Административное правонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

Содержание

Введение 3
1. Понятие административного правонарушения и его признаки 5
2. Юридический состав административного правонарушения 11
3. Виды административных правонарушений 19
4. Отграничение административного правонарушения от преступления и от дисциплинарного проступка 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

    Преступления  от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия - это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий - уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

    Вторичные критерии различий действуют после  того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

    Общественная  опасность - это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов. Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стоимость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.

    Ряд критериев, позволяющий определить, общественно опасными или нет являются хулиганские действия, можно выявить при сравнении текстов ст. 213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ.

    Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Хулиганство признается мелким, если оно состоит в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам или в совершении других действий, демонстративно нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан.

    Статья 7.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность граждан за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. Но за подобные действия может наступить и уголовная ответственность; если они повлекли значительный ущерб (ч. 1 ст. 167 УК РФ), совершены хулиганским способом (ст. 213 УК РФ), путем поджога (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

    Что же касается формального признака - противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другое, регулируется административным правом.

    Борьба  с дисциплинарными проступками  регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб - административным правом, а заключенных - уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

    Значительные  различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин - работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.

    К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности - представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

 

      Заключение

    Рассмотрев понятие административного правонарушения, его признаки, виды, критерии отграничения административных правонарушений от преступлений и дисциплинарного проступка, подведем итоги.

    Административным  правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, которое влечет за собой административную ответственность  в соответствие с КоАП РФ или законами субъектов РФ.

    Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых - это общественно опасное, во-вторых - противоправное, в-третьих - виновное, в-четвертых - наказуемое деяние.

    В процессе рассмотрения КоАП РФ было установлено, что признаки административного  правонарушения отличаются от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности.

    Законодатель  при определении в ст. 2.1 КоАП РФ административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие  от понятия преступления. Однако его  вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание КоАП РФ. С моей точки зрения, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.

    Несмотря  на то, что в законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, его содержанием  обосновываются правомерность и  сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь  административную ответственность. Состав административного правонарушения включает объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.

    Как и уголовное преступление и дисциплинарный проступок, административное правонарушение является общественно опасным деянием. Степень его общественной опасности может варьироваться. Степень опасности административного правонарушения во многом определяется его субъективной стороной.

    Единственным  критерием отграничения административного  правонарушения от преступления может  быть лишь степень общественной опасности, которая, естественно, различна у этих видов правонарушений. 

 

      Список  литературы

  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  2. Административное право: учебник – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. Попова Л.Л. – Юристъ, 2005 г.
  3. Административное право РФ: учебник под ред. Дмитриева, Полянского, Трофимова - М.: Эксмо, 2008., 714 с.
  4. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007. - 432 с.
  5. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816 с.
  1. Административное  право.  Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Учебник. - М.: Юстицинформ, 2007. - 416 с.

Информация о работе Административное правонарушение