Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:53, доклад
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятий.
Доклад
Возникновение аудита
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в 19 в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятий. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди — аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной Аудита считается Англия, где в 1844 г был принят закон «Об акционерных компаниях», согласно которому их правления обязаны были приглашать не реже 1-го раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчёта перед акционерами. Позже, в 1854 г, в Эдинбурге появилось первое объединение бухгалтеров и аудиторов. Последние ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчётности с выражением мнения о её объективности, т.о., они брали на себя определённую долю ответственности в случае возникновения возможных убытков у клиентов.
В 1862 г в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность. В 1880 г был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе, а уже 100 лет спустя в нём насчитывалось 76000 членов. В функции Института входила большая методическая работа, разработка учётных и аудиторских стандартов, издание журнала, где печатались важные материалы по аудиту. В настоящее время в Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчётности, в том числе работающие в государственных органах.
Законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (Франция 1867, США 1937).
В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870, когда согласно дополнению к закону об акционерных обществах наблюдательным советам этих обществ было вменено в обязанность осуществлять проверку основных отчётных форм (баланса и отчёта о распределении прибыли) и отчитываться о результатах на общих собраниях акционеров. В 1932 г в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, переименованный в 1954 г в Институт аудиторов Германии. За время своей деятельности он завоевал высокий авторитет и ныне является общегерманской организацией, в которую входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций.
До начала 20 в независимый аудит в США строился по английской модели, предусматривавшей детальные исследования данных баланса. Известный американский учёный Монтгомери назвал американский аудит этого этапа «счетоводческим», отметив, что ¾ рабочего времени аудитора уходило на подсчёты и проверку бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г, оно посвящалось аудиту балансов. Это постановление было подготовлено Американским Институтом бухгалтеров-экспертов (в наст. время это Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров).
Стандартизация аудита в США началась в 1939 г, когда вышеуказанный институт учредил Комитет по аудиторским процедурам, который издал Положение об аудиторской процедуре. До 1972 г вышло 54 положения. Комитет был преобразован в Исполнительный комитет по аудиторским стандартам, а позднее стал называться Советом по аудиторским стандартам. Совет обобщил все положения и свёл их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре №1, которое действует по наст время. В США проверку достоверности финансовой отчётности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
В 40-е годы 20 века основное внимание аудиторы уделяли оценке действующих систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля с последующим исследованием бухгалтерских записей в областях с наибольшим риском для деятельности.
Во Франции в настоящее время независимый финансовый контроль осуществляют две профессиональные организации, объединяющие:
-бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бух-го учёта, составлением отчётности и оказанием консультационных услуг в этой области;
-комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль достоверности финансовой отчётности.
Итак, с начала 20 в аудиторские проверки и судебная экспертиза аудиторских фирм становятся обычным явлением в экономически развитых странах. Два известных специалиста – Дикси в Великобритании и Монтгомери в США – создали теорию аудита, которая используется и в наст время, получив существенное развитие.
Обобщив вышесказанное можно сделать выводы, что потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
-необходимостью предоставления качественной информации для принятия решений об инвестировании и сотрудничестве;
-устранения необъективности в информации, предоставляемой предприятием заинтересованным пользователям;
-необходимостью получения специальных знаний для проверки информации в связи со сложностью ведения учёта и составлению отчётности;
-отсутствием у пользователей информации необходимого доступа к ней для оценки качества информации.
Рассмотрев исторические особенности развития аудита, можно выделить следующие основные этапы:
Этап 1. До конца 1940 гг аудитор в основном занимался проверкой документации, подтверждающей движение денежных операций, а также их правильной группировкой в финансовых отчётах. Этот аудит можно назвать подтверждающий.
Этап 2. После 1949 г независимые аудиторы стали уделять больше внимания вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, а финансовые отчёты являются достаточно полными и точными. Аудиторские фирмы занимались в основном консультационной деятельностью, а не непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.
Этап 3. В настоящее время аудит ориентируется на возможный риск при проведении проверок или консультировании. Аудит, который, исходя из условий бизнеса клиента, проводится выборочно (в основном проверка осуществляется там, где риск ошибки или мошенничества может быть максимальным), носит название базирующийся на риске.
