Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:37, реферат
Актуальность темы заключается в том, что знание основных положений административного права этой передовой европейской страны, выявление различий с Российской правовой системой позволит нам увидеть разнообразие и стройность административного права как одной из базисных отраслей мировой правовой системы. Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем, что, изучив курс административного права, курсант должен представлять себе основные вопросы административного и управленческого устройства различных стран мира.
Степень изученности темы: проблематика административно-правовых систем зарубежных стран всегда представляла определенный интерес в научных кругах. При написании данной курсовой работы я использовал труды А.В. Высоцкого, К.С Бельского, О. Толмачева, Д.Н. Бахрах, Н.М. Тищенко, Спиридонова Л.Н.
Введение
ГЛАВА 1. Административное право Швеции как правовая отрасль и наука
1.1 Правовая природа, сущность и характерные черты административного права Шведского государства
1.2 Система и источники административного права Швеции
ГЛАВА II. Объекты и субъекты административно-правовых отношений правового регулирования административного права Швеции
2.1 Понятие, характерные черты и система публичной администрации
2.2 Местное самоуправление как объект административно-правового регулирования
Заключение
Список используемой литературы
Рассмотрим общие принципы административного права, т. е. те основополагающие идеи, на которых базируется административно-правовое регулирование. Принцип законности является основополагающим для всех правовых отраслей любого современного государства, в том числе и для административного права. Как принцип правового регулирования, принцип законности толкуется в административном праве широко и многосторонне и рассматривается в качестве одного из признаков правового государства.
В странах континентальной правовой семьи, к которой относится и Швеция, принцип законности конкретизируется рядом принципов, из которых ведущими считаются принципы верховенства закона и обоснованности на законе. Принцип верховенства закона предполагает, что законы как акты высшей юридической силы являются первичными источниками административного права, они должны регулировать наиболее важные общественные отношения и определять основные подходы административно-правового регулирования. Другие нормативно-правовые акты являются в известной мере субсидиарными источниками, дополняющими и конкретизирующими положения законов. Любые административные акты нормативного и индивидуального характера должны приниматься в соответствии с законом; противоречащие законам административные акты могут быть оспорены в суде и признаны недействительными. Принцип обоснованности на законе требует, чтобы все институты административного права создавались, а полномочия административных органов и других субъектов административно-правовых отношений предоставлялись только на основе закона. Администрация не может сама наделить себя публично-властными полномочиями. Закон, предоставляющий полномочия администрации, должен определять цели и задачи, которые следует решить. Не случайно, поэтому во французском административном праве в качестве условия законности административных действий рассматривается также их совершение в указанных общественно полезных целях. Если административный орган использует свои полномочия в других целях, то это рассматривается как нарушение законности - злоупотребление властью. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Важнейший принцип любого правового государства, провозглашающий приоритет прав и свобод человека и гражданина, устанавливает границы действия норм административного права. Административно-правовое регулирование по общему правилу допустимо лишь в том случае, если оно не нарушает основных прав и свобод личности. Вторжение в сферу этих основных прав и свобод может осуществляться только на основе специальных законодательных предписаний и должно быть разумно обоснованным. В отличие от естественных прав, закрепленных в конституции и имеющих по своей юридической природе абсолютный характер, полномочия, предоставляемые административным правом, относительны и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами. Конкретизацией указанного принципа в административном праве стал принцип пропорциональности или соразмерности. Первоначально этот принцип был наиболее точно сформулирован в странах австро-германской системы, а затем Европейский Суд признал его в качестве общеевропейского принципа. В соответствии с принципом пропорциональности государственные органы имеют право налагать на граждан только такие обязательства, которые необходимы для достижения определенной публичной цели и соразмерны с ней. Любая мера, применяемая администрацией, должна оцениваться с точки зрения разумности ограничений прав и свобод гражданина. Следует выбирать наименее обременительные для человека административные меры.
