Возникновение и развитие аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. был принят закон «Об акционерных компаниях», согласно которому их правления обязаны были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Позже, в 1854 г., в Эдинбурге появилось первое объединение бухгалтеров и аудиторов.

Работа содержит 1 файл

Возникновение и развитие аудита.docx

— 46.70 Кб (Скачать)

    Возникновение и развитие аудита

Исторической  родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. был принят закон «Об  акционерных компаниях», согласно которому их правления обязаны были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Позже, в 1854 г., в Эдинбурге появилось первое объединение бухгалтеров и аудиторов. Последние ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности с выражением мнения о ее объективности; таким образом они брали на себя определенную долю ответственности, в случае возникновения возможных убытков у клиентов.

В 1862 г. в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность. В 1880 г. был  основан Институт присяжных бухгалтеров  в Англии и Уэльсе, а уже сто  лег спустя в нем насчитывалось 76 ООО членов.

Законы  об обязательном аудите вступили в  действие и в других странах (например, во Франции в 1867 г., в США в 1937 г.).

В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 г., когда согласно дополнению к закону об акционерных  обществах наблюдательным советам этих обществ было вменено в обязанность осуществлять проверку основных отчетных форм (баланса и отчета о распределении прибыли) и отчитываться о результатах на общих собраниях акционеров. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, переименованный в у?54 г. в Институт аудиторов Германии. За время своей деятельности он завоевал высокий авторитет и ныне является общегерманской организацией, в которую входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций.

До начала XX в. независимый аудит в США  строился по английской модели, предусматривающей  детальные исследования данных баланса. Известный американский ученый P. X. Монтгомери (1872—1953) назвал американский аудит этого этапа «счетоводческим», отметив, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и проверку бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г., оно посвящалось аудиту балансов. Это постановление было подготовлено Американским институтом бухгалте- ров-экспертов (в настоящее время это Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров — AICPA).

Стандартизация  аудита в США началась с 1939 г., когда  А1СРА учредил Комитет по аудиторским процедурам, который издал Положение об аудиторской процедуре (SAP). До 1972 г. вышло 54 положения. Комитет был преобразован в Исполнительный комитет по аудиторским стандартам, а позднее стал называться Советом по аудиторским стандартам. Совет обобщил все положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре (SAS) № 1, которое действует по настоящее время. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

В 40-е  гг. XX в. основное внимание аудиторы уделяли  оценке действующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с последующим исследованием бухгалтерских записей в областях с наибольшим риском для деятельности.

Во Франции  в настоящее время независимый  финансовый контроль осуществляют две  профессиональные организации, объединяющие:

  • бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области;
  • комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль достоверности финансовой отчетности.

Рассмотрев  исторические особенности развития аудита, можно выделить его основные этапы:

Этап I. До конца 1940-х гг. аудитор в основном занимался проверкой документации, подтверждающей движение денежных операций, а также их правильной группировкой в финансовых отчетах. Этот аудит можно назвать подтверждающим.

Этап II. После 1949 г. независимые аудиторы стали уделять больше внимания вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, а финансовые отчеты являются достаточно полными и точными. Аудиторские фирмы занимались в основном консультационной деятельностью, а не непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Этан III. В настоящее время аудит ориентируется на возможный риск при проведении проверок или консультировании. Аудит, который, исходя из условий бизнеса клиента, проводится выборочно (в основном проверка осуществляется там, где риск ошибки или мошенничества может быть максимальным), носит название базирующегося на риске.

На современном  этапе развитие аудита в мировом  масштабе определяет Международная федерация бухгалтеров. Это развивающаяся организация, куда входят более 160 членов из 119 стран. Она объединяет более чем 2,5 млн бухгалтеров, занятых в публичной практике, государственной службе, промышленности и торговле.

    Развитие  аудита в России

Впервые в России звание аудитора было введено  Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение.

В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие выхода первого печатного труда, созданного Лукой Пачоли, по бухгалтерскому учету. Замечательный русский бухгалтер П. Д. Гопфенгау- зен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров.

