 Понятие и признаки административной ответственности 4
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 8
2.1 Понятие и признаки административной ответственности 8
2.2 Основания административной ответственности 10
2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности 14
2.4 Принципы административной ответственности 16
ГЛАВА 3 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Крайняя необходимость -- это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.16
Правонарушение -- это деяние всегда виновное, т. е. умышленное или неосторожное. Неосторожную вину следует отличать от невинного причинения вреда или казуса (случая), при котором юридическая ответственность (в том числе и административная) не наступает (исключается). Суть казуса состоит в том, что лицо, совершившее то или иное деяние, формально закрепленное как правонарушение, но при этом не должно и не могло предвидеть общественно опасные (общественно вредные) последствия своих действий. Например, это очень распространено при дорожно-транспортных происшествиях.
Исходя из принципа законности, юридическая ответственность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта правонарушения и его отношения к содеянному -- субъективной стороны правонарушения. И для того, чтобы застраховать людей и их коллективы от необоснованных обвинений в совершении правонарушений в законодательстве стран с демократическим характером общества, в том числе и в России, выработан принцип неответственности, именуемый презумпцией невиновности.
Принцип презумпции невиновности является конституционным (содержится в ст. 49 Конституции РФ) и означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Применительно к институту административной ответственности этот принцип сформулирован в ст. 1.5 КоАП РФ:
1)
лицо подлежит
2)
лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об
3)
лицо, привлекаемое к
4)
неустранимые сомнения в
Данный
принцип распространяется как на
физических, так и на юридических
лиц, привлекаемых к административной
ответственности, и исходит из того, что
всякое сомнение, которое не представляется
возможным устранить в установленном
законом порядке, должно истолковываться
в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Иными словами, существует законом установленное
предположение, что лицо даже при наличии
фактических обстоятельств, свидетельствующих
о признаках объективной стороны правонарушения
(т. е. конкретного деяния, противоправного
результата и наличия причинной связи
между ними), считается невиновным до тех
пор, пока не будет доказано обратное.
Причем бремя доказывания ложится не на
это лицо, а на органы обвинения.
В завершении исследования вопроса об административной ответственности и административном правонарушении необходимо сделать следующие выводы.
Административная
ответственность обладает признаками,
свойственными юридической
В отличие от КоАП РСФСР ст. 2.1 КоАП дает новое определение понятия административного правонарушения. Из определения административного правонарушения исключен перечень объектов посягательств, так как эти объекты уже названы в ст. 1.2 КоАП. Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности.
Существо
административного
Отмеченные
признаки административного
Состав
административного
Принципиальным
отличием КоАП от КоАП РСФСР является
установление им административной ответственности
юридических лиц (ст. 2.10). Ответственность
юридических лиц до этого предусматривалась,
причем без необходимого единообразия,
за ряд деяний в области таможенного, налогового,
земельного, природоохранного, антимонопольного
законодательства, законодательства о
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения, пожарной безопасности, применении
контрольно-кассовых машин, валютном регулировании
и валютном контроле, в области строительства
отдельными законами РФ и ее субъект
Нормативно - правовые акты:
Литература: