Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:13, доклад
В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.
АКОНОДАТЕЛЬНАЯ
И НОРМАТИВНАЯ
БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.
В Федеральном
Законе «О бухгалтерском учете» определяется
роль и место бухгалтерского учета
в системе законодательных
Второй уровень. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.
Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.
Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных. Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете».
Изложенная
структура нормативного регулирования
бухгалтерского учета представляет
собой продуманную систему
Основная
цель законодательства Российской Федерации
о бухгалтерском учете —
В настоящем
сборнике представлены нормативные
документы, устанавливающие правила
организации бухгалтерского и налогового
учета в центральном аппарате
и исполнительных органах Фонда
социального страхования
Нормативные документы объединены в группы в соответствии с уровнем их установления:
- Кодексы Российской Федерации;
- Федеральные законы РФ;
- Положения по ведению бухгалтерского учета;
- Постановления правительства РФ;
- Методические указания и рекомендации;
- Письма и другие нормативные
документы.
Кодексом называется единый законодательный акт, систематизирующий соответствующую область права. Кодексы содержат основополагающие требования, которыми регулируются правоотношения, возникающие в процессе осуществления разного рода отношений: имущественных, трудовых, налоговых и других отношений.
Гражданский кодекс Российской Федерации представляет собой документ, определяющий правовые аспекты взаимодействия граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе обобщены правила, нормы и положения, устанавливающие правовой режим имущественных отношений, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, обеспечивает защиту прав и интересов работников и работодателей. Применение норм Трудового кодекса обеспечивает оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений.
Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой основной нормативный документ, устанавливающий правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регламентирует отношения между учреждениями, министерствами, ведомствами и прочими субъектами бюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации всех уровней, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, в том числе и Фонда социального страхования, на основе сметы доходов и расходов.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают основополагающие начала построения налоговой системы, определяют виды взимаемых налогов и сборов и уровни их установления. Положения Налогового кодекса определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Статьи Налогового кодекса содержат материальные, процессуальные и отсылочные нормы.
Материальные нормы представляют собой основные положения о системе налогового законодательства, субъектах налоговых правоотношений и их правовом статусе, классификации и видах налогов и т.д.
Процессуальные нормы закрепляют основы исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства и т.д.
Отсылочные нормы отражают взаимодействие Налогового кодекса с предписаниями других нормативных актов Российской Федерации.
По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета в России отнесено к компетенции Правительства РФ, а именно - Министерству финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает обязательные для всех субъектов предпринимательской и иной деятельности нормативные документы по методике и организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
Закон «О бухгалтерском учете» определяет на самом высоком государственном уровне нормы, которыми обязаны руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.
Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому, трудовому и хозяйственному праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является надежной правовой базой для совершенствования бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развития рыночных отношений, международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
К основным
задачам бухгалтерского учета Закон
относит, во-первых, формирование полной
и достоверной информации о деятельности
организации, ее имущественном положении
для внутренних и внешних пользователей
— руководителей, акционеров, других
собственников, кредиторов, инвесторов
и т.п. Во-вторых, бухгалтерский учет
и отчетность должны обеспечить необходимую
информацию для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации
при осуществлении
Содержание
и последовательность изложения
основных задач бухгалтерского учета
совершенно определенно указывает
приоритеты и назначение информации,
формируемой в системе
Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.
В Законе не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам.
Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» распространяется
на все организации, находящиеся
на территории России, включая филиалы
и представительства
Федеральные органы утверждают обязательные для всех организаций на территории России:
- Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности;
- Методические указания и рекомендации по вопросам бухгалтерского учета.
Закон «О бухгалтерском учете» определяет также перечень отдельных нормативных документов, которые утверждаются руководителями, ответственными за организацию бухгалтерского учета.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
Согласно данному Положению руководство организаций, в том числе и Фонда социального страхования РФ, самостоятельно определяет форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и внутреннего контроля, выделяет на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения, исполнительные органы и другие обособленные подразделения, входящие в состав организации (Фонда).
Положением
предусматривается ведение
Информация о работе Законодательная и нормативная база регулирования бухгалтерского учета