Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:02, курсовая работа
Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение
для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во
взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и
в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления
организацией.
1.Введение.....................................................................3
2. Себестоимость, группировка затрат и методы калькуляции...............5
2.1 Понятие и сущность себестоимости , её экономическое
значение............................5
2.2 Виды себестоимости.........................................................7
2.3 Классификация (группировка) затрат, образующие себестоимость
продукции..........................................8
2.4 Методы учета затрат и калькуляция............................10
3. Значение Положения о составе затрат и динамика его развития................12
4. Общее принципы Положения о составе затрат..........................13
5.Структура затрат. Основные элементы затрат, формирующих себестоимость
продукции (работ, услуг)....................17
5.1 Затраты предприятия.......................................................17
5.2 Материальные затраты......................................................18
5.3 Затраты на оплату труда..................................................18
5.4 Отчисления на социальные нужды.................................19
5.5 Амортизация основных фондов, НМА и прочие затраты .................19
6. Порядок формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли............................23
7. Анализ себестоимости продукции и путей её снижения..........25
8. Заключение.................................................................28
9. Список использованной литературы..........................................29
При этом необходимо учитывать, что данный перечень не является исчерпывающим.
Не случайно в п. 14 и 15 Положения о составе затрат указано, что в состав
внереализационных доходов (расходов), помимо прочих, относятся и другие
доходы (расходы), непосредственно не связанные с производством и реализацией
продукции (работ, услуг).
Наиболее полная классификация внереализационных доходов (расходов) дана в п.
14 (15) Положения о составе затрат. В остальных документах нормы, касающиеся
внереализационных доходов, дополняют либо уточняют перечень этих операций.
7. Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых,
материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие
вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по
себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и
изучения причин отклонений от него, динамических изменений; выявлений
резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный
технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и
организационного уровня производства, использование производственных
мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных
связей.
Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости
В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой
продукции, выявление резервов и экономического эффекта от ее снижения
используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее
полно охватывают все элементы процесса производства-средства, предметы труда
и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий
по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение
передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования,
удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение
административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака
и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается
по следующему составу (типовому перечню) факторов:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой,
прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных
процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и
материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие
факторы, повышающие технический уровень производства. Снижение себестоимости
может произойти при создании автоматизированных систем управления,
использования ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и
технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования
сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в
производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции,
снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение ее веса машин и
оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение
себестоимости может произойти в результате изменения в организации
производства, формах и методах труда при развитии специализации производства;
совершенствования управления производством и сокращением затрат на него;
улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического
снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов повышающих
уровень организации производства.
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования
обслуживания основного производства (например, развития поточного
производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-
технологических работ, улучшения инструментального хозяйства,
совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции).
3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к
относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации),
относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры
и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы
не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением
объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что
приводит к снижению ее себестоимости.
4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается:
изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений,
объема подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья;
изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных
(природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на
снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик
добывающих отраслей промышленности.
5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых
цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение
производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате
ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой
технической основе, с лучшими экономическими показателями.
Пути снижения себестоимости.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический
прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация
производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение
прогрессивных материалов позволяют значительно снизить себестоимость
продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение
специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-
поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на
предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.
Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных
кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет
повышения производительности труда. С ростом производительности труда
сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно,
уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
8. Заключение
К сожалению, до настоящего времени в практической работе нередки случаи,
когда организация бухучета, в том числе производственного учета,
ориентируется, главным образом, на необходимость представления бухгалтерской
отчетности в налоговые органы и соблюдения требований налогового
законодательства в части признания тех или иных расходов для исчисления
налогооблагаемой прибыли. Однако формирование полной и достоверной
информации, необходимой для пользования налоговыми органами, к первоочередным
задачам бухгалтерского учета (и составления бухгалтерской отчетности) не
относится. Это свидетельствует о недостаточной заинтересованности самих
организаций в использовании учетной информации для целей оперативного
руководства и управления, и кроме того, зачастую такой повод приводит к
нарушению правил и требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету и
отчетности.
1. Практикум по финансовому менеджменту. Учебно-деловые ситуации, задачи
и решения. / Под ред. Е.С. Стояновой. –М.:Перспектива.1997 г.
2. Экономика предприятия. Учебник /Под ред. О.И. Волкова.-М.:ИНФРА-М.
