Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление и изучение понятия административной ответственности: исследование условий и оснований наступления административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Основные задачи курсовой работы заключаются в следующем:
• Исследование основных черт, задач и структуры административной ответственности ;
• Характер видов административной ответственности ;
• Подробная характеристика субъектов административной ответственности;
• Изучение специфики наступления, применения и установления административной ответственности.

Содержание

Ведение
Глава1. Понятие административной ответственности……………………………….
1.1. Административная ответственность: понятие, задачи, структура и особенности.
1.2. Основания и условия административной ответственности.
1.3. Установление и применение административной ответственности.
1.4. Основания, освобождающие от административной ответственности.
Глава2. Виды административной ответственности.
2.1. Материальная ответственность.
2.2. Дисциплинарная ответственность.
Глава 3. Субъекты административной ответственности.
3.1. Субъекты административной ответственности: понятие, виды.
3.2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранн
3.3 Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности.
3.4 Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы как субъекты административной ответственности.
3.5 Должностные лица как субъект административной ответственности.
3.6 Юридические лица как субъекты административной ответственности.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Адм.праву.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

3.4 Военнослужащие, граждане, призванные на военные  сборы как субъекты административной  ответственности.

Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб:

1. Военнослужащие  несут материальную ответственность  только за причиненный по их  вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении  обязанностей военной службы, несут  гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается  привлечение военнослужащих к  материальной ответственности за  ущерб, причиненный вследствие  исполнения приказа командира  (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие  могут быть привлечены к материальной  ответственности в соответствии  с настоящим Федеральным законом  в течение трех лет со дня  обнаружения ущерба.16

Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности:

1. Военнослужащий  или гражданин, призванный на  военные сборы, привлекается к  дисциплинарной ответственности  за дисциплинарный проступок,  то есть за противоправное, виновное  действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

2. Военнослужащий  или гражданин, призванный на  военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

3. Виновным в  совершении дисциплинарного проступка  признается военнослужащий или  гражданин, призванный на военные  сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

4. Дисциплинарный  проступок признается совершенным  умышленно, если военнослужащий  или гражданин, призванный на  военные сборы, осознавал противоправный  характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

5. Дисциплинарный  проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

6. Вина военнослужащего  или гражданина, призванного на  военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

7. Военнослужащий  или гражданин, призванный на  военные сборы, привлекаемый к  дисциплинарной ответственности,  не обязан доказывать свою  невиновность.

Неустранимые  сомнения в виновности военнослужащего  или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

8. Военнослужащий  или гражданин, призванный на  военные сборы, не может быть  привлечен к дисциплинарной ответственности  по истечении одного года со  дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

9. Привлечение  военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы,  к дисциплинарной ответственности  не освобождает его от исполнения  обязанности, за неисполнение  которой дисциплинарное взыскание  было назначено, а также от  обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

10. При привлечении  военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы,  к дисциплинарной ответственности  не допускаются унижение его  личного достоинства, причинение  ему физических страданий и  проявление по отношению к нему грубости.17

3.5 Должностные  лица как субъект административной  ответственности.

Административной  ответственности подлежит должностное  лицо в случае совершения им административного  правонарушения в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Под должностным  лицом в КоАП РФ понимается  лицо, постоянно, временно или  в соответствии со специальными  полномочиями осуществляющее функции  представителя власти, то есть  наделенное в установленном законом  порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.18

Например, ФЗ от 9.02.2009г. №9 – ФЗ «О внесении изменений  в кодекс РФ об административных правонарушений в части усиления административной ответственнсоти за нарушение законодательства РФ об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах…» увеличил состав лиц, привлекаемых к административной ответственности за определенные правонарушения. Так установлена ответственнсоть за правонарушение совершенное следующими должностными лицами коммерческих организаций:

    • членами советов директоров (наблюдательных советов);
    • членами коллегильных исполнительных органов (правлений, дирекций);
    • членами счетных комиссий;
    • членами ревизионных комиссий (ревизорами);
    • руководителями организаций, осуществляющими полномочия единоличных исполнительных органов других организаций (руководитель управляющих компаний).19

3.6 Юридические  лица как субъекты административной  ответственности.

Административная  ответственность юридических лиц  предусмотрена ст.2.10 КоАП РФ, согласно которой:

1. Юридические  лица подлежат административной  ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если  в статьях разделов I, III, IV, V КоАП  РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии  нескольких юридических лиц к  административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении  юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении  юридического лица или при  выделении из состава юридического  лица одного или нескольких  юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании  юридического лица одного вида  в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо.

7. В случаях,  указанных в частях 3 - 6 статьи 2.10, административная ответственность  за совершение административного  правонарушения наступает независимо  от того, было ли известно привлекаемому  к административной ответственности  юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные  наказания, назначенные в соответствии  с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 КоАП  РФ юридическому лицу за совершение  административного правонарушения  до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.

9. В случае  совершения административного правонарушения  единоличным исполнительным органом  юридического лица, имеющим статус  юридического лица, административное  наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, административная ответственность - это  вид юридической от-ветственности, ко-торая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, со-вершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает следующими признаками:

- она является  составной частью администра-тивного  принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами;

- фактическим  основанием административной ответственности  является административное правонарушение;

- административная  ответственность урегулиро-вана  нормами именно административного  права, которые содержат как исчер-пывающие перечни административных правонарушений, ви-дов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административ-ной ответственности;

- субъектами  административной ответственности  могут быть как физические, так  и юридические лица;

- административное  наказание как мера адми-нистративной  ответственности может назначаться  широким кругом уполномоченных  на это субъектов и др.

Основаниями административной ответственности служат наличие  норм права, уста-навливающих административную ответственность и регулиру-ющих ее (нормативное основание); деяние (действие или бездействие) конкретного  лица, нарушающее правовые пред-писания, охраняемые административными санкциями (т. е. на-личие административного правонарушения) - это фактическое основание; и процессуальное основание - право-применительный акт компетентного субъекта о назначении ад-министративного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

Цель административной ответственности опосредуется через  функции, которые она выполняет: превентивную (или предупре-дительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще ка-рательной  или штрафной) и сигнализационную.

В своем развитии административная ответственность  проходит следующие основные стадии:

- стадия возникновения  юридической ответственности (на-чинается  с момента совершения правонарушения  и длится до момента обнаружения  его должностными лицами компетентных государственных органов);

- стадия конкретизации  юридической ответственности (на-чинается  с момента обнаружения правонарушения  должност-ными лицами компетентных  органов государства и заканчи-вается  вступлением в законную силу  акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкрет-ным лицом);

- стадия реализации  юридической ответственности (начинается  с момента вступления в законную  силу правоприменительного акта  государственного органа, признающего  факт совершения правонарушения конкретным лицом, и закан-чивается моментом окончания исполнения наказания (взы-скания).

Таким образом, существование административной ответственности  как такой призвано осуществлять общее предупреждение пра-вонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону. Ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, пре-дотвращающее его противоправное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

Нормативно-правовые акты.

Конституция РФ

КоАП РФ

Информация о работе Административная ответственность