Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:15, дипломная работа
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, принятый в 2001 году, внес существенные изменения в механизм регулирования административной ответственности, по-новому решив вопрос о законодательстве об административных правонарушениях. Как сказано в его первой статье, оно состоит из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, иные же законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат применению только после их включения в него. Составной частью этого законодательства являются международные договоры и иные договорные обязательства РК, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда РК, регулирующие административно-деликтные правоотношения.
В соответствии с этим сформулированы задачи законодательства об административной ответственности, где на первое место выдвигается задача охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Содержание
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, принятый в 2001 году, внес существенные изменения в механизм регулирования административной ответственности, по-новому решив вопрос о законодательстве об административных правонарушениях. Как сказано в его первой статье, оно состоит из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, иные же законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат применению только после их включения в него. Составной частью этого законодательства являются международные договоры и иные договорные обязательства РК, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда РК, регулирующие административно-деликтные правоотношения.
В соответствии с этим сформулированы задачи законодательства об административной ответственности, где на первое место выдвигается задача охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Нормы административного права так же, как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Целью
работы является рассмотрение понятия,
структуры и видов административно-правовых
норм.
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права так же, как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Помимо общественных отношений в сфере исполнительной деятельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера.
Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.
Вышесказанное
позволяет сформулировать следующее
определение понятия нормы
Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
Нормы
административного права
Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией или нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с применением мер административного принуждения. Кроме того, административно-правовыми нормами нередко защищаются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.
Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Согласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - часть административно-правовой нормы, содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые, в свою очередь, порождают конкретные правовые отношения.
Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.
Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой.
Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.
Санкция
- элемент административно-
Административно-правовые
нормы по различным основаниям классифицируются
на определенные виды, наиболее полно
характеризующие нормы
Виды административно-правовых норм:
- материальные и процессуальные;
- обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные;
-
территориальные,
- срочные и бессрочные.
По
предмету регулирования. Административно-правовые
нормы регулируют материальные и процессуальные
управленческие отношения. Если нормы
регулируют саму сущность управленческих
отношений, то они считаются материальными,
а если же нормы регулируют порядок реализации,
применения права, то они признаются административно-
По способу воздействия на поведение субъектов административного права. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действия, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные.
По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
Административно-правовые нормы действуют в пределах Казахстана и за его границами (нормы, регулирующие деятельность органов, организаций и должностных лиц, а также граждан Казахстана за границей). Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают следующие:
- общереспубликанские;
- местные;
-
межтерриториальные и
-
распространяющие свое
По
действию во времени административно-
Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц, общественных негосударственных объединений в сфере государственного управления; государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.
Рассматриваемая
классификация указывает
Реализация административно-правовых норм
Реализация норм административного права так же, как и норм других отраслей права, представляет собой практическое использование содержащихся в административно-правовой норме правил поведения в целях регулирования управленческих отношений в форме соблюдения, исполнения, использования, применения.
В теории права принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм. Существуют четыре формы реализации норм административного права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.
Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.
Использование
– как форма реализации административно-правовых
норм – состоит в добровольном совершении
субъектами права правомерных действий,
которые связаны с осуществлением субъективных
прав в сфере управления.
Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права.
Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.
В
отличие от других форм реализации
права применение всегда носит активный,
творческий, государственно-властный,
организующий характер, осуществляется
компетентными органами в установленном
законодательством
Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении (на основе административно-правовых норм) индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
По своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения форм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация, правоприменительность деятельности.