Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 10:11, контрольная работа
Неисполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.
Часть первая Налогового кодекса РФ содержит также ясное определение вины юридического лица при нарушении законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 110 НК РФ): вина юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Аналогично
различаются Налоговым кодексом
РФ и формы вины юридического лица — прямой
и косвенный умысел (осознание
Поскольку для привлечения к административной ответственности в соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ вина любого лица, в том числе организации, в нарушении законодательства о налогах и сборах должна быть установлена вступившим в законную силу решением суда, то административный штраф, будучи мерой ответственности, принудительно может быть взыскан с юридического лица только по результатам судебного разбирательства.
Поэтому Налоговый кодекс РФ не содержит процессуальной основы, опираясь на которую налоговый орган должен доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении. Указано лишь, что виновность должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, но не указано, какой это закон. Конституционным Судом РФ это противоречие уже было разрешено, хотя и по другому поводу: ч. 2 п. 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П, принятого относительно Закона о применении контрольно-кассовых машин, установлено, что суд или иной орган, обладающий административной юрисдикцией, не лишены возможности рассматривать такие дела в надлежащей процедуре: «…в данном случае должно применяться процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных отношений (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР). При этом подлежит доказыванию как сам факт совершения соответствующего правонарушения, так и степень вины правонарушителя».
Вместе
с тем законодательство об административной
ответственности юридических лиц содержит
некоторые исключения, когда возможна
ответственность без вины. В КоАП РФ содержатся
такие случаи. Это, прежде всего, указанные
в ст. 2.10 ситуации административной ответственности
юридических лиц при реорганизации(слиянии,
преобразовании, разделении, выделении,
присоединении). Все эти случаи связаны
с прекращением деятельности правонарушителя
и появлением у него одного или нескольких
правопреемников, которые самостоятельно
несут административно-правовую ответственность
только за собственные деяния.
Понятие «правопреемство» является гражданско-правовым;
в административном праве, и в таможенном
в частности, оно как правовой институт
отсутствует, отсутствует также и законодательно
данная оговорка об использовании в правоприменительной
деятельности терминов и понятий гражданского
права. Но она совершенно необходима, поскольку
п. 3 ст. 2 ГК РФ гласит: «К имущественным отношениям,
основанным на административном или ином
властном подчинении одной стороны другой,
в том числе к налоговым и другим финансовым
и административным отношениям, гражданское
законодательство не применяется, если иное
не предусмотрено законодательством».
Такая оговорка имеется в ст. 11 Налогового кодекса РФ, согласно которой «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
Например,п.2ст.50НК РФ
Таким
образом, в предмет доказывания по делу
об административном правонарушении входит
момент привлечения правонарушителя к ответственности:
до или после реорганизации. Если привлечение
к ответственности произошло после завершения
реорганизации, то административное наказание
в виде штрафа за нарушение законодательства
о налогах и сборах исключается, поскольку
организация-правонарушитель перестает
к этому моменту существовать как юридическое
лицо, а ее права и обязанности(но не
Если привлечение к имущественной административной ответственности состоялось до реорганизации, но фактического имущественного исполнения не произошло, возможно обращение взыскания на имущество правопреемника, но привлекать его к ответственности за правонарушение, совершенное его предшественником, неправомерно, так как вина отсутствует, за исключением некоторых согласованных умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и сборов.
КоАП
РФ, напротив, не содержит однозначного
упоминания границы ответственности юридических
лиц при реорганизации. Из п. 8 ст. 2.10 косвенно
следует, что административные наказания
применяются к юридическому лицу только
до завершения его реорганизации. Тем не менее
п. 7 этой же статьи гласит, что при реорганизации
в ее различных формах административная
ответственность за совершение административного
правонарушения наступает независимо
от того, было ли известно привлекаемому
к административной ответственности юридическому
лицу о факте административного правонарушения
до завершения реорганизации. По существу,
данная норма допускает возможность наступления
ответственности вновь образованного (
Правоприменителем данная норма может быть истолкована как возможность привлечь вновь возникшую организацию-правопреемника к ответственности за административное правонарушение, совершенное когда-либо реорганизуемым юридическим лицом. Подразумевается, что возможна ответственность и после реорганизации, но в пределах срока давности.
Рассмотрение
вины юридического лица как элемента субъективной
стороны состава правонарушения(финансовое и
Таким образом, отличительные особенности субъективной стороны административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, проявляются в следующем:
-во-первых,
вина юридического лица в совершении административного
правонарушения есть субъективное отношение
к противоправному деянию коллектива этого
юридического лица, но определяемое по преобладающей
воле, под которой прежде всего понимается
воля администрации (органов
-во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена с объективных позиций как вина организации с точки зрения государственного органа, осуществляющего наложение административного взыскания. Только государственный орган, осуществляющий административно-юрисдикционную деятельность, может и должен решить, имелась ли у юридического лица объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения.
Информация о работе Административная ответственность должностных лиц