1997 г.
3. Экономика и статистика фирм: Учебник /В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова,
Т.П. Сиротина и др.; Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. –
М.:Финансы и статистика, 1997 г.
4. Постановление Правительства РФ от 1.07.95 г. № 661 / ред. от 22.11.96
“О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли”.
5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. “ Профессиональный
комментарий к Положению о составе затрат. 2-е издание” Москва 1998 г.
6. “Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции” Сост. Рябова
Р.И. – 4-е издание Москва 1998 г.
7. Шнайдерман Т.А. “Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость”
Москва 1998 г.
8. Бухгалтерское приложение «Экономика и жизнь», еженедельник №2 январь
1999. Составление годовой бухгалтерской отчетности за 1998 год, об изменениях
вносимых в учетную политику на 1999 год.
1 Экономика предприятия. Учебник / Под ред. О.И. Волкова. –М.:ИНФРА –М 1997.
Калькулирование себестоимости способом суммирования затрат
Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
Анализируя отраженные в учете хозяйственные операции по списанию на
производство материальных, трудовых и финансовых ресурсов, можно
утверждать, что учету общепроизводственных и общехозяйственных
расходов и контролю за ними должно быть уделено особое внимание.
К общепроизводственным относят расходы по управлению
производственными структурными подразделениями (цехами) и их обслуживанию.
В состав общепроизводственных входят следующие виды затрат.
1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, включающие:
- амортизацию производственного оборудования и транспортных средств,
закрепленных за цехом (кроме амортизации легковых автомобилей, которая
входит в состав общехозяйственных расходов по содержанию аппарата управления
предприятием);
- расход энергии на приведение в действие оборудования и транспортных
средств;
расходы на ремонт и содержание производственного оборудования, включая
зарплату рабочих, обслуживающих оборудование, с отчислениями во внебюджетные
социальные фонды с их зарплаты;
- расходы по внутризаводскому перемещению грузов (материалов, полуфабрикатов,
готовой продукции);
- износ инструментов общего назначения;
- другие подобные расходы, например по содержанию! рабочих мест.
2. Цеховые расходы, включающие:
- зарплату цехового персонала с отчислениями во внебюджетные социальные фонды;
- амортизацию, рем'онт и содержание основных средств цеха;
- износ МБП;
- расходы на охрану труда и технику безопасности;
недостачи и потери от порчи материальных ценностей при хранении их в цехах;
- потери с'т простоев по вине цеха и т. п.
Общепроизводственные расходы учитывают на счете 25 по статьям применительно к
перечисленному выше их составу в разрезе каждого цеха основного и
вспомогательного производства.
К общехозяйственным относят расходы по управлению предприятием в целом. В их
состав входят следующие виды затрат.
1. Расходы по содержанию аппарата управления, включающие:
- зарплату аппарата управления с отчислениями во внебюджетные социальные фонды;
- командировочные расходы;
- по что в о-телеграфные расходы;
- амортизация и расходы на содержание легковых автомобилей;
- расходы на содержание вычислительных центров и т. п.
2. Общехозяйственные расходы, включающие:
- зарплату персонала, не относящегося к аппарату управления, с отчислениями
во внебвэджетные социальные фонды;
амортизацию, ремонт и содержание зданий и сооружений общезаводского
характера;
- износ МБП;
- расходы на изобретательство и рационализацию;
- расходы на подготовку кадров и т. п.
3. Некоторые виды налогов, сборов и отчислений, включаемые в себестоимость
продукции (работ, услуг), в частности земельный налог.
4. Общезаводские непроизводительные расходы, включающие:
- недостачи и потери от порчи материальных ценностей и готовой продукции при
хранении их на общезаводских складах;
- потери от простоев не по вине цехов и т. п.
Общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 по статьям применительно к
этому перечню.
Оба счета (25 и 26$ не имеют сальдо и ежемесячно закрываются путем
распределения затрат между видами произведенной продукции, выполненных работ
и оказанных услуг.
Списание общепроизводственных расходов на себестоимость продукции
(работ, услуг) производится с использованием счетов 20 «Основное
производство» и 23 «Вспомогательные производства» записью:
ДЕБЕТ 20 (23) КРЕДИТ 25.
Для списания общехозяйственных расходов предприятие при разработке
учетной политики может выбрать один из двух вариантов: ежемесячно на счета
по учету производственных затрат (в дебет счетов 20 и 23) либо на счета учета
реализации (в дебет счета 46). При этом делается одна из двух следующих
проводок:
ДЕБЕТ 20 (23) КРЕДИТ 26
либо ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 26.
