Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:53, реферат
Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; а также органы местной администрации.
Эффективность государственного управления
Государственное управление в области охраны окружающей среды.
Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена гл. II Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Выделены полномочия: для органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.
в соответствии со ст. 8, 9 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено: государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях:
1)
установление правовых норм, регламентирующих
вопросы в области охраны
2)
принятие основ
3)
осуществление контроля в
4) установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды;
5)
государственный учет
6)
экологическая оценка
Государственное
управление использованием и охраной
природных ресурсов осуществляют различные
государственные органы, наделенные
разной компетенцией и функционирующие
на разных уровнях. Их можно подразделить
на три вида: органы общей компетенции,
органы специальной компетенции, функциональные
органы.
К органам общей компетенции, осуществляющим
государственное управление использованием
и охраной природных ресурсов, относятся:
Федеральное Собрание РФ; Президент России;
Правительство России; администрация
субъектов РФ; а также органы местной администрации.
Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
К
органам законодательной
Специальными
органами, осуществляющими управление
в области охраны окружающей среды,
являются: Министерство природных ресурсов
Российской Федерации, Федеральная
служба по надзору в сфере
в деятельности по охране окружающей среды должны принимать участие все без исключения - исходя из основного принципа охраны окружающей среды, установленного в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Основными принципами являются: обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды, международное сотрудничеств РФ в области охраны окружающей среды.
главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).
МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400), Федеральное агентство водных ресурсов (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 с измен. от 30 июля 2004 г. N 401), Федеральное агентство лесного хозяйства (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283), Федеральное агентство по недропользованию (Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).
МПР России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды |
|
|
|
Автор: Administrator |
28.03.2012 21:16 |
Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:
Органы общей компетенцииОсобенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д. К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ. При
анализе деятельности Президента РФ
по управлению природопользованием
и охраной окружающей среды, нельзя
не обратить внимания на очевидную
тенденцию принятия им решений, уменьшающих
возможности для решения в
стране острейших экологических
проблем. Об этом свидетельствует не
только упразднение должности Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
Правительство
РФ осуществляет деятельность в области
природопользования и охраны окружающей
среды как самостоятельно, так
и через созданные им структуры.
В аппарате Правительства РФ вопросами
в данной области ведают Департамент
социального развития и охраны окружающей
среды и Департамент Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей средыНа специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д. В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования. В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:
В
соответствии с указом Президента РФ
от 12 мая 2008 г. №724 "Структура федеральных
органов исполнительной власти"
(в ред. указа Президента РФ от 30 мая
2008 г. №863) в настоящее время специально
уполномоченными 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральная служба
по гидрометеорологии и 2. Министерство сельского хозяйства РФ Федеральная служба
по ветеринарному и 3. Министерство экономического развития РФ Федеральная служба
государственной регистрации, кадастра
и картографии 4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 5. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). 6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. 7. Федеральное агентство лесного хозяйства. |
Правительством РФ одобрена разработанная Минприроды России государственная программа "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы". Информация об этом, а также презентация к докладу министра природных ресурсов и экологии РФ С. Донского размещена на сайте Минприроды России. С докладом С.Донского можно ознакомиться на сайте Правительства РФ (заседание Правительства РФ от 18.10.2012).
Целями государственной
Как отметил министр, ликвидация накопленного экологического ущерба позволит снизить более чем в 5 раз количество россиян, проживающих на территориях с плохими экологическими условиями жизни, 3,5% территорий будет занято особо охраняемыми территориями всех уровней. Общий объём финансирования программы составит около 336 млрд рублей, в том числе 268 млрд – за счёт федерального бюджета.
Государственная программа состоит из четырёх основных и одной обеспечивающей подпрограмм.
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" направлена на внедрение новой системы нормирования, основанной на принципах наилучших доступных технологий, снижении административных барьеров и создании экономических стимулов в сфере обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба.
Вторая подпрограмма направлена на сохранение и развитие биоразнообразия России. В рамках подпрограммы будет реализована утверждённая Правительством Концепция развития особо охраняемых природных территорий на период до 2020 года. В её рамках, в частности, будет образовано более 30 новых заповедников, национальных парков и федеральных заказников.
Третья подпрограмма направлена на развитие системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. В рамках подпрограммы планируется внедрение единой системы государственного экологического мониторинга. Эта система позволит объединить разрозненную информацию из 14 различных источников.
Реализация четвёртой подпрограммы по Антарктике направлена на получение новых знаний в области климата и формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды с учётом климатических изменений.
Минприроды России планирует задействовать широкий спектр возможностей по обеспечению открытости и прозрачности хода реализации госпрограммы, а также стимулированию общественного участия в её мероприятиях. Важную роль в реализации госпрограммы сыграют общественное движение и волонтёрские инициативы.
