Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:50, курсовая работа
В правоохранительном законодательстве Российского государства значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения. Они являются важным элементом механизма правового регулирования, средством укрепления правопорядка в стране.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1 Понятие и особенности административной ответственности...5
1.1 Определение административной ответственности в теории административного права и административного законодательства……….5
1.2 Сущность административной ответственности, юридические значимые признаки………………………………………………………………………..6
Глава 2 Административное правонарушение как основание административной ответственности……………………………………...10
Глава 3 Состав административного правонарушения…………………12
3.1 Понятие состава административного правонарушения…………........12
3.2 Элементы состава административного правонарушения……………...13
Глава 4 Виды административных наказаний…………………………...21
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………..…………………33
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие и особенности административной ответственности...5
1.1 Определение административной ответственности в теории административного права и административного законодательства……….5
1.2 Сущность административной ответственности, юридические значимые признаки…………………………………………………………
Глава 2 Административное правонарушение как основание административной ответственности…………………………………….
Глава 3 Состав административного правонарушения…………………12
3.1 Понятие состава административного правонарушения…………........12
3.2 Элементы состава административного правонарушения……………...13
Глава 4 Виды административных наказаний…………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………..…………………33
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы административной ответственности являются предметом многочисленных научных исследований, проведенных представителями российской науки административного права. Достаточно сослаться на работы Д.Н. Бахраха, А.С. Дугенца, Г.А. Кузьмичевой, М.Я. Масленникова, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, С.Д. Хазанова, Н.Ю. Хаманевой, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова и многих других. За годы, следующие после принятия Кодекса РФ об административных правонарушениях, защищены диссертации (докторские и кандидатские) по темам практически всех разделов Кодекса.
По общему мнению, институт административной ответственности нуждается в совершенствовании. Он должен постоянно развиваться, как и другие области законодательства, одновременно с развитием демократических устоев нашего общества, повышением уровня его экономики и культуры.
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Определение административной ответственности в теории административного права и административного законодательства
О понятии административной ответственности в теории административного права имеются различные точки зрения. Одной из них является концепция "санкционной" административной ответственности. О.М. Якуба дает определение этому понятию как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение общественных административно-правовых норм, выраженных в применении к нарушителям установленных административных санкций[1].
Аналогичной точки зрения придерживается и Д.Н. Бахрах. Он полагает, что под административной ответственностью следует понимать применение государственными органами и должностными лицами в условиях внеслужебного подчинения административных санкций за правонарушение[2].
Другие авторы полагают, что мерами административной ответственности следует считать только наказания. По мнению В.М. Манохина и других ученых, административная ответственность есть реализация мер наказания, мер пресечения и восстановительных мер[3].
Другие ученые видят административную ответственность как реализацию мер наказания и мер пресечения. По мнению ряда авторов (И.А. Галаган, В.А. Юсупов), это понятие охватывает меры административно-
И.И. Веремеенко считает, что административная ответственность, как и административные санкции, по своему содержанию различна: ее основным содержанием может быть и наказание, и восстановление нарушенного права, и принудительное исполнение невыполненной правовой обязанности[4].
Представляется, что определение административной ответственности сторонниками ее расширительного толкования в известной мере довольно условно. Отсутствие единства во взглядах на соотношение понятий "административная санкция", "административная ответственность" и "меры административного принуждения" послужило причиной продолжения дискуссии по этой проблеме в настоящее время.
1.2 Сущность административной ответственности, юридические значимые признаки
Сущность административной ответственности состоит в предусмотренной административным законодательством обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях и в надлежащих случаях понести наказание в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами, в соответствии с характером совершенного административного правонарушения. Это государственная принудительная "ответная мера" за совершение правонарушения, применение в установленном порядке санкций норм административного права, сопровождаемое государственным и общественным осуждением и порицанием личности нарушителя и его противоправного деяния.
Административная ответственность - это разновидность одного из видов юридической ответственности. Она характеризуется как выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения. В то же время из года в год в стране наблюдается низкая собираемость штрафов как одного из видов административной ответственности, применяемого в отношении физических и юридических лиц.
Например, за первое полугодие 2009 года лишь 26% начисленных штрафов были уплачены. За этот период только суды рассмотрели более 2,5 миллионов дел об административных правонарушениях и наложили на правонарушителей взысканий на сумму 1408 млн. рублей. 1 миллион 97 тысяч нарушителей правил дорожного движения были оштрафованы на общую сумму 217 млн. рублей, а в государственную казну удалось собрать чуть более 50% (125 миллионов рублей)[5].
Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности. Вместе с тем административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков.
1. Административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе законов субъектов Российской Федерации.
2. Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Дело в том, что согласно нормам КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц.
Одновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Если к уголовной ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения. Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах их компетенции судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
3. Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности.
4. Административную ответственность отличает также и порядок ее установления. Уголовное законодательство в качестве одного из основополагающих принципов опирается на положение о невозможности установления уголовного наказания иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Административное законодательство (также как административно-
5. Определенную специфику административной ответственности придает и порядок действия законодательства об административных правонарушениях. Так, КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В то же время производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
6. Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Необходимость оперативного реагирования на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности.
2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Большинство правоведов склонны выделять два основания привлечения к административной ответственности: закон как правовое основание и правонарушение как фактическое основание административной ответственности.[6]
С точки зрения закона единственным основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются следующими основными чертами:
1. Административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал.
2. Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. нарушает нормы действующего административного законодательства.
3. За указанное деяние установлена административная ответственность. Административная ответственность может быть установлена исключительно КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
4. Указанное деяние совершено физическим или юридическим лицом. Этот признак существенно отличает административное правонарушение от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.
5. В совершении данного деяния обязательно наличествуют признаки вины субъекта. Вина - сознательно-волевое отношение к совершаемому деянию, осуждаемое правом. Отсутствие вины подразумевает неспособность или фактическую невозможность осознать характер и возможные последствия совершаемого правонарушения. В КоАП РФ ответственность юридического лица также связывается с понятием вины, т.е. законодателем предложена условная конструкция вины юридического лица, что представляется несколько спорным, учитывая то обстоятельство, что вина - это субъективное отношение к совершаемому деянию. Ранее привлечение юридического лица к административной ответственности основывалось на идее объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности независимо от доказательств вины юридических лиц.