Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от требований экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников, объекты внутреннего аудита могут быть различными.

Содержание

1.Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов. Основные направления их работы 3
2.Организация внутреннего аудита расчетов с дебиторами и кредиторами 14

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Кр аудит.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     Ответственность предполагает готовность внутреннего аудитора выполнять работу лишь в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, а также готовность нести ответственность не только за свои действия, но и в целом за неадекватную деятельность подразделения внутреннего аудита, даже если его личная провинность отсутствует. Внутренние аудиторы должны стараться постоянно повышать свой профессиональный уровень, эффективность и качество своих услуг.

     Конфиденциальность означает, что внутренние аудиторы должны быть осторожны в вопросах применения информации, приобретенной в процессе выполнения своих функций. Они не должны использовать конфиденциальную информацию ни в своих личных, ни в каких-либо иных целях. Кроме того, они не должны использовать служебные отношения в своих личных целях.

     Любой аудитор, в том числе и внутренний, должен соблюдать приоритет интересов  той социально-экономической системы, которой он служит, и поддерживать высокую репутацию своей профессии. При этом его ответственность:  за неосмотрительную, в разумных пределах, оценку объемов работ, необходимых для достижения поставленных перед ним целей; за субъективную оценку сложности, существенности или значимости тех или иных аспектов, в отношении которых он формирует свои выводы; за оценку адекватности и эффективности управления рисками, а также систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; за вероятность существенных ошибок; за понесенные затраты на предоставляемую проаудированную информацию для системы управления экономическим субъектом, превышающие возможные экономические выгоды от управленческих решений, сформированных не ее основе, - должна быть адекватной возможным последствиям в пределах его компетенции.

     Служба  внутреннего аудита наделена определенными правами: проверка бухгалтерских регистров и первичных документов, наличия денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, исследование смет, планов и других документов финансово-хозяйственной деятельности; знакомство с приказами, распоряжениями руководителя, решениями собраний учредителей, акционеров, правления и должностных лиц, уже заключенными и проектами (незаключенных) договоров с организациями и другими документами; обследование объектов строительства, территорий, складов, мастерских и других производственных, хозяйственных и служебных помещений, мест хранения готовой продукции, оборудования и др.; проверка наличия, состояния и сохранности имущества, товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц; требование проведения полной или частичной инвентаризации имущества и обязательств организации либо инвентаризации непосредственно аудитором с участием привлеченных к этому работников организации, в необходимых случаях- опечатывание сейфов, касс, складов, кладовых, архивов и других мест хранения средств; наблюдение за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, проверка правильности начисления налогов, сборов и платежей, а также своевременности их уплаты в бюджет и внебюджетные фонды; проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильности составления расчетов по налогам и обязательным платежам; право получения от руководителей структурных подразделений, специалистов организации необходимых для аудиторской проверки документов, справок, расчетов, заверенных копий документов для приложения их к акту или заключению, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки; экспертиза эффективности системы управления сегментами и анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансового состояния, платежеспособности и ликвидации организации; подготовка организации к внешнему аудиту и налоговому контролю; представление имущественных интересов организации при хозяйственных спорах на суде и в арбитражном суде; оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения; специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях; разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Организация внутреннего аудита расчетов с дебиторами и кредиторами.

     Расчёты с дебиторами и кредиторами образуются на предприятии в процессе хозяйственной  деятельности.

     Цель  внутреннего аудита дебиторской  задолженности - достижение уверенности в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числятся на счетах учёта в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчётов с дебиторами и кредиторами, так как операции, например, с кредиторской задолженностью и погашением её наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчётности. 
Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчётов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации. 
Аудит расчётов с дебиторами и кредиторами включает проверку:

  • наличия необходимых первичных документов, договоров, расчётных документов, актов сверки расчётов, документов о проведении взаимозачётов, актов приемки – передачи векселей и т.д.;
  • соответствия данных первичных документов данным аналитического учёта, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учёта, бухгалтерской отчётности;
  • наличия инвентаризации расчётов согласно учётной политике организации или законодательству;
  • мер по взысканию дебиторской задолженности;
  • своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;
  • правомерности и своевременности отражения в учёте прекращения обязательств неденежными формами расчётов (зачёт, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).