Минприроды
России определен ответственным исполнителем
по разработке государственной программы
«Охрана окружающей среды».
Соисполнителями по разработке программы
определены Росприроднадзор, Росгидромет,
Минпромторг России, Ростехнадзор.
Срок представления программы в Правительство
Российской Федерации – 15 апреля 2011 г.
В соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 11 ноября 2010 г.
№ 1950-р основными направлениями реализации
данной государственной программы являются:
обеспечение экологической безопасности
и качества окружающей среды;
сохранение редких и находящихся под угрозой
исчезновения объектов животного мира;
сохранение территорий, занятых государственными
заповедниками и национальными парками;
повышение эффективности функционирования
системы гидрометеорологии.
повышение эффективности функционирования
системы экологического надзора;
повышение эффективности функционирования
экологической экспертизы;
реализация федеральной целевой программы
«Охрана озера Байкал и социально-экономическое
развитие Байкальской природной территории
на 2011-2020 годы».
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2012 - 2020 годы: первый этап - 2012 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы. |
Объем и источники финансирования |
- |
общий объем финансирования
Программы на за счет средств федерального бюджета – 48,381 млрд. рублей (84,1 процента), из них: капитальные вложения – 33,572 млрд. рублей; НИОКР – 0,464 млрд. руб. прочие нужды – 14,345 млрд. рублей; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 7,593 млрд. рублей (13,2 процента); за счет средств внебюджетных источников -1,573 млрд. рублей (2,7 процента) |
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы и показатели
социально- экономической эффективности |
- |
существенное сокращение поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 50 процентов к 2020 году по сравнению с 2010 годом; реабилитация 80 процентов
Байкальской природной решение проблемы нерегулируемого накопления отходов - до 80 процентов отходов к 2020 году будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах; повышение вклада системы
особо охраняемых природных территорий
в сохранение природного потенциала
Байкальской природной повышение эффективности
противопожарных мероприятий на
Байкальской природной сохранение доли видов
растений и животных, включенных в
Красную книгу Российской Федерации
и сохраняемых на особо охраняемых
природных территориях увеличение запасов ценных видов рыб в озере Байкал на 43,6 процента; обеспечение защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций; совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений. |
2.
Функция управления
· создание системы органов управления
в сфере взаимодействия общества и природы;
· подзаконное нормотворчество;
· координация деятельности по управлению
природопользованием и охраной окружающей
среды;
· распоряжение (управление) природными
ресурсами;
· планирование использования и охраны
природных ресурсов и улучшения состояния
окружающей среды;
· экологическое нормирование;
· экологическая экспертиза;
· экологическое лицензирование;
· экологическая сертификация;
· экологический аудит;
· наблюдение за состоянием окружающей
среды;
· учет состояния и использования отдельных
природных объектов и окружающей среды
в целом, а также вредных воздействий;
· экологическое воспитание и образование;
· контроль за использованием и охраной
объектов природы;
· разрешение в административном порядке
споров о праве природопользования и охраны
окружающей среды.
В масштабах государства наибольшая ответственность
за последовательное исполнение экологического
законодательства лежит на органах, осуществляющих
государственное управление природопользованием
и охраной окружающей среды. Конституционной
основой их деятельности является ст.
10 Конституции РФ, закрепившая принцип
разделения единой государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную ветви.
Государственное управление в области
природопользования и охраны окружающей
среды - составная часть государственного
управления в целом.
Роль государственного управления в этой
сфере определяется значением государственных
органов в механизме охраны окружающей
среды. Государственные органы обладают
особыми правовыми и административными
средствами для обеспечения реализации
экологических требований законодательства,
имея возможность прибегнуть при необходимости
к государственному принуждению. Прежде
всего, на них возложена ответственность
за обеспечение охраны окружающей среды
в рамках экологической функции государства.
Государственное управление природопользованием
и охраной окружающей среды
осуществляется на основе ряда методов.
Под методами управления понимаются способы
государственного воздействия на поведение
и деятельность управляемых. Методы делятся
на административные (прямой приказ, обеспечиваемый
возможностью государственного принуждения),
экономические (создание условий экономической
заинтересованности организаций и трудовых
коллективов в выполнении требований
законодательства и управленческих решений)
и моральные (награждение государственными
наградами и т.п.).
Государственный доклад о состоянии окружающей
среды в России имеет большое юридическое
значение, хотя и не является источником
экологического права. Доклад о состоянии
окружающей среды показывает происходящие
изменения в окружающей среде; меры, которые
должны быть предприняты для улучшения
окружающей среды.