В 1889 г. вновь была сделана попытка создать  институт аудиторов, но это могло  быть осуществлено только при наличии  достаточно подготов-

iiciiН1.1Ч кидрон и общественной потребности, а в России на тот период не Омпо нужного числа квалифицированных бухгалтеров.

Попытки создать в России институт аудита предпринимались и в 1412, и 1928 гг., но все они оказались нереализованными.

Аудиторские фирмы в России появились лишь в 1987 г. Многие из первых аудиторских  фирм действуют до настоящего времени  и входят в число крупнейших. Потребность  в их услугах была обусловлена  мощнейшим развитием внешнеторговых операций в ходе реализации новой экономической политики.

Кроме того, для России предпосылкой возникновения  аудита послужила потребность в достоверной оценке имущества в условиях инфляции и приведении его стоимости в соответствие с рыночной. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.

С 1987 по 1993 г. аудит в России проходил этап становления в условиях отсутствия законодательной базы. Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название — «Временные правила» — подчеркивало, что это документ переходного периода. Предполагалось, что данный акт будет иметь временный характер, однако на самом деле эти правила просуществовали почти восемь лет без поправок и изменений. Ныне действующий Закон об аудиторской деятельности, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился лишь в августе 2001 г. 
 

Тема 19. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Целью аудита является установление соответствия применяемой  в организации методики учета  и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.

Начисление  и выплата заработной платы

Аудитору в  ходе проверки начисления и выплаты  заработной платы следует руководствоваться  следующими основными положениями:

  • все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в прудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором;
  • в соответствии с разъяснениями Роструда, содержащимися в письме от 08.09.2006 № 1557-6, кроме формального выполнения требований ст. 136 ТК РФ о выплате работодателем заработной платы не реже двух раз в месяц, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу). Правило ст. 136 ТК РФ является обязательным. Поэтому ни заявления работников, написанные по просьбе работодателя, о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые договоры, не дают работодателю права для нарушения трудового законодательства;
  • работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 142 ГК РФ). Так, согласно ст. 236 ТК РФ работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором;
  • по общему правилу работодатель обязан оплачивать труд работника в денежной форме. Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). По мнению Роструда, иностранную валюту нельзя использовать даже для целей определения размера заработной платы (письмо Роструда от 10.10.2006 № 1688-6-1). Выплата заработной платы на территории Российской Федерации в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена.
 

Удержания из заработной платы

Удержания из заработной платы регулируются следующим образом*

  • законодательно установлен предельный размер производимых при каждой выплате удержаний (ст. 138 ТК РФ). Размер удержаний зависит от оснований удержания. Так, общим правилом является ограничение размера всех удержаний 20% выплачиваемой заработной платы;
  • в случаях, предусмотренных федеральными законами, предельный размер удержаний может составлять до 50% выплаты. Один из таких случаев предусматривает ТК РФ: когда удержание производится по нескольким исполнительным документам;
  • все случаи, когда допускается самый высокий размер удержаний — до 70%, также перечислены в ТК РФ (перечень закрытый):
  • удержание из заработной платы при отбывании исправитель-1

ных работ;

  • взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  • возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью

кормильца;

  • возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Заработная плата  работникам организации является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). В соответст-*! вии с гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусмотрена налоговая ставка 13%; налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

Для предоставления стандартных налоговых вычетов  работником должно быть подано соответствующее  заявление с приложением копий  необходимых подтверждающих документов (например, копии свидетельств о рождении детей и справка о совместном проживании).

При определении  размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет  право на получение стандартных  налоговых вычетов:

  • налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастаю- % щим итогом с начала налогового периода (в отношении которого преду- i смотрена налоговая ставка 13%), превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, | в котором доход Лревысил 40 000 руб., налоговый вычет не применяется (НК РФ предусмотрены повышенные вычеты в размере 3000 и 500 руб. для особых категорий налогоплательщиков);
  • согласно ст. 218 НК РФ плательщикам НДФЛ предоставляется налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении. Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, ;Я исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 000 руб.

Информация о работе Возникновение и развитие аудита