Внутрибанковский контроль и внутрибанковский аудит в кредитных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: анализ сущности внутрибанковского контроля и аудита, основные правовые аспекты функционирования внутрибанковских систем контроля и аудита, а так же перспектив развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Теоретические, методологические и правовые основы внутрибанковского контроля и внутрибанковского аудита:
1.1. Понятие, сущность, виды внутрибанковского контроля и
внутрибанковского аудита…………………………………………………………..6 стр.
1.2. Отличие внутрибанковского аудита от внутрибанковского контроля……...18 стр.
Глава 2. Практическое задание:
2.1. Баланс банка АКБ "Скарт-банк" на 26 марта 2010 года……………………...20 стр.
2.2. Отражение операций АКБ «Скарт-банк» за 26 марта 2010 года…………….27 стр.
2.3. Оборотно-сальдовая ведомость АКБ «Скарт-банк» за 26 марта 2010 года...29 стр.
2.4. Журнал регистрации операций АКБ «Скарт-банк» за 26 марта 2010 года…32 стр.
2.5. Баланс банка АКБ " Скарт-банк " на 29 марта 2010 года……………………34 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..41 стр.
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая (учет в банках).docx

— 100.78 Кб (Скачать)

  Особое  внимание обращается на организацию  текущего контроля в процессе проведения операций с наличностью. Значительное место здесь отводится предварительному контролю при совершении расходных кассовых операций.

  За  организацию текущего контроля несет  ответственность главный бухгалтер  банка. Он непосредственно контролирует правильность оформления операций по открытию расчетных и текущих  счетов клиентов, организует текущий  контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. В обязанности главного бухгалтера и его заместителя входит осуществление  контроля за внесением исправлений  в лицевые счета, открытием и  закрытием счетов, начислением процентов  по ним, движением бланков строгой  отчетности и квитанций о приеме наличных денег. Главный бухгалтер  банка ежедневно проводит проверку заключения кассовых операций; полноту  оприходования денег как инкассированных, так и поступивших в вечернюю кассу; правильность формирования и хранения всех денежно-расчетных документов и другой учетной документации.

Последующий контроль и способы  его проведения

  В процессе проведения внутрибанковского  контроля в банке важное место  отводится правильной организации  последующего контроля, целью которого является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:

  • проверка постановки учета и документооборота;
  • подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей;
  • проверка законности и правильности оформления выполненных операций.

  В кредитной организации работу по проведению последующего контроля возглавляют  главный бухгалтер, его заместители, а в крупных банках этим занимаются специальные инспекторы последующего контроля. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные  проверки, так и проверки, затрагивающие  лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Примером может служить проведение проверки только кассовых или только мемориальных документов за определенный период деятельности банка. В процессе проведения комплексной проверки обследованию подвергается весь объем работы тех  или иных ответственных исполнителей.

  В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются  документы, которые не подвергались контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операции, правильность их оформления и отражения в учете.

  В порядке последующего контроля проводится ревизия. Участки учетно-операционной работы банка, которые подвергались ревизии или обследованию, в течение  последующих трех месяцев разрешено  не проверять.

  Итоги проведенных проверок и ревизий  рассматриваются руководством коммерческого  банка, результатом чего является выработка  и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков предотвращению их появления в дальнейшем. Как  правило, контроль по устранению недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, непосредственно осуществляет главный бухгалтер банка.

  Общую ответственность за состояние учета, организацию документооборота и  контроля в коммерческом банке несет  президент банка. В его обязанности  включается проверка своевременности  составления ежедневного банковского  баланса, который представляется ему  на подпись. 

Внутрибанковский  аудит.

  Помимо  текущего и последующего контроля в  каждом коммерческом банке согласно действующим нормативным документам Бака России должна быть создана и эффективно функционировать система внутреннего аудита. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

  В условиях развития рыночных отношений, становления  двухуровневой банковской системы, расширения сети коммерческих 6анков  начинает проявляться конкуренция  между ними за привлечение клиентов, депозитов, межбанковского кредита  и других кредитных ресурсов. Успех  ведения банковского дела, стабильность банка, степень делового доверия к нему со стороны учредителей, акционеров и клиентов во многом зависят от правильной организации управления его деятельностью и квалификации кадров. Коммерческими интересами банка определяется необходимость иметь достоверную информацию о состоянии дел на различных участках банковской деятельности для поддержания устойчивой работы банка, соблюдения интересов учредителей, акционеров, клиентов и сотрудников, корректировки депозитно-ссудной политики, обеспечения сохранности денег, ценностей и имущества. Такую информацию можно почерпнуть из различных источников, однако она должна быть тщательно проверена. Кроме того, у коммерческих банков, особенно имеющих разветвленную сеть филиалов, возникает потребность в организации внутренней предварительной проверки собственной деятельности с целью предупреждения возможных негативных фактов, которые могут быть установлены проверками органов, осуществляющих надзор за коммерческими банками (центральный банк, налоговая инспекция, правоохранительные органы).

  Наличие законодательной базы, практика повседневной работы по осуществлению контроля за рисками банковской деятельности привели  российские банки в процессе их становления  и развития к осознанию необходимости  создания (в той или иной форме) систем внутреннего аудита, Однако, банки не имели четких формализованных  ориентиров при формировании таких  систем, а инспекторы Центрального банка РФ, проверяя тот или иной банк, не располагали нормативно закрепленными  критериями для оценки эффективности  внутрибанковского контроля. Это  послужило основанием для принятия Центральным банком РФ 28 августа 1997 г. Положения об организации внутреннего  контроля в банках № 509. В развитие этого документа 7 июля 1999 г. вышли  Указания Банка России «О порядке  осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» № 603-У и «О порядке аттестации комплаенс-контролеров кредитных организаций» № 604-У. В соответствии с этим Положением определялись цели и задачи внутреннего аудита, функции, права и обязанности соответствующей службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам, подходы к оценке Банком России состояния внутреннего контроля в банках.

