Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:58, курсовая работа
Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны. Современная ситуация в области обеспечения законности и правопорядка в экономике остается весьма сложной. Совершаемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами.
Введение 3
Глава I. Административное правонарушение как
основание административной ответственности 7
Административное правонарушение:
понятие, особенности (признаки), состав 7
Административные правонарушения
в области предпринимательской деятельности 19
Глава II. Административная ответственность
как вид юридической ответственности 29
Понятие и особенности административной ответственности 29
Административные наказания: понятие, виды,
принципы наложения 44
Глава III. Производство по делам об административных
правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности 55
Правовое регулирование производства по делам
об административных правонарушениях 55
Материально-правовые и процессуальные особенности
производства по делам об административных
правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности 65
Заключение 78
Список использованной литературы
КРФоАП РФ, напротив, не содержит однозначного упоминания границы ответственности юридических лиц при реорганизации. Из пункта 8 ст. 2.10 косвенно следует, что административные наказания применяются к юридическому лицу только до завершения его реорганизации. Тем не менее пункт 7 этой же статьи гласит, что при реорганизации в ее различных формах административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. По существу, данная норма допускает возможность наступления ответственности вновь образованного (реорганизованного) юридического лица без вины.
Итак, рассмотрение вины юридического лица с объективных позиций, с акцентом на противоправность позволяет сделать вывод о том, что вина юридического лица связана не с чем иным, как с выходом его за пределы отведенной праводееспособности либо ненадлежащим распоряжением ею.
Рассмотрение вины юридического лица как элемента субъективной стороны состава правонарушения (финансовое и налоговое право) посредством субъективного подхода как продукта высшей нервной деятельности людей позволяет определить вину юридического лица через вину его коллектива, но не всего коллектива, а только той его части, которая является носителем доминирующей воли и каковая и привела к совершению административного правонарушения. Носитель доминирующей в коллективе воли — администрация юридического лица, ее полномочные должностные лица, виновность которых является основой для признания организации виновной и привлечения к административной ответственности.
Таким образом, отличительные особенности субъективной стороны административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, проявляются в следующем:
во-первых, вина юридического лица в совершении административного правонарушения есть субъективное отношение к противоправному деянию коллектива этого юридического лица, но определяемое по преобладающей воле, под которой, прежде всего понимается воля администрации (органов управления) организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц имеющих право давать обязательные указания в пределах структуры юридического лица. В этом случае вина юридического лица, рассматриваемая посредством субъективного подхода как продукт высшей нервной деятельности людей, должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица;
во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена с объективных позиций, как вина организации с точки зрения государственного органа, осуществляющего наложение административного взыскания. Только государственный орган, осуществляющий административно - юрисдикционную деятельность, может и должен решить имелась ли у юридического лица объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения.
2.2. Административные наказания: понятие, виды, принципы
наложения.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами19.
Оно представляет собой карательную санкцию за противоправное поведение. Кара – это «правовой урон» привлеченному к ответственности20. Это означает, что лицо, которое подверглось административному наказанию, претерпевает определенные неблагоприятные для себя последствия. Например, лишается части своих денежных средств, уплачивая административный штраф. То есть ему причиняются определенные страдания, лишения. Но это не является самоцелью. Просто это необходимое средство воспитания и предупреждения новых правонарушений.
В характеристике административного наказания важно то, что его целью не являются:
Честь – положительная оценка нравственных, этнических, деловых, профессиональных и тому подобных качеств гражданина.
Достоинство – это не только самооценка лица, но и совокупность объективных качеств человека, которые характеризуют его репутацию в обществе.
Административное наказание подчеркивают юридический факт административной ответственности.
Их виды содержатся в статье 3.2 КРФоАП:
Это наказание морального характера. Его назначение осуществляется в порядке упрощенного производства, то есть без составления протокола.
Административный штраф может выражаться в величине кратной:
Под минимальным размером оплаты труда понимается размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, который гарантируется федеральным законом. Он устанавливается на всей территории российской Федерации федеральным законом2 и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В соответствии со статей пять данного закона базовый размер штрафа равен сто рублей.
Эти варианты определения размера штрафа устанавливаются на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Он является величиной переменной и зависящий от условий развития экономической жизни. Так как с учетом темпов инфляции минимальный размер оплаты труда постоянно корректируется и соответственно меняется размер штрафа.
Его размер не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда, а максимальный – зависит от порядка исчисления, от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Так, для граждан он не может быть более двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; для должностных лиц – пятидесяти; для юридических – тысячи минимальных размеров оплаты труда. Исходя из стоимости предмета административного правонарушений, суммы неуплаченных налогов и сборов его размер не может превышать трехкратный размер стоимости предмета, суммы неуплаченных налогов и сборов. А, исходя из стоимости валютной операции, штраф исчисляется в рублях по официальному курсу банка России на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении1.
В
некоторых случаях для
Поскольку административное наказание является мерой ответственности, установленной государством за совершение административного правонарушения, и относится к мерам государственного принуждения, то штрафные суммы должны подлежать зачислению в бюджет в полном объеме1. Это новелла законодательства об административных правонарушениях.
Штраф наиболее распространенное наказание, так как предусмотрен почти за все виды административных правонарушений.
Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Он в соответствии со статьей 3.2 КРФоАП должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки или рассрочки, предусмотренных статей 31.5 настоящего Кодекса.
На
основании статьи 20.25 КРФоАП неуплата
административного штрафа в указанный
срок влечет наложение административного
штрафа в двукратном размере суммы
неуплаченного
Составов административных правонарушений, в которых установлено наказание данного вида немного.
Однако возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
При конфискации в административном порядке в собственность государства обращается лишь предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а не вообще имущество нарушителя1.
Она назначается только судом. Была учтена правовая позиция Конституционного суда, которая состоит, что конфискация имущества возможна только на основании судебного решения, а не во внесудебном порядке2.
Специфика данной меры наказания состоит в том, что она не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основными источниками средств к существованию. Но распространяется на случаи конфискации не любых орудий и предметов административного правонарушения, а только на охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства.
К конфискации не относят изъятие орудия или предмета из незаконного владения лица, которое совершило административное правонарушение. В этом случае оно подлежит либо возврату законному владельцу в соответствии с нормами федерального закона, либо обращению в собственность государства или уничтожению в установленном порядке, если изъяты из оборота (например, взрывчатые вещества) либо находятся в противоправном владении по иным основаниям.
Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Это не только указывает на объективную сторону административного правонарушения, но и на применение его в исключительных случаях.
Лишение специального права назначается только судьей. Раньше Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предоставлял такое право различным надзорным органам.
Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер. Назначается в пределах санкций статей Особенной части. Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более шестьдесят километров в час может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев1. Законодателем определены минимальные и максимальные временные границы: минимальный срок не может быть меньше одного месяца, а максимальный - более двух лет.
Информация о работе Административная ответственность индивидуальных предпринимателей