Административная юстиция в Украине

Автор: h*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Одной из характерных черт развития современного государства является постоянный рост важности деятельности публичной администрации. В ХХ веке органы публичной власти дополнительно к своей традиционной задаче гарантирования законности и порядка взяли на себя выполнение ряда функций, направленных на обеспечение благосостояния граждан, развитие материальных и социальных условий их жизни. Важной особенностью такой деятельности государства является то, что она должна иметь правовую форму - любое действие или решение органа власти должно базироваться на праве.

Содержание

Административная юстиция в Украине: материальный, ……………..3
процессуальный и организационный аспекты.
Общая характеристика административных процедур по……………..12 предоставлению административных услуг.
Процессуальный статус участников административного……………..17 судопроизводства.
4. Список использованной литературы……………………………………21

Работа содержит 1 файл

Понятие административной юстиции.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Правовое закрепление организационный и частично материальный аспекты получают в нормах о судоустройстве. Формальный аспект и основная часть материального аспекта находят отражение в соответствующих процессуальных законах, в частности законах (кодексах) об административном судопроизводстве.  
 
 
 
 
 

2. Общая характеристика  административных  процедур по предоставлению  административных  услуг. 

       Административно-правовое регулирование механизма реализации полномочий органов исполнительной власти – значимое направление административной реформы. Правовой механизм реализации полномочий органов исполнительной власти является важнейшей составляющей административной реформы, он основан в первую очередь на конституционных предписаниях, а также иных правовых актах и нормах, преимущественно административно-правового характера. Процедура служит выражением специфических юридических режимов применения права. В широком смысле процедурные механизмы характерны для нормативного регулирования вообще, и поэтому правовые процедуры рассматриваются как особый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности. В специальной литературе управленческий и административный процессы нередко отождествляются, иногда выделяются собственно управленческие процедуры. Административная процедура представляет собой нормативно установленный порядок последовательного осуществления уполномоченными субъектами права согласованных действий по реализации их компетенций, законодательных и иных правовых актов.

     Поскольку целью установления административной процедуры является выполнение государственных функций и оказание публичных услуг, постольку ее назначение – ограничивать произвольное административное усмотрение и вводить легальные критерии действий служащих, должностных лиц, государственных и муниципальных структур, граждан и юридических лиц. Упорядочение деятельности придает ей открытый и заранее предсказуемый характер, а, следовательно, способствует ее эффективности, прозрачности и демократичности.

     В ряде зарубежных государств административные процедуры закреплены на нормативном  уровне. В частности, в США в 1946 г. был принят закон о правилах административной процедуры (действует в редакции 1984 г.), в ФРГ также действует закон об административной процедуре 1976 г., в Швейцарии – Федеральный закон об административных процедурах 1968 г., в Испании – Закон о правовом режиме публичных администраций и общей административной процедуре 1992 г. Законы об административных процедурах действуют в Австрии (1928 г.), Польше (1930 г., 1960 г.), Чехословакии (1930 г., 1955 г.), Франции (1956 г.), Японии (1993 г.) и других странах.

     В Законе США содержатся положения, регулирующие порядок информирования граждан о деятельности администрации, порядок административного нормотворчества и квазисудебной деятельности соответствующих учреждений. Многие штаты в США имеют свои законы об административной процедуре.

     В ФРГ действует Закон об административной процедуре, регламентирующий издание индивидуальных административных актов. Согласно этому закону, «административным актом является распоряжение, решение или иное односторонне-властное действие, которые совершают компетентные учреждения в целях регулирования индивидуальных отношений в области публичного права и которые направлены вовне». Закон определяет способы опубликования издаваемых актов и обеспечения их действия, условия их действия, способы исправления ошибок административного производства, порядок изъятия административного акта с допущенными ошибками и введения в действие исправленного акта.

     Из  стран Содружества Независимых  Государств наибольшего успеха достиг в данной области Казахстан, в  котором также действует Закон  № 107-II от 27 ноября 2000г. «Об административных процедурах» с изменениями, внесенными 12 марта 2004г. В 2004г. аналогичный закон был принят в Киргизии. В Белоруссии Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006г. утвержден перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов.

     В 1990-е годы в ряде стран Европейского Союза были приняты специальные  акты, в которых устанавливаются  общие требования и стандарты  качества оказания публичных услуг: Citizen’s Charter в Великобритании, Carta del servizi в Италии, La Charte des Services Publics во Франции.

     Что вообще означает «административная процедура» и «административная услуга»?

     Административная  процедура - последовательность действий органа исполнительной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.

     Административная  услуга - это услуга, которая является результатом осуществления полномочий органами власти и местного самоуправления по принятию определенного административного акта в ответ на обращение физического или юридического лица. К таким услугам относятся регистрация, получение разрешения, лицензии, получение сертификата, согласование, справка, подтверждение и иного рода документы. Попросту говоря, каждый орган власти, будь то центральный или местный, осуществляет определенный вид деятельности, каждый в своем четко определенном направлении и в пределах своей компетенции. В соответствии к компетенции эти органы должны давать определенную информацию или документ.

     На  данный момент в Украине  Президент Украины инициирует реформу сферы предоставления государством административных услуг гражданам. Результатом данного инициирования является внесение изменений в постановления Кабинета министров Украины, регламентирующих предоставления административных услуг, таких как,  Постановление Кабинета Министров Украины от 27 мая 2009 N 532 "Об утверждении Положения о Реестре государственных и административных услуг", Постановление Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 N 724 "Некоторые вопросы предоставления государственных платных (административных) услуг, выдачи документов разрешительного характера", Постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 N 737 "О мерах по упорядочению государственных, в том числе административных услуг".

