Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Понятие, особенности и основания административной ответственности.
Понятие, признаки и общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.

Работа содержит 1 файл

Вариант 7.docx

— 30.76 Кб (Скачать)

    Вариант 7.

    Вопрос  № 1.

    Понятие, особенности и  основания административной ответственности. 

       Под административной ответственностью понимается возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

       С другой стороны под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.

       Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.

       Цель  административной ответственности состоит, в наказании нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий.

       Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с осуждением его противоправного деяния государством в лице полномочного органа, налагающего  наказание. Применяемые при этом меры содержат элемент кары, выступают  в качестве наказания: лишение определенной суммы денег (штраф), ограничение  некоторых прав (управления автомототранспортом, охоты, приостановление действия лицензии, ее отзыв или аннулирование) и  т. п. Назначение наказания влечет не только осуждение действий нарушителя, но и определенные отрицательные  последствия, которые могут проявиться при совершении повторно однородного  правонарушения в течение года.

       По  сравнению с другими видами юридической  ответственности административная ответственность имеет специфические  особенности. Она отличается по органам  ее применяющим последствиям возложения, основаниям и процедуре применения. В законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для  данного вида ответственности.

       В целом особенности  административной ответственности  сводятся к следующему :

       1) Административная ответственность  устанавливается как законами, так  и подзаконными актами. Следовательно,  она имеет собственную нормативно-правовую  основу. Нормы административной  ответственности образуют самостоятельный  институт административного права.  В отличие от этого уголовная  ответственность устанавливается  только законами; дисциплинарная - законодательством  о труде, а также различными  законами, подзаконными актами, устанавливающими  особенность положения отдельных  категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским  законодательством, а в отдельных  случаях - нормами административного  права.

       2) Основанием административной ответственности  является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда  (ущерба) или гражданско-правовой  деликт.

       3) Субъектами административной ответственности  могут быть как физические  лица, так и коллективные образования.  Уголовной - физические лица; вопрос  о дисциплинарной ответственности  органов и организаций является  дискуссионным. Но его постановка  обоснованна, ибо предусматривается  отставка органов исполнительной  власти, прекращение незаконной  деятельности общественных объединений  и т. п. Природа этих мер  не определена в законодательстве.

       4) Мера административной ответственности  - административное наказание, т.е.  за административные правонарушения  предусмотрены административные  наказания(схема 6.2). За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные  проступки - дисциплинарные наказания.  Материальная ответственность выражается  в имущественных санкциях.

       5) Административная ответственность  реализуется широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц:  исполнительной власти, местного  самоуправления, их должностные  лица, а также суды (судьи). Уголовные  наказания - только судом; дисциплинарные  наказания - органами и должностными  лицами, наделенными дисциплинарной  властью и в пределах их  компетенции; меры материальной  ответственности - судами общей  юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном  порядке. В отличие от уголовной  и гражданской правовой ответственности,  определяемой лишь судом, административная  ответственности чаще всего применяется  органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится  в служебных или иных организационных  отношениях. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела  об административных правонарушениях  и применять меры административной  ответственности, определены в  ст. 22.1 Кодекса РФ об административных  правонарушениях.

       6) Административные наказания налагаются  органами и должностными лицами  на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная  ответственность отличается от  дисциплинарной, меры которой к  работникам и служащим применяются  в основном в порядке подчиненности  вышестоящим органом, должностным  лицом. В установленных случаях  в таком же порядке могут  применяться меры материальной  ответственности (администрацией  за причиненный ущерб предприятию  его работником и т.д.).

       7) Применение административного наказания  не влечет судимости и увольнения  с работы. Лицо, к которому оно  применено, считается имеющим  административное наказание в  течение установленного срока.  Различные формы уголовной и  административной ответственности.  Первая выражается в большей  репрессивности, более суровом характере  мер уголовного наказания и  наступлении более тяжких последствий  для осужденных. Административные  меры воздействия даже в том  случае, когда они применяются  су- дом и народными судьями,  не влекут судимости нарушителя. Различны и сроки для наступления  этих видов ответственности; они  значительно короче (не позднее  2 месяцев) применительно к административной  ответственности.

       8) Меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим  производство по делам об административных  правонарушениях. Уголовные дела  рассматриваются в соответствии  с уголовно-процессуальным законодательством;  дисциплинарные - в соответствии  с нормами, устанавливающими порядок  дисциплинарного производства; дела  о материальной ответственности  - как правило, в порядке гражданского  и арбитражного судопроизводства.

       Принципы  административной ответственности.

       Под принципами административной ответственности  понимаются основные требования, соблюдение которых обязательно при привлечении  к административной ответственности  и назначении административных наказаний.

       К ним относятся: законность; ответственность за вину; индивидуальность ответственности (наказания); неотвратимость ответственности; целесообразность ответственности; гласность ответственности. Понятие содержания отдельных принципов.

       Принцип законности наряду с требованием неуклонного исполнения законов и иных нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами с точки зрения материального права заключается тем же и в том, чтобы административная ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона (См. ст. ст. 1.1; 1.6; 1.7 КоАП).

       Принцип ответственности за вину предполагает привлечение к административной ответственности лишь лицо, виновно совершившее административный проступок, т.е. обладающее всеми признаками субъекта административного правонарушения и проявившее определенную степень осознания общественного деяния и последствий деяния в умышленной либо неосторожной форме (ст. ст. 1.4; 2.3 – 2.6 и др. КоАП).

       Индивидуальность ответственности состоит в привлечении лица к административной ответственности исключительно за его деяния, и соразмерность вида и меры наказания содеянному. (Ст. ст. 2.2; 4.1).

       Принцип неизбежности ответственности означает его неизбежность. Ни одно правонарушении не должно оставаться без реакции со стороны государства. Реальное претворение в практику данного принципа зависит от эффективности деятельности правоприменительных органов. Ст. 3.1 КоАП РФ определила срок, в течение которого может быть наложено административное наказание в 2 месяца (ст. ст. 4.5; 4.6).

       Целесообразность  предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия целям административной ответственности (ст. 3.1).

       Законодательные основы административной ответственности.

       Законодательство  об административных правонарушениях  состоит из настоящего Кодекса и  принимаемых в соответствии с  ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

       Настоящий Кодекс основывается на Конституции  Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах  Российской Федерации. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила  международного договора.

       Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов  государственной власти, органов  власти субъектов федерации в  области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации) принимаются в соответствии с  федеральными законами и не могут  им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными  по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного  ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон. 
 

Вопрос  № 2.

    Понятие, признаки и общая  характеристика производства по делам об административных правонарушениях.

       В теории права понятие «юридический процесс» означает порядок осуществления  деятельности государственных органов, осуществляющих применение права. Близким  ему по значению является термин «процедура», подразумевающий официально установленный  порядок при осуществлении юридически значимых действий и разрешении дел. Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что  он урегулирован процессуальными нормами  и направлен на реализацию норм материального  права. 1

       Производство  по делам об административных правонарушениях  является одним из видов административных производств, составной частью административного  процесса. Следовательно, под производством  по делам об административных правонарушениях  следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом  процедуру разрешения определённой группы дел.2 Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства своё основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ. Разрешение дела предполагает принятие по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение. 3

Информация о работе Административная ответственность