План
- Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.............................................................................3
2.Административный надзор:
понятие, субъекты и содержание...........................7
3.Задача……………………………………………………………………………...15
Библиографический список......................................................................................16
- Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Каждый из 84 субъектов
Федерации имеет собственную
систему органов исполнительной
власти, которую они формируют
самостоятельно, в соответствии с
основами конституционного строя государства.
Это, в частности, означает, что образование,
формирование и деятельность органов
исполнительной власти субъектов Федерации
регулируются Конституцией РФ, федеральными
законами, а также конституциями
(уставами), законами и иными нормативными
правовыми актами республик, краев,
областей и других субъектов Федерации.
Вместе с тем, в пределах ведения Российской
Федерации и ее полномочий по предметам
совместного ведения федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Федерации образуют
единую систему исполнительной власти
Российской Федерации1 .
Особенностью этой единой
системы является то, что вне названных
пределов и полномочий органы исполнительной
власти субъектов Федерации обладают
всей полнотой государственной власти,
то есть, на своей территории эти
органы практически реализуют основные
функции государственного управления.
Создаются они самими субъектами,
самостоятельно определяющими и
их административно-правовой статус. При
этом функции и полномочия в области
государственного управления на уровне
субъектов Федерации осуществляются
не федеральными органами исполнительной
власти (кроме случаев сохранения
строгой управленческой вертикали,
например в системах управления обороной,
внутренними делами). Органы исполнительной
власти субъектов РФ не находятся
в организационном подчинении соответствующим
федеральным органам. Последние
взаимодействуют с соответствующими
их профилю министерствами и иными
органами исполнительной власти субъектов
Федерации. Отнесенные к их ведению
полномочия федеральные органы исполнительной
власти осуществляют на территории субъектов
Федерации непосредственно или через
создаваемые ими территориальные органы2.
В настоящее время действуют
единые правовые нормы, которыми определяется
административно-правовой статус органов
исполнительной власти всех субъектов
Федерации. В отношении этих норм
необходимо обратить внимание на следующее:
а) принадлежащие этим органам
полномочия осуществляются ими самостоятельно;
б) исполнительная власть в
системе органов государственной
власти субъекта Федерации представлена
высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Федерации;
в) конституцией (уставом) субъекта
Федерации может устанавливаться
должность высшего должностного
лица субъекта, возглавляющего его
высший исполнительный орган государственной
власти;
г) высшее должностное лицо
субъекта Федерации (руководитель высшего
исполнительного органа) избирается
по представлению Президента РФ законодательным
органом государственной власти
субъекта на срок не более пяти лет;
д) порядок выборов высшего
должностного лица определяется законом
субъекта Федерации, а их дата назначается
постановлением законодательного органа
субъекта;
е) законодательный орган
субъекта Федерации устанавливает
порядок управления и распоряжения
собственностью субъекта; утверждает
представляемые высшим должностным лицом
программы социально-экономического развития
субъекта, а также бюджет субъекта и отчет
о его исполнении; утверждает схему управления
субъектом; определяет структуру высшего
исполнительного органа государственной
власти; назначает на должность и освобождает
от должности отдельных должностных лиц
(по представлению высшего должностного
лица); оформляет решение о недоверии (доверии)
высшему должностному лицу;
ж) наименование высшего
должностного лица устанавливается
конституцией (уставом) субъекта Федерации
с учетом исторических, национальных
и иных традиций данного субъекта
(отсюда - президент, губернатор, мэр
и т.п.);
и) высшее должностное лицо
субъекта Федерации вносит в законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта законопроекты о
введении и об отмене налогов, освобождении
от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет средств
бюджета субъекта;
к) высшее должностное лицо
субъекта Федерации обязано обнародовать
закон либо отклонить его в
срок, не превышающий 14 дней с момента
поступления закона. Большинством не
менее двух третей депутатов отклоненный
закон может быть одобрен в
ранее принятой редакции, причем высшее
должностное лицо не вправе повторно отклонить
его;
л) высшее должностное лицо
вправе принять решение о досрочном
прекращении полномочий законодательного
органа государственной власти субъекта
Федерации в случае принятия нормативных
актов, противоречащих действующему законодательству
Российской Федерации и субъекта, если
противоречия установлены соответствующим
судом и не устранены в течение шести месяцев
со дня вступления в силу судебного решения;
м) предусмотрены
случаи досрочного прекращения полномочий
высшего должностного лица (отставка,
отрешение от должности и т.п.)3.
