Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Правовые нормы прямо предусматривают сравнительно непосредственные результаты человеческой деятельности, а не ее конечный объективно складывающийся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах.
В целом же категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Понятие механизма……………………………………………………………4-7
Понятие и особенности административно-правовых норм………………...8-20
Реализация административно-правового регулирования…………………21-27
Понятие и основные черты административно-правовых отношений…….27-34
Виды административно-правовых отношений…………………………….34-36
Заключение…………………………………………………………………...36-38
Список литературы………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 203.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3

Понятие механизма……………………………………………………………4-7

Понятие и особенности административно-правовых норм………………...8-20

Реализация административно-правового регулирования…………………21-27

Понятие и основные черты административно-правовых отношений…….27-34

Виды административно-правовых отношений…………………………….34-36

Заключение…………………………………………………………………...36-38

Список литературы………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.
Категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия.

         Вопрос о предмете административно-правового регулирования относится к числу дискуссионных вопросов. Основные разногласия сводятся к тому, на какие именно общественные отношения (производственные, идеологические, волевые и т. д.) и на что непосредственно в самих общественных отношениях может оказывать регулирующее воздействие норма              права.
Некоторые авторы утверждают, что право непосредственно регулирует даже производственные отношения, разновидностью которых, по их мнению, являются имущественные отношения, лишенные какого - либо волевого содержания.
          Правовые нормы прямо предусматривают сравнительно непосредственные результаты человеческой деятельности, а не ее конечный объективно складывающийся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах.

В целом же категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами.

Цель курсовой работы определила решение следующих задач:

- исследовать механизм административно правового регулирования;

- охарактеризовать особенности административно-правового регулирования и виды административно-правовых отношений;

- проанализировать административно-правовой статус органов исполнительной власти осуществляющих административно-правовое регулирование;

- раскрыть содержание механизма административно-правового регулирования;

- определить перспективы развития административно-правового регулирования.

Информационной базой исследования явились положения Конституции РФ, КоАП РФ, а так же другие нормативно – правовые акты.

Работа состоит из введения пяти глав,  заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность работы. Первая глава: «Понятие механизма», дает теоретический анализ  механизма административно-правового регулирования. Вторая глава: «Понятие и особенности административно-правовых норм» раскрывает специфику административно-правовых норм. Третья глава: «Реализация административно-правового регулирования» - это практическое их использование и применение. Четвертая глава: «Понятие и основные черты административно-правовых отношений» дает классификацию административно-правовых отношений. Пятая глава: «Виды административно-правовых отношений» позволяет охарактеризовать особенности административно-правовых отношений. В заключении излагаются основные теоретические выводы и практические предложения, вытекающие из работы.

 

 

 

 

Понятие механизма

Система элементов механизма административно-правового регулирования представляет собой совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и образуемых в информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, уполномоченных должностных лиц и иных, регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношениий, возникающих в государстве и обществе. В систему основных элементов механизма административно-правового регулирования следует включить[1]:

1) нормы административного права, регламентирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; формирование целей, постановки задач; определение функций, компетенции органов исполнительной власти, государственного управления, содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, и постановлениях Правительства РФ, а также аналогичных нормативных актах на уровне субъектов РФ и других нормативных актах, принятых полномочными органами государственной власти и управления, а также администрациями органов местного самоуправления;

2) акты толкования норм административного права, как правило, Конституционным Судом РФ, другими судебными органами, а также акты, разъясняющие практику применения вышестоящих актов управления, например, приказ Минюста России о разъяснения порядка регистрации нормативно-правовых актов, принятых ФОИВ, регламентированных указом Президента РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация»;

3) индивидуальные акты, например, принятие указа Президента РФ о награждении ряда должностных лиц органов государственной власти орденами и медалями;

4) акты применения норм административного права, например, рассмотрение и принятие решения о наложении административного наказания на гражданина за административное правонарушение, на основании и в порядке, предусмотренном соответствующими нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Акты применения в отличие от обычных индивидуальных актов, реализуют юрисдикционные              (подведомственные              административно-властные, внесудебные) полномочия органа или должностного лица;

5) административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления — это, прежде всего, урегулированные нормами административного права полномочия, функции, задачи, права, обязанности и ответственность субъектов этих отношений, точнее правила поведение участников этих управленческих отношений.