Особый интерес предпринимателей вызывает влияние накладных расходов на
себестоимость отдельных видов продукции для анализа конкурентоспособности
продукции и рентабельности производства. Отраслевыми инструкциями
предусматриваются различные способы распределения общепроизводственных
расходов между отдельными видами продукции:
- пропорционально начисленной заработной плате рабочих по видам продукции
(работ, услуг) ;
- пропорционально сумме прямых затрат на производство продукции (работ, услуг).
В большинстве отраслей распределение общепроизводственных расходов
между отдельными видами продукции производится пропорционально
зарплате производственных рабочих. Ведомость распределения
общепроизводственных расходов имеет следующий вид.
Дебет | База распределения | Общепроиз водственные расходы | ||
Счет | Заказ | Зарплата производственных рабочих,руб. | Процент | Сумма,руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате распределения суммы по заказам записывают в карточки
аналитического учета производства по статье «Общепроизводственные
расходы».
При распределении общехозяйственных расходов может использоваться
тот же вариант распределения, что и общепроизводственных расходов,
если в учетной политике предприятия предусмотрен расчет полной
производственной себестоимости выпущенной продукции, выполненных и сданных
заказчику работ и услуг.
При сокращенной методике ее расчета (только в сумме производственной
цеховой себестоимости) общехозяйственные расходы можно распределять и
списывать сразу на реализованную продукцию, работы и услуги (то есть сразу в
дебет счета 46). Такой вариант-возможен и при наличии на предприятии
нескольких видов деятельности.
Существует мнение, что если, согласно учетной политике,
общехозяйственные расходы списываются сразу на реализованную продукцию
(работы, услуги), то эти расходы можно не распределять между произведенными
продукцией, работами и услугами, а списать одной суммой. На наш взгляд, это
мнение некорректно. Независимо от того, на какой счет списываются
общехозяйственные расходы, необходимо определять фактическую
себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Это
позволит предприятию рассчитать прибыль, получаемую от каждого вида
продукции.
Можно рекомендовать один из следующих трех способов распределения
общехозяйственных расходов между отдельными видами продукцш-1:
- пропорционально численности работающих;
- пропорционально фонду оплаты труда;
- пропорционально стоимости основных средств.
Кроме того, если предприятие осуществляет различные виды деятельности,
прибыль от которых облагается по разным налоговым ставкам, распределение
общехозяйственных расходов производится пропорционально размеру выручки,
полученной от каждого вида деятельности.
В синтетическом учете суммы произведенного распределения отражают по
дебету счета 46 и кредиту счета 26 (в журнале-ордере № 10/1 и ведомости № 15
«Обороты по кредиту счета 26 за месяц» при журнально-ордерной форме учета).
При ведении бухгалтерского учета с использованием персональных компьютеров
желательно, чтобы формы ежемесячных отчетов были подобны описанным в
данной статье.
Суммирование затрат на производство
Калькулирование себестоимости продукции способом суммирования затрат является
основным в добывающих отраслях, энергетике (при учете затрат по процессам и
производственным участкам или цехам), в машиностроении (при учете затрат по
частям изделий или машинокомплектам и узлам). Фактическая себестоимость
единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам
технологического цикла или машинокомплектам в разрезе
калькуляционных статей и деления полученных сумм на фактическое количество
выпущенной продукции. Под суммированием затрат на производство понимается
следующее.
После того как затраты каждого цеха отражены в ведомостях № 12 и подсчитаны
итоги по каждой ведомости, итоги всех цеховых ведомостей № 12 суммируют
и сводят в журнал-ордер Ы' 10. Это позволяет определить общий объем затрат
предприятия в процессе производства за месяц.
Информация этого журнала крайне важна, поскольку позволяет судить о
рентабельности производства продукции (работ, услуг) , об уровне
устанавливаемых предприятием цен, о конкурентоспособности
производимой продукции. Исходя из данных этого журнала удобно анализировать
состав и сумму расходов. Журнал-ордер № 10 состоит из нескольких разделов.
Первый раздел журнала называется «Издержки производства». В этот раздел
переносятся итоговые строки ведомостей № 12 и № 15 в разрезе дебетуемых
счетов (20, 23, 25, 26, 28, 31 и 89), при этом суммы по кредиту счетов
одинаковы с суммами согласно ведомостям по счетам 02, 10, 12, 13 и т. п.