     Данными постановлениями вводится понятие  – стандарт государственной услуги - это акт, который выдается субъектом в соответствии с нормативно-правовых актов, определяющих порядок предоставления государственной услуги, и содержит информацию об административной услуге и процедуру ее предоставления, включая условия и ответственных лиц. Устанавливать стандартом государственной услуги права и обязанности граждан запрещается. Разработан и внедрен перечень административных услуг. К административным услугам относится:

     -  выдача лицензий, разрешений и других документов разрешительного характера, сертификатов, свидетельств, аттестатов, свидетельств;

     - регистрация (фактов, субъектов, прав, объектов, в том числе легализация субъектов и актов (документов), нострификация и верификация);

     - другие виды деятельности независимо от названия, в результате осуществления которых заинтересованным физическим и юридическим лицам, а также объектам, находящимся в собственности, владении или пользовании таких лиц, предоставляется либо подтверждается определенный юридический статус и / или факт.

     К административным услугам не относится контрольная деятельность (проведение проверки, ревизии, инспекции и т.п.), образовательные, медицинские и хозяйственные услуги, которые предоставляются органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.

     В постановлении указана необходимость  по принятию мер к функционированию «единого окна» - организационной формы предоставления административных услуг, которая предусматривает проведение всех процедур, необходимых для предоставления государственной услуги должностными лицами субъекта, при условии получения от получателя всех документов, необходимых для предоставления такой услуги (кроме административных услуг, для которых специальными законами предусмотрено их предоставления по принципу организационного единства), а также недопущение образования очередей, в частности путем использования механизма предварительной записи, прозрачной (нумерованный) очереди.

     Согласно  данному постановлению в Крыму  одним из первых регионов Украины  был открыт Единый разрешительный центр, деятельность которого должна была предусматривать  выдачу разрешительных документов по принципу «единого окна» для улучшения и эффективного ведения и регистрации бизнеса. Но, к сожалению, не всегда теория соответствует практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Процессуальный статус  участников административного  судопроизводства.

     Многообразие  административно-процессуальной деятельности предопределяет весьма значительное число ее субъектов. Прежде всего, это обусловлено тем обстоятельством, что административно-процессуальная сфера охватывает своим воздействием практически все стороны жизни общества.

     В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов (должностных лиц) и граждан, участников производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на несколько групп:

     1. Компетентные органы и должностные  лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, которые влияют на исход дела. Например, к таким органам и должностным лицам следует отнести: во-первых, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III КУоАП); во-вторых, лиц, имеющих право составлять протокол об административных правонарушениях (ст. 255 КУоАП); в-третьих, лиц, имеющих право осуществлять процессуально-обеспечительные меры принуждения (статьи 259, 262, 264, 265, 266 КУоАП и ч. 2 ст. 268 КУоАП) и т.п.

     2.  Лица, имеющие непосредственные интересы в деле.

     К ним относятся: 1) лицо, привлекаемое к административной ответственности; 2) потерпевший и его законные представители.

     3.  Лица и органы, способствующие осуществлению производства. К данной группе участников производства относятся: свидетели, эксперты, переводчики.

     4. Иные лица и органы, способствующие  исполнению постановления по  делу, профилактике административных  правонарушений (например, общественные  организации, трудовые коллективы, администрации предприятий, учреждений, организаций и т.п.).

     Глава 21 Кодекса Украины об административных правонарушениях дает нам перечень лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, к которым относятся: 1) лицо, привлекаемое к административной ответственности; 2) потерпевший; 3) законные представители; 4) защитник; 5) свидетель; 6) эксперт; 7) переводчик.

     Рассмотрим  более подробно процессуальный статус каждого из них:

     - Лицо, привлекаемое к административной ответственности согласно ст. 268 КУоАП вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, иного специалиста в отрасли права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

     -   Потерпевший, которым согласно ст. 269 КУоАП признается лицо, которому административным проступком причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Также потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 272 КУоАП.; обжаловать постановление по делу.

     -  Законные представители — это лица, на которых по закону возложена обязанность защищать права и представлять интересы несовершеннолетнего либо взрослого гражданина, который в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно реализовать свои права (родители, усыновители, опекуны, попечители).

     - Защитник, административно-процессуальный статус которого предусматривается ст. 271 КУоАП. Защитник — это адвокат или иной специалист в области права, который по закону имеет право на оказание правовой помощи лично или по поручению юридического лица. Полномочия адвоката на участие в рассмотрении дела удостоверяются ордером, выдаваемым адвокатским объединением или соответствующим поручением на ведение дела.

     Защитник  вправе: знакомиться с материалами  дела; заявлять ходатайства; по поручению  пригласившего его лица, от его  имени подавать жалобы на решение органа (должностного лица), рассматривающего дело, а также имеет другие права, предусмотренные законами Украины (например, Законом Украины «Об адвокатуре» от 19 декабря 1992 г.).

     - Свидетель, процессуальные права и обязанности которого предусмотрены в ст. 272 КУоАП. Свидетель — это любое лицо, о котором имеются данные, что ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. То есть основной обязанностью свидетеля является дача правдивых объяснений, сообщение всех сведений, известных ему по данному делу, а также дача ответов на заданные вопросы.

Информация о работе Административная юстиция в Украине