Из принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина вытекает принцип недискриминации, требующий установления общих правил, гарантирующих справедливое и беспристрастное отношение администрации к каждому гражданину. Принцип правовой стабильности. Административное право выполняет функцию стабилизации управления, защиты граждан от произвольных действий администрации. В связи с этим в основу административного права положен принцип правовой стабильности.
С одной стороны, он предполагает, что административно-правовое регулирование должно не только основываться на нормах закона, но также и учитывать все действующие нормативно-правовые акты. В связи с этим принцип законности нередко трактуется более широко как принцип правомерности. С другой стороны, продолжением идей законности стал принцип правовой определенности, или принцип правовой безопасности. В соответствии с этим принципом администрация не может спонтанно отказаться от ею же установленной законной правовой практики. Изменения допускаются при наличии веских оснований и должны означать не единичные исключения, а последовательную замену старой практики новой.
Принцип разумности и необходимости. Этот принцип дополняет основной принцип законности. Никакие требования, устанавливаемые в административном праве, не должны противоречить здравому смыслу. Они должны быть разумными и обоснованными.
В связи с этим устанавливаются запреты сверхформализма: не допускаются ограничения прав граждан, предпринимаемые только ради соблюдения формы. Например, если гражданин подает заявление в административный орган, тот не вправе отказать по мотивам несоблюдения установленной формы заявления. Запрещается бессмысленное применение права: правовая норма не должна применяться, если в сложившихся обстоятельствах ее применение не имеет никакого смысла. Таким образом, в административном праве Швеции применяются как всеобщие правовые принципы, так и специальные принципы, характерные только для этой правовой отрасли. В числе специальных разработаны принципы административно-правового регулирования, а также принципы организации и функционирования отдельных административно-правовых институтов.
Поскольку административное право в современной Швеции - обширная и разветвленная отрасль правовой системы, то правовая наука сформировала устойчивое представление об основных ее институтах и их упорядоченности.
Выделяются общая и особенная части административного права. Общая часть административного права охватывает нормы, принципы и правовые институты, распространяющиеся на все сферы и все правовые отношения административной деятельности. Особенная часть в таком случае рассматривается как совокупность административно-правовых норм, принципов и институтов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью публичной администрации в отдельных сферах управления - административно-политической, хозяйственно-экономической или социально-культурной. К особенной части относят обычно такие подотрасли административного права, как полицейское, строительное, дорожное, муниципальное (коммунальное), социальное право.
Источниками административного права Швеции являются: нормативные правовые акт и судебная практика.3 Рассмотрим иерархию источников права, которая имеет большое значение в административном праве.
Нормативные правовые акты:
Первой среди источников административного права называют конституцию. Будучи актом высшей юридической силы, конституция не регулирует административно-правовые отношения непосредственно, а лишь формулирует основополагающие для административного права принципы, определяет подходы к регулированию важнейших административно-правовых институтов. Конституция Швеции детально регулирует организацию и деятельность исполнительной власти, закрепляет правой статус правительства, непосредственно регулирует вопросы подчинённой правительству централизованной администрации, а также указывает функции децентрализованной публичной администрации. Получают конституционное закрепление принципы судебного контроля за административной деятельностью. В ней показаны особенности правовой регламентации управления в различных областях общественной жизни. Таким образом, обнаруживается тенденция расширения административно-правовых проблем, урегулированных на конституционном уровне и, следовательно, увеличения роли конституции как источника административного права.
Важнейшую роль среди источников административного права играют законы - акты риксдага или акты, принятые на референдуме. В странах континентальной правовой семьи обычно устанавливается иерархия законов, среди которых выделяются законы более высокой юридической силы - конституционные и/или органические, принимаемые в особом порядке. Обычные (текущие) законы в административном праве Швеции регулируют множество проблем. Как правило, именно эти акты определяют правовой статус министерств и ведомств, регулируют управление в отдельных областях общественной жизни.