Характерная особенность первого раздела журнала-ордера № 10 -возможность
деления затрат на следующие два вида:
- по экономическим элементам (суммы по кредиту счетов 02, 05, 10, 12, 13,
69, 70 и др.) ;
- в разрезе комплексных расходов (суммы по дебету счетов 20, 23, 28,31,89}.
Главным в этом разделе считается итог по экономическим элементам, так
как при журнально-ордерной форме учета именно данные журналов-ордеров (то
есть обороты по кредиту счетов, по расходу ресурсов) являются основанием
для записей в Главной книге, ведомости же (то есть обороты по дебету
счетов) считаются вспомогательными.
Второй раздел журнала-ордера № 10 «Расчет затрат на производство по
экономическим элементам» позволяет откорректировать итоги первого раздела
журнала на суммы, увеличивающие и уменьшающие указанные итоги, то есть
определить объем затрат без внутризаводского оборота (например, при
изготовлении МБП цехами собственного производства, при оказании
транспортных услуг и др. ) .
Третий раздел журнала-ордера № 10 «Расчет себестоимости товарной
продукции» расшифрован по статьям калькуляции и объединяет выполненный
объем работ, списанных полностью со счета 20 «Основное производство» и
частично со счета 23 «Вспомогательные производства», если
продукция (услуги) вспомогательных цехов отпускалась на сторону.
Журнал-ордер № 10 имеет продолжение в виде журнала-ордера № 10/1, который
содержит перечень тех же кредитуемых счетов, но учитывает также и операции,
относящиеся к дебету любого счета, кроме производственных счетов. В
конечном итоге в нем фиксируется общая сумма оборотов по кредиту счетов
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, что и является впоследствии
основанием для записи оборотов в Главную книгу.
Оценка незавершенного производства
После суммирования затрат на производство за месяц бухгалтерия переходит к
расчету (калькулированию) себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг).
Но прежде должны быть оценены остатки незавершенного производства.
Продукция (полуфабрикаты), не прошедшая всех стадий обработки,
предусмотренных технологическим процессом, а также незаконченные работы, не
принятые заказчиками, называются незавершенным производством, а
затраты, относящиеся к ним, - затратами незавершенного производства.
К незавершенному производству также относятся готовые изделия, не принятые
отделом технического контроля (ОТК) либо принятые ОТК, но не сданные на
склад, не полностью укомплектованная продукция, а также полностью
законченная изготовлением продукция, которая еще не прошла испытаний,
предусмотренных технологией.
В незавершенное производство не включают материалы и покупные полуфабрикаты,
не начатые обработкой. В большинстве отраслей промышленности невозможно
обеспечить раздельное отражение в учете затрат на продукцию, законченную
изготовлением и оставшуюся в незавершенном производстве. Исключение
составляет продукция добывающих отраслей промышленности и
теплоэлектроэнергетики, где незавершенное производство отсутствует либо
носит стабильный характер. На предприятиях, где постоянно имеются
переходящие остатки незавершенного производства, для определения затрат,
относящихся к выпущенной продукции, эти остатки ежемесячно оценивают. Тогда
себестоимость выпущенной продукции определяют по следующему расчету: к
остаткам незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты за
месяц, вычитают возвращенные и списанные суммы, а также остатки
незавершенного производства на конец месяца. Поэтому важно
правильно определить остатки незавершенного производства и оценить их.
От этого во многом зависит достоверность калькуляции себестоимости
выпуска продукции и реальность финансовых результатов от реализации
продукции.
Все предприятия обязаны проводить инвентаризацию незавершенного производства
перед составлением годового отчета, но не раньше 1 октября, и, кроме того,
в сроки, определенные в учетной политике. Предприятия многих отраслей
такую инвентаризацию проводят ежемесячно или один раз в квартал.
Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными ведомостями, в
которых отражается состояние незаконченной продукции. В
межинвентаризационный период остатки незавершенного производства
определяют по данным оперативного учета их движения в натуральных
измерителях. Ведение такого учета возлагается на работников планово-
диспетчерских служб цехов и предприятия. Он ведется на основании первичных
документов по учету выработки и сдаточных накладных при передаче деталей
и полуфабрикатов в другие цехи или на склад.
