Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:55, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть организацию и тактику пресечения и предупреждения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.
2. Охарактеризовать факторы, влияющие на возникновение массовых беспорядков.
Введение ………………………………………………………………………..3
Часть 1. Понятие массовых беспорядков. Правовые основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков……………………………………………………………………..5
Часть 2.Причины и условия возникновения массовых беспорядков………8
Часть 3.Действия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков при проведении массовых мероприятий……………………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………...
Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно - зрелищных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.
Организуемые по инициативе общественных и самодеятельных организаций, граждан различные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации должны четко отграничиваться от иных массовых мероприятий.
Массовое мероприятие - это совокупность действий явлений социальной жизни, в которых совершаются действия с участием большого количества граждан с целью удовлетворения политических, духовных, физических и иных потребностей. Они являются формой реализации прав и свобод, а также социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.14 Изучение практической деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий позволяет условно разделить все массовые мероприятия по следующим признакам: по содержанию, значимости, периодичности, месту, способу возникновения, возможности участия различных слоёв населения.
По содержанию массовые мероприятия делятся на:
общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, съезды, конференции, выборы депутатов, встречи и проводы правительственных делегаций и др.);
культурно-зрелищные (фестивали, карнавалы, профессиональные праздники, народные гуляния и др.);
спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и т. д.).
По способу возникновения - организованные, спонтанные.
По возможности участия - общедоступные, ограниченные количеством или социальным статусом участников, допускающие наличие в зоне проведения неорганизованного населения.
Массовым мероприятиям присущи следующие специфические особенности:
- нарушение обычного режима жизни района, города или страны в целом;
-действие большого количества людей на ограниченной территории;
-возможность
скоротечного изменения оперативной обстановки;
______________________________
14 -
Чичин С.В. Организационно-
-стихийное формирование определенных «неформальных» группировок, оказывающих отрицательное влияние на состояние общественного порядка и безопасности и способных совершать различные правонарушения;
-повышенная опасность возникновения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, пожаров, разрушений конструкций, сооружений, других непредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному порядку и безопасности;
-возможность причинения ущерба предприятиям, организациям, личным интересам граждан и др.13
Проведение наиболее значимого массового мероприятия (городского, районного, регионального или общегосударственного масштабов) связано со структурной перестройкой деятельности служб и подразделений органов внутренних дел (создание специальных органов управления -оперативных штабов, пунктов управления, различных групп; наличие дополнительных задач, которые приходится решать сотрудникам органов внутренних дел и другим гражданам и организациям, участвующим в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий). При этом дополнительно привлекаются силы и средства, изменяется режим работы личного состава и т. п.
При проведении массовых мероприятий формируются контактные группы, именуемые публикой. Гражданам, образующим эти группы, присуща определенная мера психического воздействия и сопереживания, обусловленная наличием общего интереса к проводимым мероприятиям. Однако под влиянием неблагоприятных воздействий поведение таких групп может принять более сложные формы, что зачастую является одной из причин возникновения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. На возникновение МБ и ГНОП оказывает влияние внеколлективное поведение внешне неорганизованных групп (толпы), отличающихся высокой степенью приспособления к складывающимся ситуациям, некритичным восприятием и подражанием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушием действий. Формируясь под влиянием различных ситуаций, толпа не имеет заранее обозначенных и организованно оформленных взаимосвязей, предварительно распределенных между участниками ролей.11
Решающее воздействие на
Среди прочих условий
________________
11 -
Деятельность сотрудников
органов внутренних
дел при чрезвычайных
обстоятельств. Сборник
научных трудов. - Волгоград:
ВА МВД России,2006.
Для охраны общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий большое значение имеют техническое оборудование и благоустройство мест размещения участников и зрителей с учетом возможности различных вариантов их поведения в обычных и экстремальных ситуациях. Так, в условиях открытой местности зрители размещаются, как правило, произвольно, неравномерно, а поэтому на отдельных участках могут складываться сложные ситуации. В этих случаях надежная охрана общественного порядка обеспечивается установлением в местах чрезмерного скопления людей специальных ограничений (оцепление, ограждение, металлические барьеры и т. п.).