     Источниками информации для поведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами  являются:

  • регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга).
  • регистры синтетического и аналитического учета расчетов;
  • первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).
 

     Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета. 

     В процессе проведения аудита перед планированием  операций по аудиту аудитор обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь  с аудиторским риском. Существенность зависит от величины показателя бухгалтерской отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Аудиторы используют концепцию существенности (материальности) следующим образом:

  • как основу для планирования проверки при определении важных, нетипичных и содержащих ошибки статей и счетов, которым следует уделить особое внимание,
  • как основу оценки собранных аудиторских доказательств,
  • как основу для принятия решения о типе аудиторского заключения.

     После этого аудитор может перейти к составлению общего плана аудиторской проверки. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

     Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

     Аудиторская программа проверки расчетов включает следующие аудиторские процедуры  и рабочие документы, как распорядительно-исполнительные, так и свободные.

     Аудиторские процедуры по проверке расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям:

  • проведение опроса;
  • участие в инвентаризации счетов расчетов (проведение опроса, наблюдение за работой комиссии по инвентаризации (выборочно и по согласованию с руководством организации), проверка правильности оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете);
  • формирование выводов.

     Рабочие документы аудитора:

  • опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности;
  • опросный лист по планированию проверки обязательств организации;
  • опросный лист для наблюдения за инвентаризацией расчетов;
  • протокол наблюдения за проведением инвентаризации;
  • рабочие документы аудитора по разделу, области аудита.

     Аудиторские процедуры по проверке расчетов с  поставщиками и

     подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов с

     прочими дебиторами-кредиторами:

  • ознакомление с опросным листом по планированию проверки дебиторской задолженности;
  • ознакомление с опросным листом по планированию проверки обязательств организации;
  • изучение структуры счета учета расчетов;
  • проведение анализа дебиторской задолженности, определение дебиторской задолженности с истекшим сроком давности и долгов, нереальных для взыскания, своевременность их списания, начисление НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
  • проведение анализа кредиторской задолженности, определение кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, своевременность списания;
  • проверка правильности оформления первичных документов по приобретению (поставке) товарно-материальных ценностей и получению (оказанию) услуг с целью подтверждения обоснованности и своевременности возникновения кредиторской (дебиторской) задолженности;
  • проверка правильности оформления и своевременности отражения на счетах

     бухгалтерского  учета операций с прочими дебиторами-кредиторами;

  • проверка правильности формирования резервов (соответствие операций законодательству, учетной политике);
  • проверка операций зачета взаимных требований;
  • арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса;
  • формирование выводов по результатам проверки.

     Рабочие документы аудитора:

  • опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности;
  • опросный лист по планированию проверки обязательств организации;
  • рабочие документы аудитора по разделу, области аудита;
  • анкета (контрольный лист) по проверке дебиторской задолженности;
  • анкета (контрольный лист) по проверке обязательств организации.

     Таким образом, выполнив намеченные  процедуры  по проверке расчетов с дебиторами и кредиторами, аудиторы собирают необходимую им информацию и делают выводы о состоянии расчетов. После этого ими составляется аудиторское заключение, где они выражают свое мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов с дебиторами. 

     Форма и содержание аудиторского заключения регламентируется соответствующим  федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

     Письменная  информация (отчет) аудитора - это документ, адресованный исключительно собственникам  или руководству предприятия. Письменная информация (отчет) аудитора содержит исчерпывающую информацию о ходе аудита, отмеченных отклонениях от установленного порядка ведения бухучета, существенных нарушениях действующего законодательства.  
 

     Список  литературы.

  1. Внутренний контроль и аудит. Учебник / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
  2. Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособ. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
  3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  4. СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»: Выпуск 12, 2009.
  5. Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ  
    "Об аудиторской деятельности" .

Информация о работе Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов