Повторное
совершение административного правонарушения
в состоянии административной наказанности
до истечения сроков давности привлечения
к ответственности, установленных действующим
законодательством, может повлечь назначение
более сурового административного наказания,
как правило, крупных штрафных санкций
и даже административного ареста.
Таким
образом, любое административное правонарушение
характеризуется совокупностью
всех названных признаков, отсутствие
любого из них означает, что рассматриваемое
деяние не является административным
правонарушением, в таком случае оно может
быть признано либо правомерным поведением,
либо другим правонарушением.
- Юридический
состав административного
правонарушения
Общие
признаки, свойственные всякому административному
правонарушению, определенным образом
преломляются в отношении каждого
конкретного проступка. Характеристика
(вернее, квалификация) административного
правонарушения осуществляется посредством
такого понятия, как состав правонарушения,
совмещающем в себе все ключевые
черты административно наказуемого
деяния.
Состав административного
правонарушения - это совокупность признаков,
позволяющих идентифицировать деяние
как административно наказуемое.
Состав
административного правонарушения
представляет собой совокупность нескольких
элементов состава, каждый из которых
заключает в себе некоторую совокупность
признаков: субъект,
субъективная сторона,
объект, объективная
сторона. Элементы состава отражают
те необходимые условия, при которых вступает
в действие санкция соответствующей нормы
права.
Основные
признаки состава административного
правонарушения закреплены в административном
законодательстве в статьях Особенной
части КоАП РФ и законах субъектов
РФ. Однако некоторые признаки являются
общими для всех административных правонарушений
и вследствие этого находят свое
закрепление в Общей части
КоАП РФ, в главе, посвященной административным
правонарушениям. Не трудно заметить,
что в Общей части содержатся
признаки субъекта и субъективной стороны
административных правонарушений, как
правило, единые для всех составов,
в то время как Особенная часть
сосредоточена на признаках объекта
и объективной стороны совершаемых
деяний.
Субъектом административного
правонарушения является физическое
или юридическое лицо, в действиях которого
наличествует состав административного
правонарушения.
Статус физического лица в
качестве субъекта административного
правонарушения характеризуется
двумя основными признаками: возрастом
деликтоспособности (т.е. способности
нести административную ответственность)
и вменяемостью.
Общий возраст, по достижении
которого наступает административная
ответственность, установлен КоАП
РФ на уровне 16 лет. Следовательно,
административной ответственности
подлежит лицо, достигшее к моменту
совершения административного правонарушения
указанного возраста. При этом
с учетом конкретных обстоятельств
дела и данных о лице, совершившем
административное правонарушение
в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией
по делам несовершеннолетних
и защите их прав указанное
лицо может быть освобождено
от административной ответственности
с применением к нему меры
воздействия, предусмотренной федеральным
законодательством о защите прав
несовершеннолетних.
Не подлежит административной
ответственности физическое лицо,
которое во время совершения
противоправных действий (бездействия)
находилось в состоянии невменяемости,
то есть не могло осознавать
противоправность своих действий
(бездействия) либо руководить
ими вследствие хронического
психического расстройства, временного
психического расстройства или иного
болезненного состояния психики.
Для того чтобы деяние было признано правонарушением,
и за его совершение к физическому лицу
были применены меры административной
ответственности, субъект должен обладать
соответствующим специальным административно-правовым
статусом. Общая часть КоАП РФ содержит
ряд правил, относящихся к специальным
субъектам административных правонарушений.
Так, должностное лицо подлежит
административной ответственности
в случае совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения
в связи с выполнением организационно-распорядительных
или административно-хозяйственных
функций руководители и другие
работники иных организаций, а
также лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования
юридического лица, несут административную
ответственность как должностные
лица, если законом не установлено
иное.
Военнослужащие и призванные
на военные сборы граждане
несут ответственность за административные
правонарушения в соответствии
с дисциплинарными уставами. Сотрудники
органов внутренних дел, органов
уголовно-исполнительной системы,
Государственной противопожарной
службы, органов по контролю за
оборотом наркотических средств
и психотропных веществ и таможенных
органов несут ответственность
за административные правонарушения
в соответствии с нормативными
правовыми актами, регламентирующими
порядок прохождения службы в
указанных органах.
За нарушение законодательства
о выборах и референдумах, в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, правил
дорожного движения, требований
пожарной безопасности вне места службы,
таможенных правил и правил режима Государственной
границы Российской Федерации, а также
за административные правонарушения в
области налогов, сборов и финансов, невыполнение
законных требований прокурора, лица,
производящего дознание, или должностного
лица, осуществляющего производство по
делу об административном правонарушении,
лица, на которых распространяется действие
дисциплинарных уставов или специальных
положений о дисциплине, несут ответственность
на общих основаниях. К указанным лицам
не могут быть применены административные
наказания в виде административного ареста,
а к военнослужащим, проходящим военную
службу по призыву, также в виде административного
штрафа.
