Административное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия административного наказания в свете последнего принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.
Достижение цели исследования осуществляется постановкой и последовательной реализацией следующих основных задач:
1. Определить понятия административного наказания.
2. Определить цели административного наказания.
3. Уяснить систему административного наказания.
4. Конкретизировать виды административных наказаний и правила их назначения

Содержание

Введение………………………………………………………….……..…3
1. Общая характеристика административных наказаний…….…...4
1.1. Понятие и цели административного наказания………………….....4
1.2. Система административных наказаний…………………………....6
2. Виды административных наказаний и правила их назначения……………………………………………………………………..10
2.1. Характеристика административных наказаний…………………..10
2.2. Правила назначения административных наказаний……………...22
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………...30

Работа содержит 1 файл

ГОТОВА контрольная-наказание.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

    ПЛАН

    Введение………………………………………………………….……..…3

    1. Общая характеристика административных наказаний…….…...4

    1.1. Понятие и цели административного  наказания………………….....4

    1.2.  Система административных наказаний…………………………....6

    2. Виды административных наказаний и правила их назначения……………………………………………………………………..10

    2.1. Характеристика административных  наказаний…………………..10

    2.2. Правила назначения административных  наказаний……………...22

    Заключение………………………………………………………………29

    Список  использованной литературы…………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы. Административного наказания, а также развития правовых явлений  обусловлено сегодня, по меньшей  мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением  государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления.

    Предметом настоящей работы является институт административного наказания.

    Объектом  настоящей работы является сфера  общественных отношений, связанная с административным наказанием.

    Целью данной работы является исследование понятия административного наказания  в свете последнего принятого  КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.

    Достижение  цели исследования осуществляется постановкой и последовательной реализацией следующих основных задач:

  1. Определить понятия административного наказания.
  2. Определить цели административного наказания.
  3. Уяснить систему административного наказания.
  4. Конкретизировать виды административных наказаний и правила их назначения.
 

    1. Общая характеристика административных наказаний

    1.1. Понятие и цели  административного  наказания

    В последнем КоАП РФ 2002 года за совершенные административные  правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что по сути соответствует целям и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.

          Административное  наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

          Административное  наказание всегда выражает отрицательную  оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

          Административные  наказания являются карательными, «штрафными»  санкциями; как правило, они состоят  в лишении или ограничении прав, благ. За совершенное правонарушение деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, и т.д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

          Административное  наказание – это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что как уже говорилось выше, являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены статьями 3.2 – 3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.

          Административные  наказания налагаются компетентными  органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют его будущее поведение.

          В соответствии со статьёй 22.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются  в пределах компетенции:

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

  • мировыми судьями;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

          Наказание отличаются от иных средств административного  принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом  срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.

          В законе перечень наказаний  дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу  наказаний». Эта «лестница» нужна  и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.

          Следует отметить, что  КоАП РФ – первый нормативный акт, который назвал административно-карательные  санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности1. 

    1.2.  Система административных  наказаний

    Система наказаний представляет собой целостный инструмент  административно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.

          Законодатель, принимая КоАП РФ, стремится создать набор  мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:

  • учитывать различия преступного поведения, личность правонарушителя;
  • выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;
  • обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.

    Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и административно-правовой политики и содействовать эффективной  ее реализации2.

    В статье 3.2. КоАП РФ закреплены административные наказания.

    Все восемь названных наказаний тесно  связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

          Указанные в статье 3.2. КоАП РФ виды наказания образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на правонарушителя, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничения использования своих профессиональных возможностей в будущем.

    Свойства  системы административных наказаний, так или иначе, раскрываются на протяжении всей истории существования административного наказания судебной практикой и осмысливаются административно-правовой наукой. Следует выделять общие свойства, присущие любой системе видов наказания, и особенные или специфические свойства, присущие отдельным (национальным) система видов наказания.

          Общие и специфические  свойства, в свою очередь, могут иметь  нормативный, юридико-правовой и ненормативный, социальный характер, т.е. отражать административно-правовые и социальные основания системы наказаний. Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в системе, выявляет их действительные связи. Вид наказания, чаще назначаемый на практике, очевидно, и занимает первенствующее положение в системе наказаний, Как сочетаются на практике основные и дополнительные виды наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие. Правда, при этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности системы наказаний. Но как бы то ни было, практика назначения наказания есть социальный феномен, существующий реально. Можно стремится совершенствовать судебную практику, но вначале ее нужно изучить

    По  действующему КоАП РФ система видов  наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств  воздействия на виновного. Предписания  о видах наказания в данной статье представляют собой действующее право, т.е. легитимную волю государства. Они подлежат неуклонному исполнению при сохранении возможности научной критики. Мнение о мягкости или жестокости существующей системы наказания не может оправдывать попытки принятия незаконных решений.

          В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 3.2. КоАП РФ, все наказания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из 8 наказаний, а децентрализованно – актами субъектов Федерации – только предупреждение и административный штраф.

          По действующему кодексу об административных правонарушениях  входящие в нормативный перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, могущие быть основными и дополнительными.

          Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Информация о работе Административное наказание