Остатки незавершенного производства оценивают по одному из следующих
методов:
-по фактической производственной себестоимости (за исключением из нее
расходов на. подготовку и освоение
потерь от брака, прочих производственных расходов);
- по нормативной или плановой производственной себестоимости;
по условно-переменным расходам (зарплате и расходу материалов) ;
- по стоимости используемых в производстве сырья, материалов и полуфабрикатов.
Таким образом, оценка стоимости незавершенного производства
осуществляется через инвентаризацию с целью получения достоверных
данных бухгалтерского учета, участвующих в расчете финансового результата
деятельности предприятия за отчетный период (чем больше остаток
незавершенного производства, тем ниже себестоимость выпуска продукции и выше
прибыль, и наоборот).
Инвентаризационная комиссия, утвержденная руководителем предприятия, в
процессе инвентаризации определяет (рассчитывает) два показателя,
относящихся к остаткам незавершенного производства: объем и стоимость
израсходованных материалов и затраченного времени (оплаченного
труда) согласно технологическим картам. Достаточность этих двух статей
затрат объясняется наличием по прочим статьям калькуляции процентных
отношений к каждой из этих двух.
Выявленные при инвентаризации излишки и недостачи оценивают согласно учетной
политике. Излишки относят на прибыль записью:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 80,
а на сумму недостач делают проводку:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 20.
Рассмотрим пример оценки остатков незавершенного производства по
фактической производственной себестоимости.
Пример
Цифры примера условные
Расходы предприятия на изготовление изделия «А» в незавершенном производстве
составили: затраты материалов — 500руб , затраты покупных полуфабрикатов -
100 руб., транспортно заготовительные расходы 10%, возвратные отходы - 2%.
Начислена заработная плата в сумме ЮООруб , отчисления во внебюджетные
социальные фонды — 38,5% Общепроизводственные расходы составляют 80% по
отношению к начисленной заработной плате, а общехозяйственные расходы - 90%.
Требуется рассчитать фактическую себестоимость незавершенного производства
по изделию «А».
Расчет представлен в виде следующей таблицы
Статьи калькуляции | Сумма,руб |
1. Материалы | 500 |
2. Покупные полуфабрикаты | 100 |
3. Транспортно-заготовительные расходы (10%) | 60 |
4. Возвратные отходы (- 2%) | -12 |
Всего материальных затрат | 648 |
5. Заработная плата рабочих | 1000 |
6. Отчисления во внебюджетные социальные фонды (38,5%) | 385 |
7. Общепроизводственные расходы (80%) | 800 |
8. Общехозяйственные расходы (90%) | 900 |
ИТОГО фактическая производственная незавершенного производства | 3733 |
Калькулирование себестоимости продукции
После суммирования затрат на производство за месяц и оценки остатков
.незавершенного производства бухгалтерия переходит к калькулированию
себестоимости выпущенной продукции, выполненных и сданных заказчику работ и
оказанных услуг.
Калькулирование себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг)
производится путем следующего расчета:
Фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции =
Остаток незавершенного производства на начало месяца + Затраты на производство
за месяц — Расходы на подготовку и освоение производства — Потери от брака —
Остаток незавершенного производства на конец месяца.
Такой расчет производится по каждой статье калькуляции и каждому виду
продукции (работ, услуг).
Если выпуск продукции за месяц не производился, то затраты за месяц плюс
остатки незавершенного производства на начало месяца составят объем,
незавершенного производства на конец месяца.
На сумму выпущенной продукции (работ) в следующем месяце
делаются записи по счетам:
ДЕБЕТ 40 КРЕДИТ 20 - отражена фактическая себестоимость сдан ной на
склад готовой продукции в сумме фактических затрат
или ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 20 - отражена фактическая себестоимость сданных
заказчику работ (услуг) в сумме фактических
затрат.
Основанием для указанных записей по счетам являются: накладные на сдачу
готовой продукции из цехов на склад, акты приема-сдачи работ (услуг)
заказчику.
Себестоимость единицы продукции рассчитывается как постатейно, так и по
общему итогу путем деления сумм на количество продукции или объем работ.
Запись операций по кредиту счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 40
«Готовая продукция» и 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» производится в
журнале-ордере № 10/1.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только банки по требованию Центробанка РФ в целях контроля за их надежностью и ликвидностью сводят баланс ежедневно. Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики. Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. 1. Понятие затрат и их классификация Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации» вступивших в силу с 1 января 2000 г., впервые определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников ущества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 «Отчет о прибылях и убытков» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации. Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета это расходы по обычным видам деятельности. В п.9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности: - признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды; - переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды. Термин «доходы» и «расходы» организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотносится с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 40 «Готовая продукция» и не списываться на счета реализации до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат — расходы. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Буду придерживаться этих подходов при дальнейшем изложении материала. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов. По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг). По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят: • расчет себестоимости произведенной продукции и определение раз мера полученной прибыли; • принятие управленческого решения и планирование; • контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности. Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат (табл.1). Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на: - входящие и истекшие; - прямые и косвенные; - основные и накладные; - входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические или затраты периода); - одноэлементные и комплексные; - текущие и единовременные. Для принятия решения и планирования различают: · постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты; · затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; · безвозвратные затраты; · вмененные затраты; · предельные и приростные затраты; · планируемые и непланируемые. Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет. Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета
2. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация затрат. Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы). Входящие затраты—это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличиии, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков. В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно при вести одну статью актива баланса — товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим. В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов представлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного производства) и запасы готовой продукции. Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие — тождественны понятию «расходы». Расходы — это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода. Прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие. Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия. Остановлюсь подробнее на сущности прямых и косвенных затрат. Прямые материальные затраты. Каждое производственное изделие состоит из каких-либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие. В ряде случаев экономически невыгодно учитывать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции. Примерами подобных затрат являются гвозди в мебели, болты в автомобилях, заклепки в самолетах и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, а расходы по ним — косвенными общепроизводственными расходами, которые учитываются в целом за отчетный период, а затем специальными методами распределяются между отдельными видами продукции. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Эти расходы включают оплату труда таких рабочих, как механики, контролеры и другой вспомогательный персонал. Подобно расходам на вспомогательные мате риалы косвенные расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам. Размер прямых издержек на единицу продукции практически не зависит от объема производства, и снизить его можно путем повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий. Косвенные расходы. Сюда входят все издержки, которые нельзя отнести к первой и второй группам. Косвенные расходы — это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически не- целесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами. Косвенные расходы подразделяются на две группы (табл. 2): • общепроизводственные (производственные) расходы — это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на счете 25 «Общепроизводственные расходы»; • общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации и учитываются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Классификация косвенных (накладных) расходов
Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы они остаются неизменными. Изменить их можно управленческими решениями, а степень их покрытия — объемом продаж. Под масштабной базой в управленческом учете понимается определенный интервал объема производства (продаж), в котором затраты ведут себя определенным образом, имеют какую-либо четко выраженную тенденцию. Например, предприятие располагает станочным парком в 10 ед. оборудования. При этом ежегодно производится 1 млн.ед. продукции. Годовая сумма амортизации по этим основным средствам составляет 500 тыс. руб. Руководство предприятия решило удвоить объем выпуска, для чего ввело в эксплуатацию 10 дополнительных станков. Масштабная база, в рамках которой амортизационные отчисления до сих пор оставались постоянными (от О до 1 млн.шт. изделий), изменилась. Теперь это другой интервал в объеме производства — от 1 до 2 млн.шт. изделий. Амортизационные отчисления, являющиеся по своей сути постоянными издержками, выйдут на качественно иной уровень и снова зафиксируются на значении 1 млн руб. до следующего изменения масштабной базы. Описанная зависимость иллюстрируется На некоторых производствах выпускающих однородную продукцию, например в энергетической, угольной, нефтедобывающей отраслях промышленности, все расходы будут прямыми. На обрабатывающих предприятиях (в машиностроении, легкой, пищевой промышленности и др.) косвенные расходы весьма существенны. Таким образом, деление затрат на прямые и косвенные зависит от технологических особенностей производства. Поведение постоянных затрат при изменении масштабной базы предприятия
Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами. К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат. Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными. Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на: · входящие в себестоимость продукции (производственные); · внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты). Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов: • прямые материальные затраты; • прямые затраты на оплату труда; • общепроизводственные затраты. Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоёмкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах. Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов. Сравнивая промышленный и торговый учет, можно выявить различия между такими затратами как заработная плата, амортизация, страхование. В промышленности многие из подобных затрат относятся к производственной деятельности, и поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки являются затратами периода. Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы. Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла. Например, на предприятиях с высокой степенью автоматизации заработная плата с отчислениями составляет в структуре себестоимости менее 5%. На таких предприятиях, как правило, не выделяют прямую заработную плату, а объединяют ее с расходами по обслуживанию и управлению производством в отдельную статью, называемую «добавленные расходы». 3. Классификация затрат для принятия решений и планирования Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, не обходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия. Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принят решения, выделяют следующие виды затрат: · переменные, постоянные, условно-постоянные в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж); · ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений; · безвозвратные затраты (затраты истекшего периода); · вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия); · планируемые и непланируемые затраты. Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы. Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта. Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции — величина постоянная. Динамика переменных затрат показана на рис. 2, где переменные затраты на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат
