Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа
Актуальность нашей темы в том, что административная ответственность имеет ряд специфических черт, позволяющих ей занять особое место в системе юридической ответственности: основанием административной ответственности выступает административное правонарушение; она выражается в применении к виновным физическим и юридическим лицам мер административного наказания, предусмотренных КоАП; привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
1.1 Понятие и признаки административной ответственности 4
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 8
2.1 Понятие и признаки административной ответственности 8
2.2 Основания административной ответственности 10
2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности 14
2.4 Принципы административной ответственности 16
ГЛАВА 3 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
- в-шестых, административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;
- в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых более 50 видов несудебных органов, а также судей -- и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания -- только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности -- в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);
-
в-восьмых, практическая
Несмотря
на имеющиеся отличия
Так, основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности Тимошенко И.В. Административная ответственность. Среди таковых принято выделять следующие:
Представляется уместным привести здесь слова известного отечественного ученого-административиста Е.В. Додина: «Административный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок -- это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического основания административной ответственности».8
Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет .
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, -- административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).
Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие
административного
Таким образом, административное правонарушение -- это, во-первых, деяние, т. е. либо действие -- как активная форма поведения лица, либо бездействие - как пассивная форма поведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение, -- это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляющих -- физического и психического), выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному.10
Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений является их противоправность (и это отражено в определении). Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или, наоборот, -- не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия -- достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП РФ.
Административное правонарушение -- это всегда виновное деяние, т. е. виновность -- это обязательный признак административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина -- это психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности. Это касается физических лиц как субъектов административных правонарушений. Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
И последний обязательный признак административного правонарушения -- это его наказуемость, который означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения.11
Цель
административной ответственности
опосредуется через функции, которые
она выполняет: превентивную (или предупредительно-
Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. Вторая же, собственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния. А третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.
Некоторые авторы выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения -- ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожалуй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.
В
то же время, цели административной ответственности
можно определить и через цели административного
наказания как меры этой ответственности.
А данные цели имеют явную предупредительную
и профилактическую направленность, о
чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное
наказание является установленной государством
мерой ответственности за совершение
административного правонарушения и применяется
в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами». Отметим, что профилактическая
(предупредительно-
Рассматривая юридическую, в том числе и административную ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотношение, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения определенных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в правовом ста-тусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответственности).13
В
этой связи различные авторы выделяют
свои концепции о стадиях
Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение: наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли; наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя; законность привлечения к административной ответственности; справедливость административной ответственности и ее индивидуализация; своевременность ответственности, а также принцип целесообразности привлечения к административной ответственности. И, наконец, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.14