Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:53, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие науки административного права.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития административно-правовой науки в Рос-сии;
2. Дать определение понятию науки административного права;
3. Изучить методы науки административного права;
Введение 2
1. Развитие административно-правовой науки в России 4
1.1. Развития административно правовой науки в XVII- XVIII в.в. 4
1.2. Развитие административно правовой науки в XIX - начале XX в.в. 4
1.3. Современный этап развития административного права 11
2. Понятие и методы науки административного права 13
2.1. Предмет административного права 13
2.2. Нормы административного права 16
2.3. Метод административного права 19
3. Источники науки административного права 22
4. Роль науки административного права в правовом обеспечении деятельности органов внутренних дел 24
5. Учебная дисциплина «Административное право»Заключение 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Наука административного права – это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти. Деятельность по накоплению, систематизации и развитию знаний в данной области осуществляют прежде всею ученые-административисты.
Правоохранительная практика деятельности органов внутренних дел также является необходимым элементом науки. На основе ее изучения можно судить об эффективности конкретных правовых норм, что позволяет своевременно устранять пробелы и дефекты в нормативных актах, совершенствовать работу с кадрами и т.д. и т.п., иными словами – совершенствовать системы и процессы государственного управления.
Метод правовой науки – это система приемов и способов познания, с помощью которых изучается, исследуется предмет науки. Наука административного права пользуется такими методами, как: формально-догматический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический и некоторые другие.
Необходимым условием развития науки любой отрасли права, в том числе административного, является подготовка научных кадров, владеющих современными знаниями своего предмета, способных объективно анализировать процессы, происходящие в стране, и делать научно обоснованные выводы.
В современном мире любая деятельность должна быть законной и не нарушать установленные государством правила и нормы. Наука административного права регулирует и регламентирует деятельность органов внутренних дел. Административная деятельность органов внутренних дел очень многообразна. Для примера разберем охрану общественного порядка:
В соответствии приказом МВД России от 14 сентября 1993 г. №420 и приказа МВД России №140 от 16 марта 1996г. начальник РУВД, РОВД (ГОВД) руководит деятельностью возглавляемого им органа внутренних дел и несет персональную ответственность за решение возложенных на управление (отдел) задач; является старшим оперативным начальником для всех дислоцированных на территории города, района подразделений системы МВД России за исключением подразделений, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных МВД России, привлекает в установленном порядке их личный состав для охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств.
Следовательно, начальник ГОВД правомочен привлекать сотрудников отделения вневедомственной охраны для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Роль административного права в данном случае в том, что оно дает начальнику ГОВД право привлекать сотрудников.
Охрану
общественного порядка и
К участию в этой ответственной работе привлекаются практически все основные службы органов внутренних дел. К ним относятся: служба охраны общественного порядка, службы уголовного розыска и борьбы с экономическими преступлениями, служба по делам несовершеннолетних, ГАИ, Госпожнадзора, спецмедслужба и др. Каждая из упомянутых служб призвана решать специфические, присущие ей одной задачи, однако решение главной задачи — охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий — возлагается на службу охраны общественного порядка. Все остальные службы на период проведения массового мероприятия находятся в ее оперативном подчинении.
Важнейшим условием успешного проведения любого массового мероприятия является разработка планов охраны общественного порядка и безопасности. Для проведения различных массовых мероприятий службой охраны общественного порядка разрабатываются типовые и индивидуальные планы. При систематически повторяющихся мероприятиях, таких, как футбол, хоккей, проводимых на определенных стадионах и во дворцах спорта, демонстрациях и митингах, организуемых различными партиями и общественными организациями (например, Пушкинская площадь в Москве), как правило, составляются типовые планы охраны общественного порядка. Для массового мероприятия, носящего разовый характер, разрабатывается индивидуальный план.
Разработка плана начинается с получения исходной информации, ее анализа с учетом опыта проведения аналогичных мероприятий, рекогносцировки местности, обследования объектов проведения мероприятия, изучение маршрутов движения и путей подхода к остановкам общественного транспорта, установления рабочих контактов с организаторами массового мероприятия и представителями местной власти.
