Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:12, реферат
Роль и место административного права в правовой системе Японии претерпели значительные изменения за последние пятьдесят лет. О существовании административного права в его современном понимании в Японии до послевоенных правовых реформ 1945-1952 гг. можно говорить с определенной долей условности. Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) сосредоточила всю полноту государственной власти в руках императора (тэнно). Организация государственного управления регламентировалась преимущественно императорскими рескриптами.
В
законах о статусе министерств
в самой общей форме определяются
основные формы административного руководства:
рекомендации (канкоку), требования (ёсэй),
советы (дзёгон) и посредничество (тюкай).
Не установлена и регламентированная
процедура административного руководства.
"Рекомендации" могут даваться в
любой форме, в том числе устной. При прочих
равных условиях это обстоятельство затрудняет
судебное разбирательство противозаконных
административных действий. Выделяют
три основные разновидности административного
руководства
В
первом случае органы публичной администрации
посредством административного
руководства ограничивают деятельность
одной из сторон в публичных интересах
или в целях защиты прав и законных
интересов другой стороны. При этом
регулятивное административное руководство
может осуществляться и когда административные
органы наделены законодательством властными
полномочиями для урегулирования данных
общественных отношений, и когда закон
не предоставляет им таких полномочий.
Так, например, в соответствии с Законом
о стандартах в строительстве лицо (юридическое
или физическое), приступающее к возведению
здания или иного строения, должно в предварительном
порядке представить строительный план
соответствующему административному
агентству по контролю за строительством,
которое по различным причинам (например,
возведение здания на месте, предлагаемом
строителем, создало бы помехи для теле-
и радиовещания) может рекомендовать перенести
стройку на другое место. Административное
агентство, наделенное в соответствии
с Законом о стандартах в строительстве
властными полномочиями вплоть до запрещения
строительства, на практике прибегает
к ним только тогда, когда строитель игнорирует
предложения перенести стройку в другое
место.
Три
основные разновидности
Административно-правовая
доктрина исходит их того, что административное
руководство не должно нарушать законы
и постановления.
В
основании системы источников административного
права находится Конституция Японии
- верховный закон страны, в котором закреплены
основы государственного управления.
Среди
законодательных актов, регулирующих
деятельность государственной администрации,
выделяется группа основных законов. Основные
законы определяют общее направление
правовой политики и правовые принципы
в соответствующей сфере, а конкретные
мероприятия регулируются "обычными"
законами. К числу основных законов в административном
праве относятся Закон о кабинете министров.
Закон об организации государственного
управления, Закон о государственных служащих,
Закон о местном самоуправлении и некоторые
другие законодательные акты.
К
разряду обычных законов могут
быть отнесены законы о статусе министерств
и ведомств, в которых устанавливаются
структура, штаты, основные задачи центральных
органов публичной администрации, механизмы
межведомственной координации, а также
многочисленные законы об отраслевом
регулировании. Последние подразделяются
на постоянные и временные (так называемые
законы о временных мерах). Постоянными
законы называются в том случае, если они
содержат нормативы постоянной регламентации
(ограничения на открытие новых предприятий,
принудительная специализация в отраслях
инфраструктуры, стандарты техники безопасности,
строительные нормативы и др.). Временные
законы предусматривают льготные режимы,
действие которых ограничено во времени
и направлено как на приоритетные отрасли,
так и на "структурно больные" отрасли,
нуждающиеся в помощи для их свертывания.
В
современном административном праве
Японии существует разветвленная система
правовых норм, предназначенных для осуществления
полицейско-репрессивных целей. Японские
юристы называют административно-правовые
акты, содержащие подобные нормы, законодательством
в области общественного спокойствия
(тиан риппо). К числу таких актов относятся
Закон о предотвращении подрывной деятельности
(предусматривает административно-правовые
ограничения в отношении реализации конституционных
прав на собрание, объединение в союзы,
коллективные действия, свободы печати
и др.), Закон о силах самообороны. Закон
об охране оборонной тайны. Закон о выполнении
чинами полиции служебных обязанностей.
Закон о дорожно-транспортном движении
и др. Принимаемое японским парламентом
законодательство в области общественного
спокойствия дополняется постановлениями
об общественной безопасности (коан дзёрэй),
представляющими собой решения муниципальных
собраний.
Японское
административное законодательство не
кодифицировано в отличие от уголовного,
гражданского, торгового, уголовно-процессуального
и гражданско-процессуального. Административно-правовые
нормативные акты собраны в Сборнике действующих
законов и постановлений, который издается
Бюро юридических исследований при Министерстве
юстиции. Кроме того, нормативные акты
в области административного права содержатся
в Полном собрании шести законов (или просто
- "Шесть законов" - сборники законодательства,
выпускаемые ежегодно с конца XIX в., получили
название "Шесть законов", поскольку
имели подразделения в соответствии с
конституцией и пятью кодексами), публикуемом
различными частными издательствами.
Значительная
часть источников административного
права представлена различными подзаконными
актами. Их количество практически
не поддается учету. Во исполнение конституции
и законов кабинет министров принимает
правительственные указы. К числу подзаконных
актов в Японии относятся приказы министерств
и других государственных ведомств, правила
органов, действующих при правительстве,
а также правила исполнительных органов
муниципалитетов. Муниципальные собрания
в пределах законом установленной компетенции
могут принимать нормативные акты местного
значения - положения.
Важную
роль в регулировании сферы