Поскольку потребности административно-правового регулирования в современном мире увеличиваются, парламенты не успевают разработать и принять все необходимые законодательные акты. В связи с этим законодательные органы делегируют часть своих полномочий другим субъектам публичного права - главе государства, правительству, министрам, руководителям исполнительных органов регионов и т. д. Парламенты оставляют за собой разработку принципиальных положений, указывающих основные направления и методы регулирования. Функции детальной регламентации нередко передаются исполнительным органам. Так возникает делегированное законодательство - нормативные акты, принятые органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции законодательных органов, и имеющие силу закона. Парламент должен издать специальный акт, предоставляющий администрации делегированные полномочия, в котором указываются: субъекты делегирования; конкретные полномочия, которые они обязаны исполнить; цели и принципы, в соответствии с которыми они должны действовать. Делегированные акты имеют силу закона. В странах континентальной Европы органы исполнительной власти Швеции наряду с делегированными полномочиями имеют право принимать нормативные правовые акты во исполнение закона - регламентарные акты. Они считаются подзаконными и рассматриваются в качестве субсидиарных (дополнительных), вторичных источников административного права. Регламентарные акты не должны противоречить законам, но могут их конкретизировать и определять порядок применения законодательных норм. Наделение исполнительных органов регламентарной властью в Швеции рассматривается в качестве неотъемлемого элемента правового статуса административных органов. Следует отметить, что источниками административного права считаются не все акты общерегулятивного характера, а лишь те, действие которых направлено вне административной системы, которые регулируют деятельность частных лиц и потому могут быть оспорены в судебном порядке.4 Внутри учрежденческие акты считаются актами управления, не имеющими регламентного характера.
Административно-правовые нормы могут содержаться также в нормативных актах органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе осуществлять нормотворческие полномочия только в рамках закона. Признаются естественные права местного самоуправления на регулирование вопросов местного значения. Регулирующие полномочия предоставляются прежде всего по вопросам организации местного самоуправления. Органам местного самоуправления делегируются полномочия по изданию нормативных актов в отдельных областях местного хозяйства
Судебные прецеденты и судебная практика:
Судебный прецедент и судебная практика занимают особое место среди источников административного права Швеции.
Правовая наука Швеции в целом отвергает доктрину прецедента и не признает за судебной практикой значения источника права. Но практика судов административной юрисдикции оказала на формирование административно-правовой отрасли столь существенное влияние, что многие исследователи признают: административное право фактически было создано административными судами.
Не наделенные полномочиями формулировать правовые нормы административные суды восполняли пробелы законодательства, формулируя правовые принципы и доктрины, на основе которых решались конкретные дела, а впоследствии принимались законодательные акты. Административные органы, принимая решения, должны учитывать судебную практику; ее игнорирование в ряде случаев может считаться нарушением служебных обязанностей чиновника и даже повлечь за собой применение мер ответственности.
Нормы и принципы международного права:
Наряду с национальными источниками административного права в шведском государстве применяются в качестве общеобязательных международно-правовые принципы и нормы. Наиболее показательный пример тому - использование норм и принципов европейского права, так как Швеция - член Европейского Союза. Еще в 1972 г. Закон о Европейских сообществах предусмотрел, что все нормативные акты Сообщества являются актами прямого действия: они должны соблюдаться и выполняться без последующего утверждения национальным законодательством.5 Это было подтверждено и национальным законодательством стран, входящих в Сообщество затем - в Европейский Союз. Обязательному исполнению подлежат регламенты - нормативные акты общего содержания. Многие из них непосредственно касаются вопросов административно-правового регулирования. Например, государства-члены ЕС приняли единые стандарты в конкурентном (картельном, антимонопольном) праве, являющемся подотраслью административного права. Так возникло своеобразное «двухколейное» административное право, которое основано на разграничении между проблемами, решаемыми либо с помощью права ЕС, либо только с помощью национального права. В данном параграфе мы видим, что наряду с национальными источниками административного права в шведском государстве применяются в качестве общеобязательных международно-правовые принципы и нормы. Наиболее показательный пример тому - использование норм и принципов европейского права, так как Швеция - член Европейского Союза.