Иностранные граждане, лица без
гражданства и иностранные юридические
лица, совершившие на территории
Российской Федерации административные
правонарушения, подлежат административной
ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности
иностранного гражданина, пользующегося
иммунитетом от административной
юрисдикции Российской Федерации
в соответствии с федеральными
законами и международными договорами
Российской Федерации и совершившего
на территории Российской Федерации
административное правонарушение,
разрешается в соответствии с
нормами международного права.
Юридическое лицо приобретает
свойство деликтоспособности с
момента государственной регистрации,
а следовательно, с момента
своего создания может привлекаться
к административной ответственности.
Изменение
юридического статуса юридического
лица, влекущее его переход в иное
организационное состояние следующим
образом отражается на деликтоспособности
этого юридического лица:
-
при слиянии нескольких юридических лиц
к административной ответственности за
совершение административного правонарушения
привлекается вновь возникшее юридическое
лицо;
-
при присоединении юридического лица
к другому юридическому лицу - присоединившее
юридическое лицо;
-
при разделении юридического лица или
при выделении из состава юридического
лица одного или нескольких юридических
- то юридическое лицо, к которому согласно
разделительному балансу перешли права
и обязанности по заключенным сделкам
или имуществу, в связи с которыми было
совершено административное правонарушение;
-
при преобразовании юридического лица
одного вида в юридическое лицо другого
вида - вновь возникшее юридическое лицо.
Привлечение к административной
ответственности в случае реорганизации
осуществляется независимо от
того, было ли известно привлекаемому
к административной ответственности юридическому
лицу о факте административного правонарушения
до завершения реорганизации.
Субъективная сторона
административного
правонарушения характеризуется, прежде
всего, виной, т.е. особым осознанно-волевым
отношением субъекта правонарушения к
совершаемому деянию и его последствиям.
Существуют две формы вины: умысел и неосторожность.
Административное правонарушение признается
совершенным умышленно, если лицо, его
совершившее, сознавало противоправный
характер своего действия (бездействия),
предвидело его вредные последствия и
желало наступления таких последствий
или сознательно их допускало либо относилось
к ним безразлично.
Административное правонарушение
признается совершенным по неосторожности,
если лицо, его совершившее, предвидело
возможность наступления вредных
последствий своего действия (бездействия),
но без достаточных к тому
оснований самонадеянно рассчитывало
на предотвращение таких последствий
либо не предвидело возможности
наступления таких последствий,
хотя должно было и могло
их предвидеть.
Специальные правила о вине
установлены в отношении юридических
лиц, которые в силу своей
коллективной природы не могут
иметь субъективное отношение
к совершаемому деянию. КоАП РФ
предусмотрена конструкция, согласно
которой юридическое лицо признается
виновным в совершении административного
правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность
для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых КоАП
РФ или законами субъекта Российской
Федерации предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом
не были приняты все зависящие
от него меры по их соблюдению.
При этом назначение административного
наказания юридическому лицу не освобождает
от административной ответственности
за данное правонарушение виновное физическое
лицо, равно как и привлечение к административной
или уголовной ответственности физического
лица не освобождает от административной
ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо.
Помимо вины субъективную сторону
административного правонарушения
формирует цель субъекта правонарушения,
если она предусмотрена в качестве
специального признака в конкретной
статье Особенной части КоАП
РФ. Например, в соответствии со
ст. 17.2 КоАП РФ вмешательство в
деятельность Уполномоченного по
правам человека в Российской
Федерации с целью повлиять
на его решения, неисполнение
должностными лицами обязанностей
влечет наложение административного
штрафа.
Объект административного
правонарушения - это те общественные
отношения, которым наносится вред совершенным
противоправным деянием.
Общим объектом для всех административных
правонарушений является совокупность
общественных отношений, урегулированных
нормами административного и
некоторых других отраслей российского
права, которая охраняется мерами
административной ответственности.
Помимо общего выделяют также
родовой, видовой и конкретный
объект административного правонарушения.
Родовым объектом является определенная
сфера общественной жизнедеятельности,
выделение которой можно произвести
в соответствии с группировкой
норм особенной части КоАП
РФ. Так, родовым объектом можно
считать общественные отношения
в сфере сельского хозяйства,
ветеринарии, транспорта, дорожного
движения, связи и информатизации
и т.п. Видовой объект предполагает
выделение более узкой области
общественных отношений, как то:
общественные отношения в области
реализации избирательных прав,
общественные отношения в области
налогообложения и т.д. Наконец,
каждый состав правонарушения
содержит указание на конкретный
объект посягательства.
Мера причинения вреда объекту
правонарушения влияет на возможность
освобождения от административной
ответственности. При малозначительности
совершенного административного правонарушения
судья, орган, должностное лицо, уполномоченные
решить дело об административном правонарушении,
могут освободить лицо, совершившее административное
правонарушение, от административной
ответственности и ограничиться устным
замечанием.
Объект правонарушения как элемент
состава следует отличать от
предмета правонарушения, являющегося
признаком объективной стороны
совершаемого противоправного деяния.
Предметом правонарушения является
конкретный объект материального
мира, в отношении которого совершено
правонарушение (украденные или
поврежденные вещи и т.д.).