Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:50, реферат
В ходе развития современного отечественного законодательства о государственных и муниципальных заказах наибольшее внимание, как известно, изначально уделялось стадии размещения заказов, под которым понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с целью заключения с ними контрактов. Регулируются данные отношения Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94-ФЗ).
Южно-Российский институт – филиал РАНХиГС
Центр повышения квалификации
Сектор обучения в сфере размещения заказов и проведения торгов
ТЕМА: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНА КОНКУРСНОЙ (АУКЦИОННОЙ, КОТИРОВОЧНОЙ, ЕДИНОЙ) КОМИССИИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ростов-на-Дону
2011
Общие положения
В ходе развития современного
отечественного законодательства о
государственных и
Статья 62 Закона предусматривает «дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».
В целях соблюдения правовых норм российского законодательства, регулирующих данную сферу, а так же недопущения нарушений законных интересов и прав участников размещения заказа были внесены поправки и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП).
Административная
Исходя из общих положений, пункт 1 статьи 2.1. Кодекса трактует административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В этой связи Федеральным
законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ «О внесении
изменений в некоторые
Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» были внесены изменения, выраженные в определении величины административного штрафа в конкретном цифровом исчислении.
Федеральный закон от 24.07.2007
№ 218-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) «О внесении
изменений в Федеральный закон
«О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
Представляется, что в основе подхода, связанного с расширением составов административных правонарушений и ужесточением административной ответственности, лежит стремление законодателя не допустить правонарушений в рассматриваемой сфере "под страхом наказания".
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 22.08.2009, были опять внесены существенные изменения и дополнения в статьи 2.4, 3.5, 7.30, 7.31, 7.32 КоАП РФ, а также введены совершенно новые виды административных правонарушений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.
Одна из категорий субъектов правонарушений в сфере размещения заказов - члены конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии (далее - комиссия). Именно административной ответственности данной категории субъектов посвящена данная работа.
В настоящее время КоАП РФ содержит 7 норм, предусматривающих применение мер административной ответственности к членам комиссий (ч.2, 2.1, 6, 7, 8, 13, 14 статьи 7.30 КоАП РФ - нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд). Формулировка составов правонарушений и размер штрафов по каждому составу представлены в таблице №1. Таблица №1.
Нарушение членом комиссии -порядка вскрытия конвертов с заявками, -порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, -нарушение членом комиссии порядка отбора участников торгов,(в том числе отказ в допуске к участию по основаниям, не предусмотренным законодательством) либо нарушение членом комиссии порядка проведения аукциона |
ч. 2 ст. 7.30 КоАП |
штраф = 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не < 5 тысяч рублей и не > 30 тысяч рублей. |
Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок |
п. 2.1 ст. 7.30 КоАП |
10 тысяч рублей |
Отклонение членом комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов и (или) рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с 94-ФЗ должна быть отклонена |
ч. 6 ст. 7.30 КоАП |
штраф в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта. |
Выбор членом комиссии победителя торгов, запроса котировок с нарушением требований 94 - ФЗ |
ч. 7 ст. 7.30 КоАП |
50 тысяч рублей |
Сокращение членом комиссии сроков подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок |
ч. 8 ст. 7.30 КоАП |
30 тысяч рублей |
Нарушение членом комиссии сроков, предусмотренных 94-ФЗ подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, не более чем на два рабочих дня |
ч. 13 ст. 7.30 КоАП |
3 тысячи рублей |
Нарушение членом комиссии сроков, предусмотренных 94-ФЗ для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, более чем на два рабочих дня |
ч. 14 ст. 7.30 КоАП |
30 тысяч рублей |
Полномочия членов комиссий определены ч.6-8 ст.7 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч.6 ст.7 Закона
конкурсной комиссией осуществляются
вскрытие конвертов с заявками на
участие в конкурсе и открытие
доступа к находящимся в
Аукционной комиссией
осуществляются рассмотрение
Котировочной комиссией
осуществляются
Сравнительный анализ норм ст.7.30 КоАП РФ и ч.6-8 ст.7 Закона №94-ФЗ показывает, что административная ответственность установлена практически по каждому полномочию комиссии.
Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях членов комиссий
Существующий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении членов комиссий не имеет каких-либо отличительных признаков от общего процессуального порядка рассмотрения административных дел.
Во-первых, согласно общему порядку рассмотрения дел уполномоченному органу необходимо установить, является ли допущенное нарушение законодательства в сфере размещения государственного заказа административным правонарушением.
Во-вторых, необходимо установить форму вины, поскольку нарушение может быть совершено умышленно либо по неосторожности.
Кроме того, следует установить обстоятельства, смягчающие, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе давность привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере размещения заказов составляет один год с момента совершения правонарушения, а для длящихся правонарушений – с момента обнаружения правонарушений.
В статье 23.66 КоАП РФ перечислены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.29, 7.30, частью 1 статьи 7.31, статьей 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса.
Рассматривать данные дела вправе:
1) руководитель федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного
на осуществление контроля в
сфере размещения заказов на
поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для
2) руководители структурных
подразделений федерального
3) руководители территориальных органов указанного в пункте 2 настоящей части органа и их заместители;
4) руководители органов
исполнительной власти
5) руководители структурных
подразделений органов
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" полномочиями на осуществление контроля в указанной сфере, за исключением государственного оборонного заказа, наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Соответствующие изменения внесены в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331.
ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в том числе уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения о ФАС России). Приказом ФАС России от 15 декабря 2006 г. N 324 (с изм. и доп.) утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.
На основании актов органов власти субъектов РФ на территории субъектов РФ наряду с территориальным органом ФАС, действует соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации в данной сфере.
Некоторые аспекты административной ответственности членов комиссии.
1. В отношении вины членов комиссий
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, необходимым условием привлечения члена комиссии к административной ответственности является установление факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) служебных обязанностей, который, в свою очередь, может быть установлен на основании соответствующего документа, регламентирующего служебные обязанности члена комиссии, привлекаемого к административной ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ таким документом является Положение о соответствующей комиссии. В этой связи представляет интерес судебное дело по обжалованию секретарем комиссии постановления о назначении административного наказания. В Обзоре Саратовского областного суда за 2010 год приведен пример правомерного прекращения дела за отсутствием состава административного правонарушения в связи с тем, что в рамках рассмотрения дела суд пришел к выводу, что лицо, привлеченное к административной ответственности являлся секретарем комиссии без права голоса (это усматривалось из положения о комиссии), в связи с чем не должен был отвечать за принятое комиссией решение.
2. В отношении статуса членов комиссий как должностных лиц
В связи с вступлением 22.08.2009 в силу Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" членам комиссий придан статус должностных лиц. В примечание к ст.2.4 КоАП РФ внесены изменения следующего содержания: «Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, несут административную ответственность как должностные лица».