  Основной  целью внутреннего банковского  аудита является защита интересов банка, его акционеров и клиентов путем  контроля за соблюдением отдельными службами и конкретными сотрудниками законодательства, иных нормативных  актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего  уровня надежности и устойчивости банка. Отсюда вытекают и основные задачи внутреннего аудита. К наиболее значимым из них можно отнести:

  • проверку выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
  • определение и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
  • принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
  • выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
  • проверку сохранности активов банка;
  • проверку правильности отражения операций банка в учете;
  • контроль за состоянием отчетности, позволяющей получать, необходимую информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;
  • эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора.

  Таким образом, основной задачей внутреннего банковского  аудита является минимизация рисков банковской деятельности. Внутренний аудит организационно может быть представлен как структурное  подразделение банка. Эта служба имеет особый статус. Она действует  на основании устава банка и положения  о службе внутреннего аудита. Для  успешного решения поставленных перед ней задач служба внутреннего  аудита должна обладать достаточно широкими полномочиями. Она должна иметь право:

  • доступа к работе со всеми документами банка;
  • давать оценку соответствия действий и операций, осуществляемых его сотрудниками, действующим нормативно-правовым и внутрибанковским требованиям;
  • привлечения к работе сотрудников структурных подразделений банка и т.д.

  Одновременно  на службу внутреннего аудита возлагаются  определенные обязанности:

  1) осуществление  постоянного мониторинга рисков  банковской деятельности;

  2) разработка  рекомендаций и указаний по  устранению выявленных нарушений  и осуществление контроля за  их исполнением;

  3) своевременное  информирование руководства банка  о превышения допустимых норм  риска, о фактических и возможных  нарушениях и др.

  Служба  внутреннего аудита может быть подчинена непосредственно руководителю банка или его учредителю. Ее работа должна строиться по специально утвержденным правлением банка планам, в которых обязательно предусматривается проведение проверок филиалов, отделений и подразделений коммерческого банка. Планы проверок должны содержать конкретный перечень подлежащих проверке банковских операций. Основными разделами программ проверок, проводимых службой внутреннего аудита, могут быть следующие:

  • законность образования банка;
  • своевременность и правильность формирования уставного капитала, резервного и других фондов банка, законность их формирования;
  • подтверждение достоверности и правильности отражения в учете и отчетности денежных средств, счетов и депозитов в банках и других кредитных учреждениях, депозитов клиентов;
  • законность проведения и достоверность отражения в учете и отчетности расчетных операций;
  • законность и достоверность отражения в учете и отчетности операций по кредитованию;
  • правильность осуществления и законность кассовых операций;
  • правомерность и правильность осуществления внешнеэкономической деятельности коммерческого банка;
  • достоверность, правильность оформления и отражения по счетам бухгалтерского учета операций с ценными бумагами;
  • проверка правильности проведения и отражения в учете и отчетности основных средств банка и других материальных и нематериальных активов;
  • проверка полноты, правильности и достоверности отражения в учете доходов и расходов банка.

  Один раз  в год банки в составе годового отчета обязаны представлять отчеты о состоянии внутреннего контроля в Банк России, который вправе осуществлять при необходимости проверки состояния  внутреннего контроля и работы службы внутреннего контроля в банках.

 

1.2. Отличие внутрибанковского аудита от внутрибанковского контроля

  Разница определяется теми задачами, которые  ставит перед этими подразделениями  руководство.

  Контроль  проявляется через анализ финансовых показателей деятельности банка  и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния  в целях его улучшения,  контроль за уплатой налогов в бюджет и  применение штрафных санкций, управление рисками, контроль за целевым расходованием  предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).

  Итак, в кредитной организации может  существовать несколько служб и  подразделений, специализирующихся на различных видах контроля, и все  они могут осуществлять внутренний контроль на разных уровнях организации, на различных этапах процесса контроля, за теми или иными видами и уровнями риска.

  Основными целями службы внутреннего контроля по традиции являются обнаружение нарушений  регламентов и правил и выявление  нарушивших режим. Обычно такая служба имеет статус «особо доверенного», подчиняется «лично» самому высокому руководителю и при этом является ответственной за состояние внутреннего  контроля в целом. Задача же внутренних аудиторов (там, где они есть) в  основном сводится к дублированию функций  внешних аудиторов на уровне организации, т. е. подтверждению достоверности  отчётности.

  Роль  внутренних аудиторов как специалистов в области контроля заключается  в том, что они, фокусируясь на проверке процессов и процедур внутреннего  контроля, могут не столько идентифицировать случаи их несоблюдения, сколько:

  • систематически и объективно оценивать степень влияния таких случаев на эффективность всей деятельности финансовой организации — от заключения сделки до подготовки отчётности;
  • на основе изучения существующей в отрасли лучшей практики (best practice) управления рисками рекомендовать высшему руководству и менеджменту необходимые меры по устранению выявленных проблем, повышению эффективности управления рисками организации.

Информация о работе Внутрибанковский контроль и внутрибанковский аудит в кредитных организациях