Административная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:53, реферат

Описание работы

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; а также органы местной администрации.

Работа содержит 1 файл

Эффективность государственного управления.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

Эффективность государственного управления

Государственное управление в области охраны окружающей среды.

Основам управления в области  охраны окружающей среды посвящена  гл. II Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Выделены полномочия: для органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.

в соответствии со ст. 8, 9 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено: государственное управление в области охраны окружающей среды  осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными  в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом "О Правительстве Российской Федерации". Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области  охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды, между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами, а также договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.

Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих  функциях:

1) установление правовых норм, регламентирующих  вопросы в области охраны окружающей  среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;

2) принятие основ государственной  политики в области охраны  окружающей среды, экологической  безопасности;

3) осуществление контроля в области  охраны окружающей среды (государственного  экологического контроля);

4) установление нормативов, государственных  стандартов в области охраны  окружающей среды;

5) государственный учет природных  ресурсов и объектов, организация  ведения государственных кадастров  и мониторинга объектов окружающей  среды;

6) экологическая оценка состояния  окружающей среды.

 

Государственное управление использованием и охраной  природных ресурсов осуществляют различные  государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие  на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы. 
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; а также органы местной администрации.

 

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное  Собрание - парламент РФ, состоящее  из двух палат: Совета Федерации и  Государственной Думы, Правительство  РФ, органы исполнительной и законодательной  власти субъектов Российской Федерации.

 

К органам законодательной власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся Государственная  Дума Федерального Собрания РФ (Комитет  Госдумы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии, Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого  развития; Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции), Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).

Специальными  органами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная  служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного  хозяйства, Федеральное агентство  по недропользованию. Следует отметить также Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также иные органы, опосредованно участвующие в данном направлении, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

в деятельности по охране окружающей среды должны принимать участие  все без исключения - исходя из основного  принципа охраны окружающей среды, установленного в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Основными принципами являются: обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды, международное сотрудничеств РФ в области охраны окружающей среды.

главным государственным  органом, исполняющим объем федеральных  полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных  ресурсов Российской Федерации (МПР  России).

МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400), Федеральное агентство водных ресурсов (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 с измен. от 30 июля 2004 г. N 401), Федеральное агентство лесного хозяйства (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283), Федеральное агентство по недропользованию (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).

МПР России является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство  лесов, эксплуатацию и обеспечение  безопасности водохранилищ и водохозяйственных  систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

 

Система органов государственного управления в области природопользования и  охраны окружающей среды 


Автор: Administrator   

28.03.2012 21:16

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной  окружающей среды осуществляют различные  государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие  на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

  • органы общей компетенции;
  • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
  • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Органы  общей компетенции

Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается  в том, что они осуществляют эту  деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием  социальной сферы (здравоохранение, образование  и др.), культуры, обороны, космоса  и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

  • Президент России;
  • Правительство России;
  • правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность  Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление  охраной окружающей среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом, так и структурами  в его администрации. В настоящее  время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием  и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную  тенденцию принятия им решений, уменьшающих  возможности для решения в  стране острейших экологических  проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника  по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды  и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный  на его основе Государственный комитет  РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная  служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому  надзору России (2000 г.) как самостоятельные  органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции  РФ Правительство России:

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
  • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве  Российской Федерации" в отдельной  статье определил полномочия Правительства  РФ в сфере природопользования и  охраны окружающей среды:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности;
  • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области  природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так  и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами  в данной области ведают Департамент  социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого  развития (в части организации  и экономики природопользования).

Специально  уполномоченные государственные органы в области природопользования и  охраны окружающей среды

На  специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены  наиболее ответственные функции, связанные  с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в  России организация системы специально уполномоченных государственных органов  управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы система центральных органов  федеральной исполнительной власти в области природопользования и  охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону  ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

В соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 "Структура федеральных  органов исполнительной власти" (в ред. указа Президента РФ от 30 мая 2008 г. №863) в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются (подробнее):

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды 
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования 
Федеральное агентство водных ресурсов 
Федеральное агентство по недропользованию.

2. Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному  надзору

3. Министерство экономического развития РФ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

5. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

7. Федеральное агентство лесного хозяйства.


Правительством РФ одобрена разработанная  Минприроды России государственная  программа "Охрана окружающей среды  на 2012-2020 годы". Информация об этом, а  также презентация к докладу министра природных ресурсов и экологии РФ С. Донского размещена на сайте Минприроды России. С докладом С.Донского можно ознакомиться на сайте Правительства РФ (заседание Правительства РФ от 18.10.2012).

Целями государственной программы  являются повышение экологической  безопасности граждан и сохранение природных систем.