К числу правовых средств механизма административно правового регулирования следует также отнести такие как:

• методическое руководство Минюста России над подразделениями юстиции в федеральных органах исполнительной власти по подготовке проектов нормативных актов;

• укрепление контроля над органами юстиции в субъектах РФ (особенно в республиках в составе России);

• укрепления централизованной системы прокурорского надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти (особенно в республиках в составе России);

• обеспечения условий для формирования достаточного уровня правосознания граждан и должностных лиц.

Все эти перечисленные правовые средства играют немаловажную роль в совершенствовании механизма системы административно-правового регулирования. Как правило, акты управления должны приниматься на основании законодательства, нормативных указов Президента РФ и

постановлений Правительства РФ, но этого условия недостаточно.

Вторым условием является исполнение вышестоящих нормативно-правовых актов, то есть акты управления должны работать на цель, заложенную в законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, иными словами, проявлять инициативу во исполнение целей, сформулированных в выше перечисленных нормативных актах.

Элементы системы механизма административно-правового регулирования в своей совокупности реализуют совершенно новые интеграционные свойства, оказывая при этом воздействие на управленческие отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, нежели оказываемое воздействие каждым из этих элементов механизма в отдельности.

Отдельный элемент механизма административно-правового регулирования выполняет свою специфическую роль в регулировании поведения субъектов управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. По своей сути эти элементы выступают в качестве юридических средств административно-правового

регулирования и других специфических управленческих отношений, возникающих в управленческой деятельности органов законодательной и судебной власти, органов местного самоуправления и других не государственных управленческих отношений, связанных с реализацией государственных функций.

Актуальным правовым средством в системе механизма административно-правового регулирования следует считать принятый указ Президента РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственная регистрация».

После анализа практики нормотворчества федеральных органов исполнительной власти был принят 14 июля 1999 г. приказ Минюста России №217 «Об утверждении Разъяснений о применении «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации». Как было указано выше, это является примером официального разъяснения целей и задач вышестоящего акта управления.

В 2001 году институт полномочных представителей совместно с Генеральной прокуратурой РФ выявили более трех с половиной тысяч нормативных актов, принятых в субъектах РФ, не соответствующих Конституции и федеральным законам, четыре пятых из них приведены в соответствие с федеральным законодательством. Положительную роль имело постановление Правительства РФ от 29.10.2000 г. «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативно-правовых актов субъектов РФ».

Особое значение в системе элементов механизма административно-правового регулирования занимает правосознание граждан, методы убеждения и административного принуждения. Правосознание как совокупность идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношения людей, их социальных групп к нормам права, правоприменительной деятельности, законности, правосудию, их мнения о правомерности или неправомерности этих видов юридических отношений.   

Уровень правосознания субъектов управленческих отношений влияет на состояние дисциплины и законности в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления. Однако правосознание можно условно рассматривать как самостоятельный элемент механизма административно-правового регулирования, так как оно, прежде всего, реализуется в административно-правовых отношениях конкретных субъектов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ.

 

Понятие и особенности административно-правовых норм

 

Административно- правовые нормы – это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности.

Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей:

1)     Они определяют должностное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

2)     Определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

3)     Административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

4)     С помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и другие;

5)     Административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.

Норма административного права, как и другой правовой акт, представляет собой некоторое правило общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения.

В функционировании системы механизма административно-правового регулирования особое значение имеют правовые акты.

Правовой акт — это юридический акт, принятый органом государственной власти или должностным лицом по предметам ведения, в пределах полномочий и определенном порядке. Например, правовые акты города Москвы — это решения? принимаемые жителями Москвы на городском референдуме, законы города Москвы, постановления Думы, распоряжения Мэра, постановления Правительства Москвы, подобные правовые акты принимаются также и в других субъектах РФ, на основании Конституции РФ и федеральных законов.

Информация о работе Административное право