Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:26, контрольная работа
Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения роли учета и контроля. В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству. Наряду с бухгалтерским учетом предприятия в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут оперативный учет и статистику.
Введение
Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения роли учета и контроля. В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству. Наряду с бухгалтерским учетом предприятия в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут оперативный учет и статистику.
Бухгалтерский учет - сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях. В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников.
Многие
функции государства по
Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм. Начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты). Новым направлением в области социальных гарантий стали индексация потерь населения в связи с инфляцией. Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и другие). Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственных бюджетов, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.
Учет труда и заработной платы по праву
занимает одно из центральных мест во
всей системе учета на предприятии. Практический
материал для раскрытия данной темы будет
взят из первичных документов Закрытого
Акционерного Общества «Надежда», которое
является самостоятельным предприятием
с частно-долевой формой собственности.
1.
Организационно-экономическая
характеристика
ЗАО «Надежда»
ЗАО «Надежда» было создано в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в 1994 году. ЗАО «Надежда» является закрытым держателем имущественного пая.
В своей хозяйственной деятельности «Общество» руководствуется законодательством РФ и Уставом. Высшим органом управления «Обществом» является собрание акционеров.
Имущество предприятия является частной собственностью акционеров. Основными видами деятельности являются: - производство семян плодовых культур и древесно-кустарниковых пород;
- выращивание
и переработка
- производство товаров народного потребления и оказание услуг населению и организациям.
Коммерческо-торговая деятельность ЗАО «Надежда»» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом, его руководителем. Руководитель действует на основании контракта, Устава, действующего законодательства, а так же других обязательств для него и предприятия нормативных актов.
Бухгалтерия, согласно Федерального Закона «О бухгалтерском учете», принятом Государственной Думой 23.02.96 г. и одобренном Советом Федерации 20.03.96 г. не является самостоятельным структурным подразделением. В условиях рыночной экономики роль и задачи главного бухгалтера выходят за рамки чисто учетно-бухгалтерской работы. Он является главным поставщиком информации, как для внутреннего пользования, так и для представления бухгалтерской отчетности в налоговые, финансовые статистические органы, банки, учредителям и т. д.
Для выполнения первой функции главный бухгалтер обязан обеспечить надлежащее ведение управленческого учета, который предназначен для удовлетворения информационных потребностей руководства данного предприятия .Второй функцией является финансовый учет- это комплексный синтетический учет всех средств и всей средств и всей экономической деятельности предприятия. В него входит аналитический учет, расчет с поставщиками, покупателями, другими организациями и лицами, а также аналитический учет финансовых операций.
По данным финансового учета выявляется прибыль или убыток предприятия и составляется его финансовая отчетность. Первоочередным сегодня считается управленческий учет, ибо информация о состоянии дел на предприятии и использование этих данных в интересах управления, в конечном счете, обеспечат успех. Очень важным является обеспечение четких деловых взаимоотношений между подразделениями предприятия и должностными лицами, отвечающими за разные участки деятельности.
Особое место отводится ответственности главного бухгалтера. Он как должностное лицо несет всю ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него задач и функций Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».
Завершающим этапом финансового учета
является определение результатов работы
предприятия и их распределение Оценка
финансового положения ЗАО «Надежда»
на конец отчетного года производится
на основании данных бухгалтерского баланса
и «Отчета о финансовых результатах и
их использовании».
2.
Задачи, организация
и документальное
оформление учета
заработной платы
в условиях развития
рыночных отношений
2.1
Виды, формы и системы
оплаты труда
Изменения в экономической жизни России, а, следовательно, в бухгалтерском учете, динамичны, они протекают чрезвычайно быстро. Трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятия всех организационно-правовых форм устанавливается законодательством. Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
В новых условиях хозяйствования важнейшими задачами учета труда и заработной платы являются:
- в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);
- своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органами социального страхования;
- собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионным фондом и фондом занятости;
- обеспечение
оперативного контроля за
Для организации учета труда, выработки и заработной платы, для составления отчетности и контроля за фондом оплаты труда численность работников предприятия распределяется на две группы: рабочих и служащих. Учетом личного состава работников предприятия занимается отдел кадров.
Первичными
документами по учету численности рабочих
и служащих и их движении являются приказы
(распоряжения) о приеме, увольнении или
переводе на другую работу и о предоставлении
отпусков. Отдел кадров заводит карточку
- на рабочих и служащих, принятых на постоянную,
временную или сезонную работу, а на руководящих
работников и специалистов еще и личный
листок по учету кадров. Бухгалтерия предприятия
на основании первичных документов открывает
на каждого работника карточку-справку
или лицевой счет.
2.2
Учет рабочего
времени
Учет рабочего времени ведется в табелях учет использования рабочего времени, в годовых табельных карточках и т. п. Табели открываются или по предприятию в целом, или по его структурным подразделениям и категориям работающих. Они необходимы:
-для учета использования рабочего времени всех категорий работающих;
- для
контроля за соблюдением
На предприятии применяется две формы табеля учета использования рабочего времени № Т-12 и Т-13. В форме №Т-12 отражается не только учет использования рабочего времени, но и расчет заработной платы, в форме № Т-13 -учет использования рабочего времени без расчета заработной платы. Заработная плата в этом случае начисляется в лицевом счете, в расчетной ведомости или расчетно-платежной ведомости.
Организация заработной платы на предприятии определяется тремя взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, а именно тарифной системой, нормированием труда и формами оплаты труда. Тарифная система служит основой организации заработной платы рабочих и строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих, формы оплаты труда и значения данной отрасли в народном хозяйстве.
Тарифная
система включает: тарифную ставку, тарифную
сетку и тарифно-квалификационные справочники.
В настоящее время основой построения
системы тарифных ставок и окладов для
дифференциации оплаты по основным тарифообразующим
факторам является минимальная заработная
плата, установленная Правительством
РФ.
2.3
Документальное оформление
расчетов по оплате
труда рабочих
– сдельщиков
и повременщиков
Предприятие самостоятельно устанавливает формы и системы оплаты труда работников. Применяется две формы оплаты труда:
- сдельная - при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда;
- повременная - при которой зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда.
Существуют разновидности систем оплаты труды: Сдельная форма заработной платы:
- прямая сдельная - оплата труда повышается в прямой зависимости от количества выработанных ими изделий;
- сдельно-премиальная - помимо суммы сдельной заработной платы, рабочим начисляются премии за конкретные показатели их производственной деятельности;
- аккордная - оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения;
- сдельно- прогрессивная - предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;
- косвенная - в зависимости от количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают.
Повременная форма заработной платы:
- простая - заработная плата находится в прямой зависимости от количества отработанного времени;
- повременно-премиальная
- входит не только оплата
Основным документом при повременной
оплате труда является табель учета использования
рабочего времени. В зависимости от характера
производства, системы организации и оплаты
труда, способа контроля качества продукции
в промышленности применяются следующие
формы первичных документов, утвержденные
законодательством: наряд на сдельную
работу, маршрутный лист (карта), рапорт
о выработке, ведомость учета выработки,
акт о приемке выполненных работ, нормированные
задания повременщиков и другие.