Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, предмет и метод административного права 4
2. Понятие, виды и отличия административно-правовых отношений
от других правоотношений 4
3. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти 8
4. Задачи 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Кр по правоведению.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

     Содержание  работы 
 
 

Введение                                                                                                                3
1.  Понятие, предмет и метод административного права                                 4

2. Понятие, виды и отличия административно-правовых отношений

от других правоотношений                                                                                 4                                                   

3. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти                     8

4. Задачи                                                                                                              10

Заключение                                                                                                         13

Список  используемой литературы                                                                   14 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Управление  обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти”.

    Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения в частности административное. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Понятие, предмет и метод административного права

    Административное  право - это одна из центральных отраслей современной системы права любого государства. Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

    Предметом правового регулирования в административном праве являются административно-правовые отношения, представляющие собой отношения между органами системы управления, должностными лицами и внутриорганизационные отношения государственных органов между руководителями и подчиненными.

    Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов, применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования. При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.

  1. Понятие, виды и отличия административно-правовых отношений от других правоотношений

    Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

    Особенности административных правоотношений:

    1. обязанности и права сторон  этих отношений связаны с деятельностью  государственной администрации;

    2. в этих отношениях одной из  сторон выступает субъект административной  власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

    3. данные отношения чаще всего  возникают по инициативе одной  из сторон;

    4. в случае нарушения административно-правовой  нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    5. разрешение споров между сторонами,  как правило, осуществляется в  административном порядке (хотя  за последние годы все больше  и больше таких споров рассматривается  судами).

    Существует  значительное разнообразие административных правоотношений.

    Классификация административно-правовых отношений  может проводиться по различным  основаниям. Наиболее значимо при  этом выяснение, прежде всего характера  управленческих связей.

    С этих позиций можно выделить:

    1. Отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти. В рамках такого рода отношений соответствующий субъект исполнительной власти осуществляет непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие на поведение управляемых участников этих отношений. Естественно, что именно им принадлежит главенствующая роль в общей системе административно-правовых отношений. Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями и учреждениями, на которых действующим правом возлагаются определенные административно-правовые обязанности.

    2. Отношения, которые складываются  за рамками непосредственного  управляющего воздействия, но  связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение  по отношению к первому –  основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект – субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект – объект».

    Административные  правоотношения классифицируются по различным критериям.

    1. По основаниям возникновения  административно-правовые отношения  выделяются, возникающие, изменяющиеся  прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов, и деликтные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений.

    2. В зависимости от назначения  административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административные правоотношения. Материальные – это отношения, урегулированные нормами материально-административного права, а процессуальные – отношения урегулированные процессуальными нормами административного права.

    3. По структуре объекта надо различать простые и сложные административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей предпосылки организационные отношения.

    Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях он является единственным. В сложных административных правоотношениях объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права: а) имущество; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности; д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

    4. По соотношению прав и обязанностей  сторон выделяются вертикальные  и горизонтальные административные  правоотношения. Вертикальными обычно признаются административные правоотношения, основанные на властном подчинении одной их стороны другой. Вертикальные правоотношения являются правоотношения в которых субъекту, имеющему правомочия принимать решения в отношении другой стороны, последняя не подчинена ни в административном, ни в юридическом правоотношении, а принятое решение не является для нее обязательным.[3]

    5. В зависимости от целей деятельности  административно-правовые отношения  могут быть регулятивными и  охранительными (деликтные). Первые регулируют права и обязанности органов государственного управления, граждан и организаций, а вторые – порядок осуществления полномочий конкретных органов.[4]

    6. По составу участников правоотношения  могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными. Во внутрипартийных административных правоотношениях обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во внеаппаратных административных правоотношениях обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.[5] 

    
  1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

    В современной научной и учебной  правовой литературе встречаются различные мнения относительно понятия органа исполнительной власти. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

    Одной из важнейших проблем административного  права является упорядочение и повышение  действенности субъектов административного  права. Это напрямую зависит от нормативного установления и практического осуществления их правового статуса.

    Правовое  положение (или правовой статус) органов  исполнительной власти подразумевает, что все они действуют на основе законов и других нормативных  актов, осуществляют нормотворческую деятельность, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:

          1. целевой (включает нормы о  целях, задачах, функциях, принципах  дея­тельности;

          2. организационно-структурный (включает  в себя правовые предписания,  регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);

         3. компетенционный как совокупность  властных полномочий и подведом­ственности  (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

    Правовой  статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Административное право