Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;
определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью.
1 Законодательная основа по учету прибыли 2
1.1 Сущность и задачи анализа прибыли предприятия 2
1.2 Значение и источники информации для анализа прибыли предприятия 4
1.3 Анализ состава и динамики прибыли 5
1.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 10
1.4.1 Анализ прибыли в целом по предприятию 10
1.4.2 Влияние ассортиментной политики на прибыль предприятия. 12
1.4.3 Анализ формирования и использования чистой прибыли 13
1.5 Анализ показателей рентабельности предприятия 15
2 Практическая часть 19
2.1 Моделирование условной практической ситуации по анализу, динамики и составу прибыли 19
2.2 Моделирование условной практической ситуации по факторному анализу прибыли в целом по предприятию и рентабельности по производству и реализации продукции 25
Содержание
1 Законодательная основа по учету прибыли 2
1.1 Сущность и задачи анализа прибыли предприятия 2
1.2 Значение и источники
информации для анализа
1.3 Анализ состава и динамики прибыли 5
1.4 Анализ финансовых
результатов деятельности
1.4.1 Анализ прибыли в целом по предприятию 10
1.4.2 Влияние ассортиментной
политики на прибыль
1.4.3 Анализ формирования
и использования чистой прибыли
1.5 Анализ показателей рентабельности предприятия 15
2 Практическая часть 19
2.1 Моделирование условной
практической ситуации по
2.2 Моделирование условной
практической ситуации по
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств.
Прибыль — это часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.
Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», статистической отчетности ф. 5-ф «Отчет о финансовых результатах», а также соответствующие таблицы плана предприятия
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения показан на (Приложение А). Из него видно, что одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли. Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.
В процессе анализа необходимо
изучить факторы изменения
Показатели прибыли, используемые в экономическом анализе. Анализ состава и динамики показателей прибыли. Нейтрализация инфляционного фактора при анализе финансовых результатов. Влияние учетной политики предприятия на размер прибыли.
В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.
1. По видам хозяйственной деятельности различают:
2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
Механизм формирования данных показателей представлен на (Приложении Б).
Использование того или иного показателя зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточности объема продаж и зоны безопасности предприятия, оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная ( реинвестированная ) прибыль и т.д.
Нужно учитывать так же неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Кредиторов больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчётность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.
Прибыль предприятия
состоит из прибыли от продажи
продукции, то есть от основной деятельности,
а также из разницы прочих доходов
и расходов. Конечно, можно отдельно
изучать состав прибыли в разрезе
основной и прочей деятельности, но
гораздо удобнее проводить
Следующий вид анализа - горизонтальный. Из его названия вполне очевидно, что производится сравнение показателей за несколько периодов. Для этого определяют относительные и абсолютные изменения. В качестве относительного показателя обычно используют коэффициенты динамики. С помощью данного вида анализа определяются основные тенденции, присущие динамике тех или иных показателей: как прибыли, так и факторов, на неё влияющих. Что касается факторов, то анализ состава и динамики прибыли вертикальным и горизонтальным способом обычно дополняется проведением факторного анализа.
Факторный анализ динамики прибыли состоит в выявлении показателей, оказывающих на неё наибольшее влияние, а так же производится конкретная количественная оценка данного влияния. Чтобы провести факторный анализ, необходимо составить математическую модель, которой можно будет описать прибыль. Модели могут быть достаточно разнообразны.
Прибыль можно представить как произведение объема продаж на разницу цены и себестоимости единицы. простота такой модели объясняется тем, что она учитывает малое число факторов, влияющих на прибыль. Более детальную модель можно построить на основе отчета, упомянутого выше, который отражает порядок формирования чистой прибыли. При использовании этой модели следует учесть, что эта величина зависит от выручки, которая в свою очередь зависит от цены и объёма реализации.
Эти факторы так же следует учесть отдельно. Анализ влияния факторов в данной модели можно провести любым способом, пригодным для анализа детерминированных моделей, например, методом цепных подстановок.
Анализ состава и динамики прибыли будет неполным , если за ним не будут следовать определенные выводы. Важность выводов переоценить сложно, так как на их основе принимаются управленческие решения. Проведенный анализ может выявить ряд серьезных проблем, которые требуют решения. Возможно, необходимо проводить политику более жестокого управления затратами, чтобы сократить себестоимость продукции, которая негативно сказывается на прибыли. Кроме того, могут быть определены недостатки ценовой политики, которые не способствуют получению максимальной выручки. Возможно, необходимо искать способы снижения налоговой нагрузки: особые налоговые режимы, льготы и тому подобное. Иными словами, необходимо уделить внимание тем факторам, которые негативно влияют на прибыль, а затем принять решения, способствующие ослаблению этого влияния. Факторы же, влияющие положительно, необходимо использовать наиболее полно.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объёма реализации продукции (VРП); её структуры (Удi), себестоимости(Ci), среднереализационных цен(Цi):
Объём реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.