Зарубежный опыт налогообложения

Автор: p***@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Налоговые системы зарубежных стран различаются между собой, однако проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. При тщательном анализе всем им присущи общие принципы построения на базе общепринятых постулатов теории.

Работа содержит 1 файл

Зарубежный опыт налогообложения и учета доходов юридических лиц.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Зарубежный  опыт налогообложения  и учета доходов  юридических лиц 
 

     Налоговые системы зарубежных стран различаются  между собой, однако проводимые с  конца 80-х годов налоговые реформы  несколько сближают их. При тщательном анализе всем им присущи общие  принципы построения на базе общепринятых постулатов теории.

     Например, Италия перед вступлением в общий  рынок серьезно изменила налоговую  систему, приближая ее к системам других стран. С учетом специфических  особенностей экономики и традиций населения, зарубежные страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные налоги, региональные налоги – земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные налоги. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно понимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок[8].

     Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных  и местных налогов.

     Основные  общегосударственные налоги: подоходный налог с физических лиц; на прибыль корпораций, на прирост капитала, на доходы от нефти, с наследства, на добавленную стоимость, пошлины, акцизы, гербовый сбор. Они дают более 90 процентов налоговых поступлений.

     Подоходный  налог – удерживается с облагаемого  дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (переработанный).

     Удержание подоходного налога с заработной платы и жалований производится у источника. При этом отпадает необходимость заполнения налоговой декларации для лиц наемного труда, живущих на доход только от заработной платы. В остальных случаях налогообложение доходов производится на основе деклараций, предъявляемой налогоплательщиками в установленные законом сроки.

     Ставка  налога на прибыль составляет 33 процента. Причем 10 лет назад она была 52 процента, а в начале 90-х годов  – 35 процентов.

     Малому  бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки – 25 процентов. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов стерлингов в год.

     Налог на наследство - не облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов стоимости передаваемого  имущества. Затем применяется ставка 40 процентов. Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80 процентов[7].

     Важное  место среди общегосударственных  налогов принадлежит налогу на добавленную  стоимость. Он занимает по доле в доходах  второе место после подоходного налога и формирует примерно 17 процентов бюджета страны.

     Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг (т.е. разница между выручкой и  стоимостью закупок у поставщиков). Ставка налога – 17,5 процентов. Не подлежат обложению продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

     В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе (а  годом раньше в Шотландии) перешли  к взиманию подушного налога, охватывающего  практически всех граждан, достигших  возраста 18 лет. Он устанавливается в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однако опыт взимания подушного налога оказался неудачным, и в апреле 1993 года ему на смену пришел новый муниципальный налог.

     Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма различен.

     Главный правительственный орган, осуществляющий управление и регулирование налоговой  системы страны - Казначейство. Оно  отвечает за разработку и осуществление общей экономической стратегии. Ему подотчетны Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Управление внутренних доходов имеет контору главного налогового инспектора в Лондоне и сеть из подчиненных ему 700 контор по всей стране. Формально это самостоятельное правительственное учреждение. Управление пошлин и акцизов ведает всеми косвенными налогами [6].

     Подоходный  налог в Германии прогрессивен. Его  минимальная ставка – 19 процентов, максимальная – 53 процента. Необлагаемый минимум – 1 536 евро в месяц для одиноких и 3 072 евро для семейных пар.

     Объектом  обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц  свободных профессий), промысловой  деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и внаем и все прочие поступления.

     Подоходные  налоги уплачивают предприятия и  физические лица. У предприятий налогообложению  подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

     Общая ставка налога составляет 34 процента. В отдельных случаях она может  повышаться до 42 процента. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24 процента.

     Если  предприятие в отчетном году понесло  убытки, то они могут быть вычтены  из облагаемой чистой прибыли будущих  лет, а в специально оговоренных  случаях – из чистой прибыли предыдущих лет.

     Налоговые льготы устанавливаются главным  образом через ускоренную амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства. Применяются два режима списания амортизации: линейная, когда  стоимость оборудования распределяется пропорционально сроку его службы, и ускоренная – с применением соответствующего коэффициента. Ускоренная амортизация используется обычно на промышленное оборудование, особенно энергосберегающее. Компьютеры разрешено амортизировать полностью в течение одного года.

