Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от требований экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников, объекты внутреннего аудита могут быть различными.

Содержание

1.Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов. Основные направления их работы 3
2.Организация внутреннего аудита расчетов с дебиторами и кредиторами 14

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Кр аудит.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

    Содержание 
     

  1. Задачи  службы внутреннего аудита. Функции  и принципы деятельности внутренних аудиторов. Основные направления их работы                                                                                                        3
  2. Организация внутреннего аудита расчетов с дебиторами и кредиторами                                                                                            14

     Список  литературы                                                                                     19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задачи  службы внутреннего  аудита. Функции и  принципы деятельности внутренних аудиторов. Основные направления  их работы.

     Внутренний  аудит – это регламентированная внутренними документами организации  деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу) в установлении законности проводимых работниками хозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, в соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета.

     Задачи, решаемые внутренним аудитом, можно  сформулировать следующим образом:

  • регулярный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • контроль над сохранностью имущества экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль за расчетно-платежной дисциплиной;
  • контроль над соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов;
  • контроль над своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;
  • выявление или предотвращение и контроль над исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;
  • проверка учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;
  • оценка степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и его филиалов;
  • контроль над соблюдением политики экономического субъекта и обеспечение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его филиалов;
  • оценка экономической безопасности;
  • оценка инвестиционных и иных экономических проектов;
  • выявление и мобилизация имеющихся резервов ограниченных ресурсов;
  • консультирование персонала экономического субъекта и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;
  • научные разработки и подготовка методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету и иным, входящим в его компетенцию, направлениям;
  • компьютеризация бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу и прочим направлениям, входящим в компетенцию внутреннего аудита экономического субъекта;
  • контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;
  • оценка степени надежности информации, предоставляемой системе управления;
  • организация служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;
  • взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов.

     Приведенный, хотя и не претендующий на полноту, перечень задач, стоящих перед внутренним аудитом, может меняться в зависимости  от возникающей необходимости в  процессе управления. В то же время  его разнообразие подтверждает многофункциональные  возможности внутреннего аудита. При этом все эти задачи можно объединить в обобщенное понятие. Иными словами, задачей внутреннего аудита на современном этапе его развития является обеспечение процесса управления экономическим субъектом достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией, позволяющей принимать наиболее эффективные управленческие решения, а также оперативно и своевременно проводить корректировку ранее принятых решений.

     Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

  • в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все. Что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
  • компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
  • средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
  • все отклонения от планов своевременно выявлялись, а виновные несли ответственность;
  • внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

     Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего контроль.

     В зависимости от требований экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников, объекты внутреннего аудита могут быть различными. На службу внутреннего аудита может быть возложено выполнение следующих функций:

  • контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;
  • контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • контроль за деятельностью различных звеньев управления;
  • контроль за эффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;
  • контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;
  • контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;
  • разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению эффективности управления.

     Важно заметить, что руководство компании, не внутренние аудиторы, ответственны за создание и поддержание надежной и эффективной системы внутреннего  контроля. Основная цель внутреннего аудита - помочь менеджерам компании эффективно выполнять возложенные на них обязанности, придать менеджерам компании достаточную уверенность в том, что активы компании используются наиболее эффективным образом для достижения целей и задач, стоящих перед компанией в целом и ее отдельными подразделениями.

     Основной  метод внутреннего аудита - проведение качественного аудита, выработка  эффективных и выполнимых рекомендаций и дальнейший контроль их выполнения. Аудит не может считаться завершенным  до тех пор, пока не будут внедрены аудиторские рекомендации и устранены выявленные отклонения (лучше идти по "горячим следам", т.е. снова и снова после аудита возвращаться к нему и отслеживать прогресс во внедрении аудиторских рекомендаций, выявляя возможные препятствия и предлагая новые решения).

     Одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего аудита является определение  и анализ возможных внешних и  внутренних рисков при разработке и  внедрении новых проектов, а также  выработка рекомендаций, позволяющих снизить уровень риска или минимизировать возможные потери. Внутренние аудиторы также осуществляют мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам (например, проект капитального строительства или программа продвижения товара на рынок), анализируют финансовую и управленческую отчетность компании, ее достоверность и своевременность. Внутренние аудиторы дают оценку разрабатываемым контрактам и выполнению сторонами своих контрактных обязательств. Внутренние аудиторы привлекаются для оценки систем контроля в рамках существующих и вновь внедряемых информационных систем.

     Ключевое  условие успешного функционирования системы внутреннего аудита в  компании — это соблюдение следующих  принципов его эффективности.

  1. Принцип ответственности гласит: каждый внутренний аудитор (как субъект внутреннего контроля), работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
  2. Принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим, означает: аудитору нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
  3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях гласит: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
  4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит: степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего аудита компании.
  5. Принцип комплексности гласит: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов.
  6. Принцип разделения обязанностей гласит: функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности аудита эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.
  7. Принцип разрешения и одобрения гласит: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение — это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение — это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.

     Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит  от конкретных обстоятельств.

     В общем случае основным критерием  эффективности внутреннего аудита служит соблюдение принципов функционирования его системы, описанных выше. Если эти принципы в организации не соблюдаются, система внутреннего аудита будет либо недейственной, либо действенной, но нерезультативной. Но в любом случае она не будет эффективной. Если в организации все принципы соблюдены, система внутреннего аудита может считаться эффективной при обязательном условии превышения значения показателя ее результативности над ее стоимостью. Определенную гарантию эффективности внутреннего аудита могут давать этические нормы и профессиональные стандарты внутреннего аудита. Наличие в коммерческой организации стандартов и кодекса этики внутреннего аудита делает возможной адекватную оценку внутреннего аудита как со стороны руководителей организации, так и со стороны внешних аудиторов.

     Этические принципы, являющиеся ключевым условием достижения цели внутреннего аудита, должны отражать следующие основные моменты: независимость, объективность, лояльность, ответственность, конфиденциальность. Рассмотрим эти принципы подробнее.

     Независимость помогает внутренним аудиторам исполнять аудит беспристрастно и выражать объективные суждения. Каждый внутренний аудитор должен быть независим в своих суждениях как от своих коллег, включая главного внутреннего аудитора, так и других работников организации, включая управленческий персонал. Также следует отметить, что внутренние аудиторы не должны получать от работников или клиентов (партнеров по бизнесу) организации что-либо ценное (подарки и т.п.), которое может ослабить или предполагает со временем ослабление их независимости.

     Принцип объективности напрямую вытекает из принципа независимости. Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно.

     Лояльность внутренних аудиторов означает, что они не должны быть сознательно вовлечены в нелегальную или ненадлежащую деятельность, не должны участвовать в действиях или деятельности, которые могут дискредитировать профессию внутреннего аудитора или же их организацию, вызвать конфликт интересов, нанести ущерб (прямой или косвенный) организации или же ущерб их способности быть объективными. Отдел (подразделение) внутреннего аудита должен быть самостоятелен, независим и нейтрален по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения — это позволяет предотвратить возможность его участия в борьбе за распределение власти в организации.

Информация о работе Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов