Административная ответственность члена конкурсной комиссии за нарушения в сфере размещения заказов в Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

В ходе развития современного отечественного законодательства о государственных и муниципальных заказах наибольшее внимание, как известно, изначально уделялось стадии размещения заказов, под которым понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с целью заключения с ними контрактов. Регулируются данные отношения Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94-ФЗ).

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЗАКУПКАМ итог.docx

— 37.46 Кб (Скачать)

 

Южно-Российский институт –  филиал РАНХиГС

Центр повышения квалификации

Сектор  обучения в сфере размещения заказов  и проведения торгов

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:  АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНА КОНКУРСНОЙ (АУКЦИОННОЙ, КОТИРОВОЧНОЙ, ЕДИНОЙ) КОМИССИИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

г.Ростов-на-Дону

2011

 

 

Общие положения

В ходе развития современного отечественного законодательства о  государственных и муниципальных  заказах наибольшее внимание, как  известно, изначально уделялось стадии размещения заказов, под которым  понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с целью  заключения с ними контрактов. Регулируются данные отношения Федеральным законом  от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94-ФЗ).

Статья 62 Закона предусматривает «дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

В целях соблюдения правовых норм российского законодательства, регулирующих данную сферу, а так  же недопущения нарушений законных интересов и прав участников размещения заказа были внесены поправки и в  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее  – КоАП).

Административная ответственность  – это вид административного  принуждения, наступающий только за виновные деяния (правонарушения).

Исходя из общих положений, пункт 1 статьи 2.1. Кодекса трактует административное правонарушение как  противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

В этой связи Федеральным  законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу отдельных положений  законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием  Федерального закона «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен нормами, устанавливающими административную ответственность за определенные нарушения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Глава 7 Кодекса "Административные правонарушения в области охраны собственности" была дополнена ст. 7.29-7.32.

Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» были внесены изменения,  выраженные в определении величины административного штрафа в конкретном цифровом исчислении.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 218-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) «О внесении изменений в Федеральный закон  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд» и отдельные законодательные  акты Российской Федерации» увеличил размеры административных штрафов  за нарушения в сфере размещения государственного заказа в десятки  раз.

Представляется, что в  основе подхода, связанного с расширением  составов административных правонарушений и ужесточением административной ответственности, лежит стремление законодателя не допустить правонарушений в рассматриваемой сфере "под страхом наказания".

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 22.08.2009, были опять внесены существенные изменения и дополнения в статьи 2.4, 3.5, 7.30, 7.31, 7.32 КоАП РФ, а также введены совершенно новые виды административных правонарушений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Одна из категорий субъектов  правонарушений в сфере размещения заказов -    члены конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии (далее - комиссия). Именно административной ответственности данной категории субъектов посвящена данная работа.

 

В настоящее время КоАП РФ содержит 7 норм, предусматривающих применение мер административной ответственности к членам комиссий (ч.2, 2.1, 6, 7, 8, 13, 14 статьи 7.30 КоАП РФ  - нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд). Формулировка составов правонарушений и размер штрафов по каждому составу представлены в таблице №1.                     Таблица №1.

Нарушение членом комиссии

-порядка вскрытия конвертов с заявками,

-порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе,

-нарушение членом комиссии порядка отбора участников торгов,(в том числе отказ в допуске к участию по основаниям, не предусмотренным законодательством)

либо нарушение членом комиссии порядка проведения аукциона

ч. 2 ст. 7.30 КоАП

штраф = 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не < 5 тысяч рублей и  не > 30 тысяч рублей.

Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса  котировок

п. 2.1 ст. 7.30 КоАП

10 тысяч рублей

Отклонение членом комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным  законодательством о размещении заказов и (или) рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с 94-ФЗ должна быть отклонена

ч. 6 ст. 7.30 КоАП

штраф в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта.

Выбор членом комиссии победителя торгов, запроса котировок с нарушением требований 94 - ФЗ

ч. 7 ст. 7.30 КоАП

50 тысяч рублей

Сокращение членом комиссии сроков подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок 

ч. 8 ст. 7.30 КоАП

30 тысяч рублей

Нарушение членом комиссии сроков, предусмотренных 94-ФЗ подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, не более чем на два рабочих дня

ч. 13 ст. 7.30 КоАП

3 тысячи рублей

Нарушение членом комиссии сроков, предусмотренных 94-ФЗ для подписания протоколов при  проведении конкурса, аукциона, запроса  котировок, более чем на два рабочих дня

ч. 14 ст. 7.30 КоАП

30 тысяч рублей


 

Полномочия членов комиссий определены ч.6-8 ст.7 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч.6 ст.7 Закона  конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами РФ заявкам на участие в конкурсе, отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение  победителя конкурса, ведение протокола  вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме  электронных документов заявкам  на участие в конкурсе, протокола  рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

 Аукционной комиссией  осуществляются рассмотрение заявок  на участие в аукционе и  отбор участников аукциона, ведение  протокола рассмотрения заявок  на участие в аукционе.