     В ряде случаев предусматриваются  прямые вычеты из налога: 10 процентов  от прироста инвестиций в развитие производства и 50 процентов - от прироста вложений в научные исследования.

     Важнейшее место в группе подоходных налогов  занимает подоходный налог с физических лиц, его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18 процентов. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение года.

     Подоходный  налог на физических лиц носит  прогрессивный характер со ставкой  от нуля до 56,8 процента. Не облагаются налогом (ставка ноль процентов) доходы, не превышающие 18 140 евро. Максимальная ставка применяется для дохода, превышающего 246 770 евро [7].

     Налоговая система Канады в современных  условиях представлена на трех основных уровнях: федеральном (48 процентов государственных  доходов); провинциальном (42 процента государственных доходов); местном (10 процентов государственных доходов).

     Главную часть доходов федерального бюджета  составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1989-1999 годы доля подоходного налога увеличилась на 45 процентов (с 56580 млн до 101943 млн канадских долларов). Значительны поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

     Налоговые источники доходов провинций  складываются из:

  • подоходного налога с населения;
  • налога с продаж;
  • налога на прибыли корпораций;
  • акцизов;
  • налогов в фонды социального страхования;
  • налогов на дарения;
  • рентных платежей;
  • различных регистрационных и лицензионных сборов.

     Основную  долю поступлений дают подоходный налог  с населения и косвенные налоги.

     Налоговые поступления местных бюджетов состоят  из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

     В стране сложилась четкая система  налогового регулирования:

     Налоговая политика разрабатывается отделом  бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все  проекты выносятся на обсуждение – прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

     Отдельным провинциям сделаны исключения, например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта – налог на прибыль.

     Налоговая система Канады оказывает серьезное воздействие на экономические процессы в стране. В середине 1990-х годов налоговое регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное влияние все же уделялось государственным расходам. В результате федеральное правительство и правительства провинций требовали причитающиеся части важнейших налогов.

     Доля  подоходных налогов в 1999г. составляла около 45 процентов всех налоговых  поступлений (37 процентов приходится на подоходный налог с физических лиц, восемь процентов - на налог с корпораций); налоги на потребление – примерно 30 процентов. Доля налогов, собранных провинциями относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд долларов ежегодно (из них 40 процентов приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).

     Канада  – децентрализованное государство, где, несмотря на сильное влияние  федеральных налогов власти, провинции  имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, круг социальных программ по страхованию.

     Имея  столь широкий спектр ответственности, провинции играют фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится больше половины всех правительственных расходов Канады.

     Роль  провинций в экономике страны резко усилилась в последние  годы: с 15 процентов валового внутреннего  продукта (ВВП) в начале 1970г. – до 26 процентов в 1999г. На долю федерального правительства приходится всего 22 процентов.

     Расширение  роли провинций в национальной экономике  требует координации политики между  федеральным правительством и правительством провинций. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинциям необходима поддержка со стороны федерального правительства. В среднем около 28% всех доходов составляют трансферты – средства, передаваемые центральным правительством провинциям в целях компенсации несоответствия между потребностями в средствах и имеющимися в их распоряжении ресурсами. Например, в провинциях Онтарио, Альберта и Британская Колумбия эта доля достигает 20 процентов, а в провинциях менее богатых – более 40 процентов.

     Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов, которая призвана способствовать:

  • изменению роли провинций в федерации;
  • обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;
  • увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как инструменту политики увеличения поступлений;
  • улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью продвижения экономического и социального развития.

     Местные органы власти в США получают почти  половину всех поступлений, и имеют  право в рамках своих полномочий вводить налоги и взимать плату за услуги. Помимо этого, одна треть доходов местных органов власти дотируется из вышестоящих бюджетов в виде так называемых «грантов» или целевых, блоковых и программных дотаций. Эти источники поступлений налогов, сборов и грантов отражают многоуровневый характер власти в Соединенных Штатах.

Информация о работе Зарубежный опыт налогообложения