На современном этапе развитие аудита в мировом масштабе определяет Международная федерация бухгалтеров. Это развивающаяся организация, куда входит более 160 членов из 119 стран. Она объединяет более 2,5 млн бухгалтеров, занятых в публичной практике, государственной службе, промышленности и торговле.
В России, впервые, звание аудитора было введено Петром 1. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку, в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введённый директивно, он постепенно терял своё первоначальное назначение.
Очень подробно описал в своих трудах все этапы развития учёта и аудита в России выдающийся российский учёный Соколов. Анализируя его научные разработки, можно сделать вывод, что к середине 19 в в России имелось много существенных недостатков в организации учёта и контроля. Понимая это, в 1856 году правительство командировало за границу высокопоставленного чиновника Татаринова для изучения опыта постановки учёта. По результатам представленного Татариновым доклада Александр 2 написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете Министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд, и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению, как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».
Проводилось обсуждение проблем учёта и контроля, но его результаты, видимо, были неутешительны, так как уже сын Александра 2 – Александр 3 писал: «К сожалению, в официальных отчётах так часто приукрашивают, а иногда и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием…».
К концу 19 века наблюдалась та же картина, что и к началу великой реформы 1861 года. В «Петербургском листке» за 1884 год можно было прочесть: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не существует; счёта имущества, принадлежащего городу, также нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по арендным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в безвозвратный расход и т.п.».
Единственным в данных условиях было обратиться к практике других стран. Однако опыт Запада для России не всегда был понятен и приемлем, так как деятельность тамошних аудиторов, или, как их тогда называли, присяжных бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять объективность представляемой им отчётности различных фирм. Аудиторы принимали на себя ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчётности. Такая практика невозможна была в России того периода, так как в стране господствовал принцип вертикального контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой схеме, хотя и с трудом, но можно было понять, что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да ещё после того как он в своём акте раскрывал недостатки работы нанимателя, казалось странным и излишним.
В 1894 году в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учёту Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии. «Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества», – писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров.
Доклад был принят с энтузиазмом, тут же подготовили документы, и очень скоро проект Гопфенгаузена был направлен министру финансов Витте. Документы в министерстве не заблокировали, но рекомендовали доработать. Постоянно дискутировался вопрос формулирования целей и задач института, которые 1895 году определили так: проверка правильности счетов и отчётов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение отчётов по делам душеприказчиков и опекунов; расчёт по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчётов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончании расчётов и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах.
Присяжный бухгалтер не мог быть признан таковым, не принеся специальной присяги, подобной клятве Гиппократа, в которой он клялся исполнять поручения возложенные на него властями, не совершать ничего противного доброй вере в промышленности и торговле, охранять интересы доверителей и других учреждений, дела которых ему будут поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого им звания Присяжного счетовода.
В 1889 году была сделана ещё одна неудачная попытка создать институт аудиторов. Эта задача могла быть решена только при наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения; или стажа работы; от аудиторов же требовалось соблюдение нравственной этики.
Против нравственных критериев тоже высказывались возражения. Миляев писал: «Аттестаты о благонадёжности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств… действовать может только страх ответственности перед судом или обществом».
Кроме того, русские купцы требовали надёжных гарантий, планируя привлечение иностранных капиталов, а членство в институте разрешалось только русским подданным, что исключало появление западных, возможно, более квалифицированных аудиторов.
Как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались ещё в 1912, и в 1928 годах, но все они оказались нереализованными.
Вопрос о необходимости аудита в современной России вновь появился на повестке дня вместе с началом рыночных преобразований. В законе РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» упоминалось о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.
Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 году, зачастую они создавались с участием иностранного капитала. Многие из этих фирм действуют и в настоящее время и входят в число крупнейших. Потребность в их услугах была обусловлена мощнейшим развитием внешнеторговых операций в ходе реализации новой экономической политики.
Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Инвесторы требовали гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, возникновению аудита немало способствовала необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надёжной информации – это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.