 Котировочной комиссией  осуществляются предварительный  отбор участников размещения  заказа, ведение протокола рассмотрения  заявок на участие в предварительном  отборе в случаях, предусмотренных  настоящим Законом, а также  рассмотрение, оценка и сопоставление  котировочных заявок и определение  победителя в проведении запроса  котировок, ведение протокола  рассмотрения и оценки котировочных  заявок.

Сравнительный анализ норм  ст.7.30 КоАП РФ и ч.6-8 ст.7 Закона №94-ФЗ показывает, что административная ответственность  установлена практически по каждому  полномочию комиссии.

Органы и должностные  лица, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях членов комиссий

Существующий порядок  рассмотрения дел об административных правонарушениях в  отношении членов комиссий не имеет каких-либо отличительных признаков от общего процессуального порядка рассмотрения административных дел.

Во-первых, согласно общему порядку рассмотрения дел уполномоченному  органу необходимо установить, является ли допущенное нарушение законодательства в сфере размещения государственного заказа административным правонарушением.

Во-вторых, необходимо установить форму вины, поскольку нарушение  может быть совершено умышленно  либо по неосторожности.

Кроме того, следует установить обстоятельства, смягчающие, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе давность привлечения  к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере размещения заказов составляет один год с момента совершения правонарушения, а для длящихся правонарушений – с момента обнаружения правонарушений.

В статье 23.66 КоАП РФ перечислены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.29, 7.30, частью 1 статьи 7.31, статьей 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса.

Рассматривать данные дела вправе:

1) руководитель федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного  на осуществление контроля в  сфере размещения заказов на  поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд, и его  заместители;

2) руководители структурных  подразделений федерального органа  исполнительной власти, уполномоченного  на осуществление контроля в  сфере размещения заказов на  поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд, и их  заместители;

3) руководители территориальных  органов указанного в пункте 2 настоящей части органа и их заместители;

4) руководители органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, уполномоченных  на осуществление контроля в  сфере размещения заказов для  государственных или муниципальных  нужд, и их заместители;

5) руководители структурных  подразделений органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, уполномоченных на  осуществление контроля в сфере  размещения заказов на поставки  товаров, выполнение работ, оказание  услуг для государственных или  муниципальных нужд, и их заместители.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные  лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" полномочиями на осуществление контроля в указанной сфере, за исключением государственного оборонного заказа, наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Соответствующие изменения внесены в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и  через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в  том числе уполномоченными на осуществление контроля в сфере  размещения заказов, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения о ФАС России). Приказом ФАС России от 15 декабря 2006 г. N 324 (с изм. и доп.) утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

На основании актов органов власти субъектов РФ на территории субъектов РФ наряду с территориальным органом ФАС, действует соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации в данной сфере.

Некоторые аспекты  административной ответственности  членов комиссии.

1. В отношении вины членов комиссий

 В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, необходимым условием привлечения члена комиссии к административной ответственности является установление факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) служебных обязанностей, который, в свою очередь, может быть установлен на основании   соответствующего документа, регламентирующего служебные обязанности члена комиссии, привлекаемого  к административной ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ таким документом является Положение о соответствующей комиссии. В этой связи представляет интерес судебное дело по обжалованию секретарем комиссии  постановления о назначении административного наказания. В Обзоре Саратовского областного суда за 2010 год приведен пример   правомерного прекращения дела за отсутствием состава административного правонарушения в связи с тем, что в рамках рассмотрения дела суд пришел к выводу, что лицо, привлеченное к административной ответственности являлся секретарем комиссии без права голоса (это усматривалось из положения о комиссии), в связи с чем не должен был отвечать за принятое комиссией решение.

2. В отношении статуса членов комиссий как должностных лиц

В связи с вступлением 22.08.2009 в силу Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"    членам комиссий придан статус должностных лиц.   В примечание к ст.2.4 КоАП РФ   внесены изменения следующего содержания: «Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии,  несут административную ответственность как должностные лица».

Информация о работе Административная ответственность члена конкурсной комиссии за нарушения в сфере размещения заказов в Российской федерации