Высшее должностное
лицо субъекта Федерации издает правовые
акты - указы (постановления) и распоряжения.
Правовые акты издает также высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта Федерации.
Конституция (устав),
законы и иные нормативные акты субъекта
Федерации (в том числе акты органов
исполнительной власти) обязательны
для исполнения всеми находящимися
на территории субъекта органами государственной
власти, другими государственными органами
и государственными учреждениями, органами
местного самоуправления, организациями,
общественными объединениями, должностными
лицами и гражданами. Невыполнение
или нарушение этих актов влечет предусмотренную
федеральными законами и законами субъекта
Федерации ответственность. Если административная
ответственность за указанные действия
не установлена федеральным законом, она
может быть установлена законом субъекта
Федерации.
Правовые акты высшего
должностного лица и высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Федерации, а также правовые акты
должностных лиц, противоречащие действующему
законодательству, подлежат опротестованию
соответствующим прокурором4.
2. Административный надзор:
понятие, субъекты и содержание
Важную роль в
достижении целей, поставленных перед
государственной администрацией, играет
контроль за соблюдением правовых норм,
то есть надзор.
Известно, что
контроль - атрибут административной
власти, одна из важнейших ее функций.
Он включает в себя наблюдение за законностью
и целесообразностью деятельности,
оценку ее с позиций правовых, научных,
социально-политических, организационно-технических.
Но во многих случаях ради обеспечения
свободы граждан, предприятий, организаций,
ограждения их от чрезмерной государственной
опеки контрольные полномочия субъектов
власти ограничивают, правовыми актами
представляют им возможность осуществлять
только надзор. А когда между проверяющими
и проверяемыми нет организационной подчиненности,
ограничение контроля до надзора необходимо
для предотвращения вмешательства в оперативную
деятельность субъектов, не несущих ответственность
за ее последствия5. В условиях сокращения
государственного вмешательства в деятельность
организаций, в жизнь граждан, перехода
к правовому государству объем надзора
будет увеличиваться за счет сужения объема
контроля. Кроме того, объем надзорной
деятельности расширяется потому, что
в жизни общества увеличивается роль технических
средств, разнообразных технических правил,
контроль за соблюдением которых - важное
условие обеспечения безопасности.
Надзор - это ограниченный,
суженный контроль. В России в наше
время существует три типа надзора:
1) судебный;
2) прокурорский;
3) административный.
Последний - самый
большой по объему и разнообразию. Его
осуществляют сотни тысяч государственных
служащих, он значительно отличается и
от судебного, и от прокурорского надзора.
Во-первых, лидирующими
субъектами надзорной деятельности
являются структурные подразделения
государственной администрации, субъекты
исполнительной власти.
Во-вторых, если главная
цель судебного и прокурорского
надзора - обеспечение законности в
стране, то основная цель административного
надзора - обеспечение безопасности
граждан, общества, государства. Надзор
за соблюдением правил государственная
администрация осуществляет для предупреждения
вредных для общества действий, событий,
проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров,
взрывов и т.д.), уменьшения тяжести их
последствий.
В-третьих, административный
надзор всегда специализирован, направлен
на соблюдение специальных правил (санитарных,
ветеринарных, таможенных, рыбной ловли,
торговли и др.), а не на соблюдение
законности в целом.
В-четвертых, административный
надзор за конкретными объектами
производится систематически. Он носит
инициативный характер, проводится главным
образом не в связи с поступлением
сигналов, жалоб, дел, а по инициативе
самих субъектов власти.
В-пятых, административный
надзор осуществляется, как правило,
субъектами функциональной власти, наделенными
надведомственными полномочиями. Индивидуальные
и коллективные субъекты, за которыми
производится надзор, организационно
не подчинены субъектам власти, которые
их проверяют.
В-шестых, административный
надзор связан с широким применением
административного принуждения. Надзорные
структуры наделены большими юрисдикционными
полномочиями, правом применять меры административного
пресечения и административные взыскания6.
