Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ контрольной работы - осуществить правовой анализ положений об административной ответственности по новому КоАП РФ.

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под общ.ред. Э.Н.Ренова.-М.:НОРМА, 2002., внесший существенные коррективы в определение границ административной ответственности за различные виды правонарушений.

В настоящее время перед юридической наукой стоит задача глубокого изучения и осмысления нового Кодекса, а также анализа практики его применения. Сегодня мы пока не можем объективно оценивать достоинства и недостатки нового КоАП РФ, так как не располагаем достаточными практическими материалами его применения. Вместе с тем, мы можем выделить наиболее важные черты этого правового акта, его принципиальные отличия от КоАП РСФСР 1985 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основания административной ответственности 5
2.признаки административного правонарушения 12
3.процессуальные основания административной ответственности 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК Использованной ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

.

Теперь эти  нормы, измененные и расширенные, внесены  в КоАП РФ (ст.ст.15.5, 15.6 КоАП РФ и другие). Это же происходит и в отношении многих других норм, регулирующих административные правоотношения в различных сферах экономики России.

В связи с  введением в административные правоотношения такого субъекта, как юридическое  лицо, были скорректированы и многие нормы административного права. Так, на основании п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Кроме того, согласно п.3 ст.2.1 КоАП РФ появилась норма о том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Интересна также  следующая правовая норма, появившаяся  в КоАП РФ в связи с возможностью возложения административной ответственности на юридических лиц и расширяющая границы применения административной ответственности. Это означает, что к административной ответственности могут также привлекаться юридические лица в случаях, когда лицо, на которое возлагается ответственность, в КоАП РФ четко не определено как физическое или юридическое. Так, в соответствии с п.2 ст.2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях разд.I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Возможность привлечения  к ответственности юридических  лиц вызвало необходимость введения норм об административной ответственности  при реорганизации юридических  лиц. Так, на основании п.п.3 - 6 ст.2.10 КоАП РФ:

1) при слиянии  нескольких юридических лиц к  административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо;

2) при присоединении  юридического лица к другому  юридическому лицу к административной  ответственности за совершение  административного правонарушения  привлекается присоединившее юридическое  лицо;

3) при разделении  юридического лица или при  выделении из состава юридического  лица одного или нескольких  юридических лиц к административной  ответственности за совершение  административного правонарушения  привлекается то юридическое  лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

4) при преобразовании  юридического лица одного вида  в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо.

Таким образом, согласно КоАП РФ, субъектами административных правонарушений теперь могут быть:

1) юридические  лица;

2) индивидуальные  субъекты: граждане и лица, обладающие  специальным административно-правовым  статусом (должностные лица, военнослужащие  и др).

Административной  ответственности, согласно п.1. ст.2.3. КоАП РФ подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

Законодатель  также указал, что с учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних (п.2. ст.2.3. КоАП РФ).

Субъективная  сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла или неосторожности (ст.2.2. КоАП РФ). Наличие умышленной вины служит, как правило, основанием для наложения на виновного более строгого взыскания.

Что касается должностных  лиц, то они, согласно ст.2.4.КоАП, подлежат ответственности в случае совершения административных правонарушений в  связи с неисполнением или  ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами и специальными нормативными правовыми актами (ст.2.5. КоАП РФ).

На основании  п.1 ст.3.2 КоАП РФ к юридическим лицам могут быть применены следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный  штраф; 

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения.

Сразу оговоримся, что размер административной ответственности  юридических лиц за совершение ими  административных правонарушений, как  правило, в несколько раз выше, чем предусмотрен за аналогичные  правонарушения для физических лиц.

Коренные изменения  внесены в правовое регулирование  административных правоотношений различных  сфер и аспектов предпринимательской  деятельности.

3.Процессуальные  основания административной ответственности

Прежде всего, отметим, что в новом Кодексе  об административных правонарушениях  значительное внимание уделено усилению гарантий законности при производстве по делам об административных правонарушениях  в целях обеспечения таких  основополагающих принципов, как всесторонность, полнота и объективность выяснения  всех обстоятельств совершенного правонарушения, соблюдение прав граждан, привлекаемых к ответственности, законность и  справедливость принимаемых решений.

В этих целях  детально определено правовое положение  участников производства по данным делам. Расширен круг дел, при рассмотрении которых личное участие правонарушителя  является обязательным (например, при  рассмотрении дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними  либо правонарушений, совершение которых  влечет административное наказание  в виде ареста, административного  выдворения за пределы Российской Федерации, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения).

Допускается возможность  рассмотрения дел об административных правонарушениях не только по месту  совершения правонарушения, но и по месту жительства лица, в отношении  которого ведется производство по делу.

Усилена охрана прав потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами  дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, обжаловать принимаемые решения  по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении производится по правилам, предусмотренным ст. 28.1-28.5 Кодекса, соответствующим должностным  лицом или прокурором. Это могут  быть должностные лица органов внутренних дел; органов, осуществляющих государственную  регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; органов, уполномоченных в области банкротства и финансового  оздоровления; таможенных органов; прокурор. Подробный перечень уполномоченных должностных лиц приведен в ст. 28.3 КоАП РФ.

После возбуждения  дела и составления протокола  об административном правонарушении дела по вышеназванным правонарушениям  передаются в арбитражный суд (ст. 28.8 Кодекса) с заявлением соответствующего органа, должностного лица, в котором  содержится требование о привлечении  лица к административной ответственности.

Новым КоАП РФ введена новая форма производства - административное расследование. Оно осуществляется по правонарушениям в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, то есть по делам, по которым необходимо проведение экспертизы и иных сложных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

В целях повышения  результативности административно-процессуальной деятельности, обеспечения наиболее полного установления истины по делам  об административных правонарушениях  в Кодексе установлена ответственность  за неисполнение процессуальных обязанностей (процессуальная ответственность) свидетелей, специалистов, экспертов и переводчиков (ст. 17.9) за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений или заведомо неправильный перевод.

После поступления  заявления вместе с протоколом судья  выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству и подготовке его  к рассмотрению (ст. 29.1, 29.4 Кодекса  РФ об административных правонарушениях).

Общим положением о доказательствах и их видам  посвящены ст.26.2-26.11 КоАП РФ. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

Виновность - важнейший признак правонарушения. «Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц» Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко, -М., 1996. С.454..

«Правонарушения в обществе, как правило, являются следствием антиобщественных взглядов и побуждений отдельных лиц. Вина и выступает в качестве такой  категории, которая отражает наличие  такого рода взглядов и побуждений или, во всяком случае, - наличие неуважительного, пренебрежительного отношения правонарушителя  к нормам общественной жизни, к правам и интересам других лиц, словом, изъянов  в его идейно волевой позиции» Алексеев С.С. Проблемы теории права. В 2-х томах. Свердловск, 1972, T.I. С.355..

Если вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица к совершенному им противоправному деянию, то вопрос о вине юридического лица решен по-иному. В статье 2.1 Кодекса указано: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Согласно Кодексу  административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Предусмотрена  возможность освобождения от ответственности  лиц в возрасте от 16 до 18 лет с  применением к ним мер, предусмотренных  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних.

Должностное лицо (в примечании к ст. 2.4 Кодекса определено понятие должностного лица) подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В Кодексе определены особенности применения мер административной ответственности к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статья 2.10 Кодекса  подробно определяет общие начала применения административной ответственности  к юридическим лицам, имея в виду, в частности, применение санкций  соответствующих норм Особенной  части Кодекса.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.7 Кодекса и подробно регламентирован.

Дело об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.6 рассматривается пятнадцатидневный  срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Информация о работе Административная ответственность