Кроме собственно конфликтных
ситуаций, вызванных вышеуказанными
причинами, массовые беспорядки
при проведении массовых мероприятий
могут возникать в результате
различного рода технических
неисправностей, аварий, террористических
актов, опасных природных
Таким образом, подводя итог
сказанному, можно сказать, что
учет указанных факторов
Часть
3. Деятельность органов
внутренних дел по предупреждению
и пресечению массовых
беспорядков при проведении
массовых мероприятий.
Предупреждение и пресечение массовых противоправных действий реализуется преимущественно в процессе административной деятельности органов внутренних дел. В научной литературе принято различать две стороны рассматриваемой деятельности:
- внутриорганизационную,
направленную на обеспечение
ее функционирования и
- внешнюю,
протекающую вовне ее и
В соответствии с указанным утверждением, применительно к теме исследования, нормативные акты, составляющие правовую основу деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых противоправных действий, автор разделил на две основные группы:
- нормативные
акты, регламентирующие
- нормативные
акты, которые обязаны соблюдать
граждане в процессе массовых
выступлений, а также
Изучение
нормативно-правовой базы, регламентирующей
деятельность государственных органов,
в том числе и органов
Исследование теоретических
Анализ опыта практических работников органов внутренних дел по пресечению массовых противоправных действий позволяет определить следующие направления воздействия на людей, участвующих в массовых противоправных действиях: силовое, ведение переговоров, эмоционально-психологическое.
Далее, исследование позволило выделить основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению массовых противоправных действий: эффективное наблюдение за динамикой изменений обстановки в районе; обмен информацией и тесное взаимодействие органов внутренних дел с органами власти, местного самоуправления, другими правоохранительными органами; активная профилактическая работа с населением по месту жительства и в трудовых коллективах, а также с негосударственными общественными организациями; создание оперативных позиций в экстремистских либо потенциально экстремистских организациях.
Что касается деятельности полиции
непосредственно при
- Внимательное изучение обстановки и лиц, участвующих в мероприятии, своевременный доклад старшему наряда о всех обстоятельствах, способных вызвать или способствовать ГНОП, МБ и при возможности устранять их;
- Быстро
и решительно реагировать на факты хулиганских
проявлений, с тем, чтобы не допустить
разрастания беспорядков.
Старшему или дежурному ОВД
наряд
полиции выявляет и докладывает:
- Характер, место и время возникновения инцидента,
- На какой почве он возник или назревает,
- Количество и контингент участников,
- Количество
собравшихся и их отношение к происходящему.
После начала МБ:
- Немедленно сообщить дежурному по ОВД о начале МБ;
- По согласованию с дежурным по ОВД изменить дислокацию с учетом возможности оказания помощи другими нарядами по защите особо важных государственных объектов;
- Решительно пресекать преступления, обеспечивать защиту населения, необходимую помощь пострадавшим.
Основным органом управления силами и
средствами по пресечению МБ является
оперативный штаб. Его работа организуется
по заранее разработанному типовому плану.
Тактически правильные действия нарядов
полиции позволяют в некоторых случаях
предотвратить начало противоправных
действий массового характера, а в условиях
начавшихся массовых Б позволяют выполнять
свой служебный долг с минимальными потерями.
Согласно плана личный состав ОВД делится на группы, основными задачами которых являются:
- Локализация массовых беспорядков;
- Выявление, задержание и привлечение к ответственности организаторов и активных участников МБ;
- Рассредоточение толпы;
- Ликвидация
последствий МБ.
Группа оперативного информирования:
Создается
из работников УР, ОБЭП; ведет сбор информации,
контрпропаганду. Возможно использование
автотранспорта, патрульных вертолетов.
Информация о работе Административно-правовые меры пресечения массовых беспорядков