Как отметил министр, ликвидация накопленного экологического ущерба позволит снизить  более чем в 5 раз количество россиян, проживающих на территориях с  плохими экологическими условиями  жизни, 3,5% территорий будет занято особо  охраняемыми территориями всех уровней. Общий объём финансирования программы  составит около 336 млрд рублей, в том числе 268 млрд – за счёт федерального бюджета.

Государственная программа состоит из четырёх основных и одной обеспечивающей подпрограмм.

Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" направлена на внедрение новой системы нормирования, основанной на принципах наилучших доступных технологий, снижении административных барьеров и создании экономических стимулов в сфере обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба.

Вторая  подпрограмма направлена на сохранение и развитие биоразнообразия России. В рамках подпрограммы будет реализована утверждённая Правительством Концепция развития особо охраняемых природных территорий на период до 2020 года. В её рамках, в частности, будет образовано более 30 новых заповедников, национальных парков и федеральных заказников.

Третья  подпрограмма направлена на развитие системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. В рамках подпрограммы планируется внедрение единой системы государственного экологического мониторинга. Эта система позволит объединить разрозненную информацию из 14 различных источников.

Реализация  четвёртой подпрограммы по Антарктике направлена на получение новых знаний в области климата и формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды с учётом климатических изменений.

Минприроды  России  планирует задействовать широкий спектр возможностей по обеспечению открытости и прозрачности хода реализации госпрограммы, а также стимулированию общественного участия в её мероприятиях. Важную роль в реализации госпрограммы сыграют общественное движение и волонтёрские инициативы.

 

Минприроды  России определен ответственным исполнителем по разработке государственной программы «Охрана окружающей среды».  
 
Соисполнителями по разработке программы определены Росприроднадзор, Росгидромет, Минпромторг России, Ростехнадзор.  
 
Срок представления программы в Правительство Российской Федерации – 15 апреля 2011 г.  
 
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р основными направлениями реализации данной государственной программы являются:  
 
обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды;  
сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;  
сохранение территорий, занятых государственными заповедниками и национальными парками;  
повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии.  
повышение эффективности функционирования системы экологического надзора;  
повышение эффективности функционирования экологической экспертизы;  
реализация федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы».

 

Срок и этапы реализации Программы

-

2012 - 2020 годы:

первый этап - 2012 - 2015 годы;

второй этап - 2016 - 2020 годы.

Объем и источники финансирования

-

общий объем финансирования Программы на                    2012 - 2020 годы в ценах соответствующих                                   лет составляет 57,547 млрд. рублей, в  том                                   числе:

за счет средств федерального бюджета – 48,381      млрд. рублей (84,1 процента),

из них:

капитальные вложения – 33,572 млрд. рублей;

НИОКР – 0,464 млрд. руб.

прочие нужды – 14,345 млрд. рублей;

за счет средств консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  – 7,593 млрд. рублей (13,2 процента);

за счет средств внебюджетных источников -1,573 млрд. рублей (2,7 процента)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности           

-

существенное сокращение поступления в акваторию озера  Байкал загрязненных сточных вод - до 50 процентов к 2020 году по сравнению  с 2010 годом;

реабилитация 80 процентов  Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению;

решение проблемы нерегулируемого  накопления отходов - до 80 процентов отходов к 2020 году будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах;

повышение вклада системы  особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории и оптимизация рекреационной  нагрузки на природные системы;

повышение эффективности  противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории;

сохранение доли видов  растений и животных, включенных в  Красную книгу Российской Федерации  и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской  природной территории, в общем  количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации  на уровне 13,6 процента;

увеличение запасов ценных видов рыб в озере Байкал на 43,6 процента;

обеспечение защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций;

совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего  высокую достоверность, оперативность  и полноту сведений.


 

2. Функция управления представляет  собой постоянное направление  деятельности по обеспечению  охраны окружающей среды и  рационального природопользования. К таким функциям относятся: 
· создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; 
· подзаконное нормотворчество; 
· координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; 
· распоряжение (управление) природными ресурсами; 
· планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния  
окружающей среды; 
· экологическое нормирование; 
· экологическая экспертиза; 
· экологическое лицензирование; 
· экологическая сертификация; 
· экологический аудит; 
· наблюдение за состоянием окружающей среды; 
· учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; 
· экологическое воспитание и образование; 
· контроль за использованием и охраной объектов природы; 
· разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды. 
В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. 
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом. 
Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. 
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды  
осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы  
государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами и т.п.). 
Государственный доклад о состоянии окружающей среды в России имеет большое юридическое значение, хотя и не является источником экологического права. Доклад о состоянии окружающей среды показывает происходящие изменения в окружающей среде; меры, которые должны быть предприняты для улучшения окружающей среды.

Информация о работе Административная реформа в России