Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей курсовой работы является исследование понятия административного наказания в свете принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.

Объектом исследования являются правоотношения, которые регулируются и охраняются административным правом. Предметом курсовой работы является административное наказание, как элемент административной ответственности

Содержание

Введение 3
I Общая характеристика административных наказаний. 5
§1 Понятие и цели административного наказания 5
§2 Система административных наказаний 9
II Виды административных наказаний 14
§1 Характеристика административных наказаний. 14
§2 Правила назначения административного наказания 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Нормативно-правовые акты 37

Работа содержит 1 файл

Админ наказания. Виды.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

      Указанные в статье 3.2. КоАП РФ виды наказания  образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и  научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на правонарушителя, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничения использования своих профессиональных возможностей в будущем.

      Свойства  системы административных наказаний, так или иначе, раскрываются на протяжении всей истории существования административного  наказания судебной практикой и  осмысливаются административно-правовой наукой.

            По действующему КоАП РФ система видов наказания  в целом и каждый отдельный  вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия  на виновного.

      В соответствии со статьёй 72 Конституции  Российской Федерации, частью 3 статьи 3.2. КоАП РФ, все наказания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из 9 наказаний, а децентрализовано – актами субъектов Федерации – только предупреждение и административный штраф.

      По  действующему кодексу об административных правонарушениях входящие в нормативный  перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, могущие быть основными и дополнительными.

      Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно  выделить: морально-правовое (предупреждение5); имущественные (административный штраф6, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения7, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения8); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест9, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства10); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу11, дисквалификация12, административное приостановление деятельности13).

      Отмечу, что назначение семи из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

      В статье 3.3. КоАП РФ говорится:

  1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
  2. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.
  3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

   Важный  принцип административной ответственности, базирующийся на принципе, присущем юридической  ответственности в целом, - недопустимость удвоения ответственности. Согласно статье 4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.

      Судьи, органы и должностные лица, исполняющие  наказание, обязаны считаться с  волей законодателя и принимать  все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону. 

 

Глава II   Виды административных наказаний

§1   Характеристика административных наказаний.

 

   В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие  виды административных наказаний, которые  могут устанавливаться, и применяться  за совершение административных правонарушений:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

   Рассмотрим  подробнее каждый из видов административных наказаний.

        Предупреждение – один из видов административного наказания. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения (см., например, ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, ст. 12.3 и др.). Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы. В случае малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, за которое предусмотрено предупреждение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

        Содержание предупреждения как меры административного наказания выражается в официальном порицании поведения липа, совершившего административное правонарушение.

        Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Предупреждение  как мера административного наказания  может применяться как к физическим, так и юридическим лицам14.

      Административный  штраф – представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств. В ином эквиваленте административный штраф не применим. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В письме Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. № 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).

        Основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания, - величина административного штрафа. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда15.

      Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов.

      Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки16.

     Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного штрафа, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25. КоАП РФ17.

      Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

      В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия  заключается в том, что оно  может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием  совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.

      Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются КоАП РФ. Такими предметами и орудиями могут быть только дозволенные орудия и предметы. Рассматриваемое административное наказание отличается от изъятия предметов как меры административного пресечения, которое применяется независимо от привлечения лица к административной ответственности, от принадлежности орудий и предметов нарушителю, а также в отношении указанных объектов, изъятых из гражданского оборота. Законодатель устанавливает ограничения в применении возмездного изъятия орудий или предметов административного правонарушения. Оно касается охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства. Возмездное изъятие указанных орудий и предметов не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию18Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.

      В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в  виде конфискации всего или части  имущества лица, совершившего преступление, в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей – орудий совершения или предметов административного правонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения или предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.

      Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт  и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, не сертифицированные  средства  связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

      С учетом конституционного положения  о невозможности лишения имущества  иначе как по решению суда конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

      Не  относится к конфискации изъятие  из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного  правонарушения, которые:

  • подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
  • изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.

   Постановление судьи о возмездном изъятии или  о конфискации вещи, явившейся  орудием совершения или предметом  административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным  законодательством19, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел. Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ20.

   Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Информация о работе Административные наказания