Административный
надзор - установленная законодательством
система мер наблюдения за некоторыми
категориями осужденных, отбывших наказание
за тяжкие преступления; вид государственной
деятельности, заключающийся в наблюдении
за исполнением предписаний законов, иных
нормативных актов в различных сферах
государственного управления7. Таким образом,
административный надзор - надведомственный,
специализированный, систематический
контроль государственной администрации
за соблюдением гражданами и организациями
правовых и технико-правовых норм. С одной
стороны, он средство административного
воздействия, вид исполнительно-распорядительной
деятельности, а с другой - часть государственного
надзора, средство обеспечения режима
законности.
Он обеспечивает
охрану соответствующих общественных
отношений и материальных ценностей.
И не только от правонарушений, но и
от объективно противоправных действий,
и стихийных явлений. Прежде всего,
субъекты надзорной деятельности обязаны
заботиться о том, чтобы не допустить,
предотвратить наступление вредных последствий,
выявить обстоятельства, которые могут
быть их причиной, и принять меры для устранения
обнаруженных отклонений. Иными словами,
на первом плане - прогноз, предупреждение,
пресечение, чтобы не допустить наступление
вреда сейчас, а на втором плане - применение
карательных санкций для общей и частной
превенции правонарушений в будущем.
В системе регулятивного
административного надзора можно
выделить две разновидности:
за неопределенным
числом субъектов, а точнее за всеми
теми, кто обязан соблюдать общие
противопожарные, санитарные, таможенные
и иные правила;
за лицами, получившими
лицензии и иные разрешения.
Существует еще
одна разновидность рассматриваемого
способа административного воздействия
- надзор за лицами, совершившими преступления.
Этот правоохранительный административный
надзор носит принудительный характер,
осуществляется органами внутренних дел
за теми, кто был осужден.
Многочисленные
надзорные службы государственной
администрации можно разделить
на три группы.
1. Специализированные
надзорные ведомства, главной
задачей которых является систематический,
надведомственный контроль за соблюдением
специальных правил:
Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства;
Министерство
по налогам и сборам;
Государственный
комитет по охране окружающей среды;
Государственный
таможенный комитет;
Федеральная служба
по валютному и экспортному контролю;
Федеральная пограничная
служба;
Федеральный горный
и промышленный надзор;
Федеральный надзор
по ядерной и радиационной безопасности.
2. Государственные
инспекции, входящие в состав
ведомств. Сейчас их десятки - среди них
традиционные службы (санитарная, безопасности
дорожного движения, ветеринарная, противопожарная,
рыбнадзора и др.), а также новые инспекции
(страх надзора, хлебная, военная, транспортная
и др.).
3. Разнообразные организационные
структуры (ведомства, органы, структурные
подразделения органов), которые
осуществляют надзор наряду с
другими видами деятельности. Это,
например, Федеральная служба налоговой
полиции, Государственный комитет
по печати, Государственный комитет
по стандартизации и метрологии, службы
охраны общественного порядка, борьбы
с незаконным оборотом наркотиков МВД,
ревизорские службы транспортных ведомств
и многие другие8. Единого правового акта, закрепляющего
хотя бы основы административного надзора,
в России нет. Существует множество федеральных
нормативных актов (законов, указов, правительственных
постановлений, ведомственных актов),
которые регулируют разные виды надзора,
отдельные аспекты надзорной деятельности.
Среди них Таможенный, Налоговый, Градостроительный,
Воздушный, Водный, Земельный кодексы,
КоАП РСФСР, утвержденные Президентом
положения о санитарно-эпидемиологическом,
горно-техническом надзорах, государственной
инспекции по безопасности дорожного
движения. Содержание административного
надзора можно раскрыть, назвав основные
направления этой деятельности. Правотворчество,
участие в определении правового режима
поднадзорных объектов. В одних случаях
центры надзорных структур сами утверждают
специальные правила (налоговые, таможенные
и т.д.); в других - утверждают их совместно
с органами активной администрации; в
третьих - они готовят проекты соответствующих
актов. Организационно-массовая и материально-техническая
(предупредительная) деятельность. Субъекты
административного надзора активно осуществляют
пропаганду специальных знаний (правил
дорожного движения, пожарной безопасности
и др.), координацию и методическое руководство
соответствующей деятельностью поднадзорных
объектов, учетно-аналитическую работу.
Многие государственные инспекции занимаются
и не свойственными любой административной
деятельности техническими, хозяйственными
и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического
надзора проводят анализы крови, природоохранительные
инспекции воспроизводят природные ресурсы,
ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим
при дорожно-транспортных происшествиях.