Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа
Использование научной методологии позволило исследовать рассматриваемый предмет целостно и всесторонне.
Задачи исследования:
- определение понятия и видов субъектов административного права;
- изучение видов субъектов административного права;
- определение понятия административной правоспособности человека;
- выявление основ административно-правового статуса гражданина РФ;
- исследование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права………………5
§1. Понятие правового статуса субъекта административного права…………5
§2. Виды субъектов административного права…………………………………8
Глава 2. Права и обязанности человека и гражданина в сфере государственного управления…………………………………………………..11
§1. Административно-правовой статус человека……………………………...11
§2. Основы административно-правового статуса гражданина РФ…………...14
§3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства...…………………………………………………………………….18
Глава 3. Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина РФ..………………………………………………………………………………..21
§1. Понятие и виды административно-правовых гарантий…………………..21
§2. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере
государственного управления………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………...…………27
Список использованных нормативных актов и литературы…………….29
К видам внесудебных административно-правовых гарантий относятся:
- право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конституции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;
- право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федерации, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.
- предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
- установленный Кодексом об административных правонарушениях и другими законами процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях, являющийся важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной, дисциплинарной и материальной ответственности за неправомерные действия в сфере исполнительной власти;
- предусмотренное ст. 45 Конституции право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом;
- принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.23
Таким образом, необходимо отметить, что внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразие по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу, нежели судебные. Обусловлено это, прежде всего тем, что по существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, призваны служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
3.2. Административно-правовая
охрана прав и свобод граждан
Права и свободы граждан в сфере государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, обеспечиваются социально - экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.
Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. Экономические гарантии — это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Что касается политических гарантий прав и обязанностей гражданина, то они предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, и т.д. К политическим гарантиям относятся:
- принадлежность государственной власти народу;
- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;
- широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.24
Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии — это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:
- обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
- на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;
- на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их должностным лицам. Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним относятся право и обязанность вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять
контроль за работой нижестоящих органов, в частности за правоприменением, связанным с реализацией гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов.
Из вышесказанного следует, что административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и др. Они призваны оберегать жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, и предусматривать иные гарантии, направленные на защиту административно-правового статуса граждан Российской Федерации.
Административно-правовой статус человека понятие весьма широкое, которое включает в себя как права граждан РФ, так и права иностранных граждан и лиц без гражданства. Граждане Российской Федерации на её территории имеют большее количество прав, по сравнению с иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Граждане Российской Федерации, выступая в роли субъектов административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе. Более того, без создания эффективного административно-правового механизма защиты прав, свобод и законных интересов гражданина не может быть осуществлена конституционная декларация правового государства.
Происходящие
в нашей стране общественные преобразования
приводят к изменению административно-
В-третьих, административно-правовой статус гражданина сегодня выявляется значительно полнее. Расширяется спектр его регулирования во многих сферах экономической, политической и социальной жизни. В-четвертых, существенным образом повышается роль закона и суда в охране прав граждан. Судебные процедуры все глубже продвигаются в административно-правовую сферу, создавая устойчивые и независимые механизмы защиты законных прав и интересов граждан.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что административно-правовой статус человека и гражданина Российской Федерации представляет собой важнейшее направление законодательства, и хочется надеяться на то, что «пробелы», существующие на сегодняшний день в праве вскоре восполнятся соответствующими положениями. Ведь от того на сколько будет урегулирован административно-правовой статус человека РФ законодательно, будет в большей степени зависеть и положение граждан, так как именно административно-правовой статус человека и гражданина Российской Федерации отражает способность граждан быть полноценными участниками отношений в сфере государственного управления.
Список использованных
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 по состоянию на 15 сентября 2010 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четвертая. М.: ЭКСМО, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июня 2009 г.
5. Закон Российской Федерации от 31 мая 2002г. №62 – ФЗ « О гражданстве Российской Федерации»
6. Закон Российской Федерации от 19.02.1993г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах»
7. Всеобщая декларация прав человека //Российская газета. 10.12.1998.
8. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993г. №5242-1 «о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах российской федерации»
9. Закон Российской Федерации от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание»
11. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-методическое и практическое пособие. - М.: Право и закон, 2001. - 688 с.
12. Четвериков В.С. Административное право: Учебное пособие. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. - 263с.
13. Котельникова Е.А. Административное право : Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 320 с.
14. Бахрах Д.Н. Административное право России .Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002.
15. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I:История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА. Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2002. — 728 с.
16. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. — 280 с.
17. Общая теория прав человека. М. 1996.
18. Володин Л.Д. Юридический статус личности В России. М. 1997.
19. Бунеева Ю.А. Теоретические проблемы административной правосубъектности гражданина. Н.Новгород 2000.
20. Лазарев В.В., Основы права. Учебное пособие. - 2-е изд.,- М.:, 2001.
21. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.:Юристъ,2006.
22. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М.: 2001 г.
23. Хаманева Н.Ю. «Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина»
24. Полянский В.В. Государство и право 2003, №11
25. Антонова В.П. Административно-правовой статус человека и гражданина (Седьмые "Лазаревские чтения")/ // Государство и право. - 2003. - №11.
26. Барков А.В. Гражданская правосубъектность как научно-правовая категория: соотношение со смежными цивилистическими понятиями // Современное право/2008г. №12
27. Борисов В.В.Значение градаций дееспособности для характеристики статуса субъекта гражданского права."Общество и право", 2009, N 1
28. Князе С.Д. // Журнал российского права. 2004 №2
29. Федотов А.А. Закон и право. 2004 №4
30. Лазарчук О.И. // Право и образование 2007 №3
31. Шипкова М.А. Определение правосубъектности субъектов права в юридической политике Российского государства в XVIII - начале XX вв. (историко-теоретический аспект) ."Право и политика", 2007, №11
32. Юкша Я.А Некоторые вопросы, связанные с дееспособностью российских граждан."Российская юстиция", 2009, № 9
1 Бахрах Д.Н. ,Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.- 2-е изд.,- М.:, 2005. с.121.
2 Лазарев В.В., Основы права. Учебное пособие. - 2-е изд.,- М.:, 2001. с.195.
3 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.:Юристъ,2006. с.27.
4 Бахрах Д.Н. ,Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.- 2-е изд.,- М.:, 2005. с.122..
5 Конституция Российской Федерации. Под ред. «Издательство ЭЛИТ», М.2010
6 Бахрах Д.Н. ,Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.- 2-е изд.,- М.:, 2005. с.124.
7 Конституция Российской Федерации. Под ред. «Издательство ЭЛИТ», М.2010
8 Антонова В.П. Административно-правовой статус человека и гражданина// Государство и право – 2003 №11 с.7
9Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М.: 2001 г, с.47
10 Общая теория прав человека М.: 1996, с26
Информация о работе Административно-правовой статус человека и гражданина в РФ