В целом план должен предусматривать: содержание мероприятий, время и место его проведения, состав и количество участников и зрителей, оптимальный расчет сил и средств ОВД, т.е. количество и виды нарядов, а также иных сил и средств, задействованных на мероприятии, границы оцепления, количество зон, секторов, участков, расположение пунктов управления, нормы выделения сил и средств от соответствующих подразделений, закрепление ответственных лиц за конкретными участками и объектами и постановку задач перед ними, порядок введения режимов ограничений, организацию пропускного режима, маневр силами и средствами, порядок организации связи и взаимодействия, проведение комплекса противопожарных мероприятий, организацию материально-технического и медицинского обеспечения.
После утверждения плана охраны общественного порядка и безопасности по проведению конкретного массового мероприятия соответствующим начальником органа внутренних дел он приобретает силу приказа и является обязательным для исполнения всеми задействованными службами и подразделениями.
Деятельность органов внутренних дел по непосредственному обеспечению порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа: подготовительный, исполнительный и заключительный.
На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование территории и объектов совместно с организаторами и соответствующей администрацией и устраняются выявленные недостатки; проводится служебный инструктаж нарядов и должностных лиц, уточняются их задачи и обязанности при проведении мероприятия, осуществляются тренировки и репетиции действий нарядов в экстремальных условиях на закрепленных за ними участках, организуется надежное взаимодействие всех заинтересованных служб и организаций.
Административная
наука направляет действия органов
внутренних дел в нужное русло. С
помощью различных
Существуют множество законов и примером может служить Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в ред. на 19 июля 1997 г.)., закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026 — «О милиции» и другие.
5. Учебная дисциплина «Административное право»
Слова «административное право» могут означать и название соответствующей отрасли права, и название отрасли юридической науки. Но это словосочетание имеет и третий смысл: так называется специальная юридическая учебная дисциплина.
Этот учебный курс признан обязательным предметом для всех высших и средних юридических учебных заведений. Он содержит систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации. Очевидно, что без знания принципов и норм, регулирующих внутриаппаратные отношения и отношения государственной администрации с гражданами, муниципальными, частными и государственными организациями, юридическое образование будет неполным.
К сожалению, учебный план предусматривает явно недостаточное количество часов для преподавания этой учебной дисциплины. Такая недооценка административного права как отрасли права ведет к беглому изложению в курсе многих важнейших вопросов. Более того, в результате не хватает времени, чтобы в учебном курсе рассмотреть вопросы лицензирования, таможенного дела, призыва на военную службу, раскрыть хотя бы самые важные составы административных проступков, систему мер борьбы с нарушителями налогового законодательства, правил дорожного движения и многие другие важные аспекты правовой деятельности.
Недостаточность количества часов, отводимых для изучения курса административного права, станет более очевидной, если учитывать роль административного права как базовой, фундаментальной отрасли, науки, учебной дисциплины. Именно она содержит многие основные понятия публичного права: «ведомство», «исполнительный орган государственной власти», «служащий», «административный акт», «административная ответственность», «административный надзор», «административный режим», «административная опека» и др. Можно говорить о том, что административное право имеет своего рода «материнскую роль» для всех курсов публичного права.
Известно,
что концепция высшего
Следует отличать науку административного права от соответствующей учебной дисциплины.
Во-первых, учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть не систематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников (кстати, ведущим ученым) приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты.
Во-вторых, результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.
В-третьих, не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе.
В-четвертых, различны цели науки и учебной дисциплины. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.
В-пятых, содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х гг. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались.
В-шестых, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.
Кстати, начиная с 1995 г. издан ряд учебников по административному праву. Среди них нет похожих, они различны по содержанию, объему, научному уровню. В целом такое разнообразие сейчас положительно. Оно — проявление одного из важнейших постулатов современных российских реформ — плюрализма. Студенты, аспиранты, преподаватели могут выбирать учебник, который они считают сейчас более подходящим для них, пользоваться разными, сравнивая подходы разных авторов к одним и тем же вопросам, круг освещаемых тем, структуру, содержание и даже качество изложения материала курса. А сравнение всегда будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.