К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи. Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов. Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 3. Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат
Постоянные расходы — это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. На практике руководством заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой активности предстоит достигнуть. Постоянные расходы на единицу продукции снижаются ступенчато. Совокупные постоянные затраты являются константой и не зависят от объемов деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов. Например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают. В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно при вести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое). Аналогичную структуру имеет ряд налогов. Так, налог на доходы физических лиц, совокупный доход которых в 2001 г. был менее 100 тыс. руб., рассчитывается по ставке 13% (постоянная часть), а доходы, превышающие установленный предел, пересчитываются по прогрессивной ставке, и в этой части величина налога носит переменный характер. Аналогичным образом в целях налогообложения нормируются представительские и рекламные расходы, и рассчитанная по такой методике сумма налога оказывается условно-переменной. Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой: где Y— совокупные издержки, руб.; а — их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; Х — показатель, характеризующий деловую активность организации(объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения. Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = О, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер. Для целей управления — оценки эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов — необходимо описать поведение издержек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части. В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается наиболее простым. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется, поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными. Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения. Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам. Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые — это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии м нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые — затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер- аналитик имеет дело с непланируемыми затратами. 4. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности. В целях контроля и регулирования уровня затрат применяется их следующая классификация: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые. Регулируемые— затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемы, но не все затраты могут регулироваться на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т.д. В то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми со стороны этого менеджера. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела и т.п. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнения сметы по центрам ответственности. Такое решение позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия. Оценка управленческой деятельности строится и на классификации затрат на эффективные и неэффективные. Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери на производстве. К ним от носят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование. Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете хода производства. Оно служит для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню. Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т. е. лиц, работающих на предприятии. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия. Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и другие подобные расходы. Производственная деятельность объединяет в своем составе несколько сфер: основное и вспомогательное производство, освоение новых видов изделий, разработку новых технологий. Непосредственно основное производство состоит из многочисленных технологических операций и нескольких процессов. Принципы группировки затрат для исчисления себестоимости не подходят для обеспечения контроля и регулирования расходов предприятия, потому что производственные ресурсы целесообразнее контролировать по местам их возникновения. Тогда возникает необходимость в организации системы учета производственных затрат, основанной на распределения затрат между отдельными участками производства. Учет должен предусматривать взаимосвязь затрат и доходов с действиями руководителей подразделений ответственных за расходование соответствующих ресурсов. Основная цель классификации — обеспечить информацией систему контроля и регулирования затрат на производство. Система контроля — это коммуникационная сеть, при которой управляют производственной деятельностью в целом и затратами в частности. Она обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управленческий учет — это система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Некоторые элементы системы управленческого учета нашли применение в теории и практике отечественного учета. Новые элементы еще предстоит освоить и адаптировать к российским условиям. Важна эффективность совокупного функционирования элементов системы как целого в достижении единой цели. Здесь можно сказать, что в условиях рыночных отношений происходит объективная интеграция методов управления в единую систему управленческого учета, что было не так эффективно в условиях централизованно управлявшейся экономики. Цель производственной деятельности предприятия — выпуск продукта, его реализация и получение прибыли. Управленческий учет затрат на производство состоит в наблюдении и анализе использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей производственной деятельности, соответствующей определенной модели управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия. Главное назначение учета затрат на производство — контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление. Используют разные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет за трат на производство: а) затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции; б) затраты, данные о которых являются основанием для принятия решений и планирования; в) затраты, используемые в системе контроля и регулирования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №33н «Об утверждении положения по 2. бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»;
3. Вахрушина М.А. 4. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЗАО 5. «Финстатинформ», 2000. – 533с.;
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: 7. Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 640с.;
8. 9. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 10. 1998. – 350с.;
11. Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. 12. А.Д.Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002. – 512с..
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Информация о работе Затраты предприятия и себестоимость продукции и услуг предприятия